Стихотворение «Воплощение. »
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8.3
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 29
Читатели: 63 +1
Дата:

Воплощение.



Ты снова здесь,
Среди безмолвной тишины.
Среди миров,
Распавшихся в пространстве.

Когда все спят,
Шаги едва слышны.
Все повторяется,
С привычным постоянством.

Покров ночной,
Храня тот сладкий сон.
Тоску наводит,
В Царствии небесном.

И ты мечтаешь,
Только об одном.
Вернуться в мир,
В обличии телесном.

Неважно кем ты будешь,
И сколь раз -
Душа твоя,
Вновь в ком-то воплотится.

Но снова будешь счастлив
Всякий раз.
В обличии любом,
На свет родиться.

Анна Денисова
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Итак, реинкарнационное
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Ты снова здесь,
Среди безмолвной тишины.
Среди миров,
Распавшихся в пространстве.

Когда все спят,
Шаги едва слышны.
Все повторяется,
С привычным постоянством.

Покров ночной,
Храня тот сладкий сон.
Тоску наводит,
В Царствии небесном.

И ты мечтаешь,
Только об одном.
Вернуться в мир,
В обличии телесном.

Неважно кем ты будешь,
И сколь раз -
Душа твоя,
Вновь в ком-то воплотится.

Но снова будешь счастлив
Всякий раз.
В обличии любом,
На свет родиться.

Первое, что бросается в глаза (кроме индуистско-буддистской мифологии множественных перерождений) - это, безусловно, музыкальность.
Стихотворение льётся, как ручей, и с ритмической точки зрения выглядит безупречно.
Попробуем его (этот ручей) и стихотворение преодолеть. 

Ручей невозможен без стремнин. Так, кажется, что это четверостишия, которые легко превратить в двустишия, спускающиеся каскадом по ступеням из камней. Ну, например, легко заметить, что каждая первая и каждая третья строка в каждом четверостишии между собой не рифмуются, а, стало быть, мы могли бы легко записать его в виде двустиший. Но в виде двустиший будет, безусловно, не так красиво - это будет равнинный ручей, он затеряется среди трав. Каскады заметнее - да здравствует графика этого стихотворения!
Вдобавок здесь есть одна хитрость: на самом деле это действительно четверостишия, состоящие... из четверостиший. Перекрёстная рифмовка охватывает каждую пару из таких каскадов: "тишины", вторая строка из первого четверостишия, созвучна со второй строкой из второго - "слышны", словно бы прошивая стихи насквозь. И так далее. Эта продуманность поэтического строя, чёткий рисунок рифм, спрятанный среди образов и графики, придаёт всему стихотворению внутреннюю стройность и музыкальность. Когда не задумываешься о том - КАК это сделано, а просто читаешь. 

Ты снова здесь,
Среди безмолвной тишины.
Среди миров,
Распавшихся в пространстве.

(но в первом же каскаде камешек особенно крупный: в первой группе строк добавлена стопа - два лишних слога, которые, впрочем, по смыслу совсем не лишние. Читается легко, ни на что не влияет и вполне допустимо по всем канонам - при чтении или декламации невольно немножко ускоряешься. К слову, такой приём Автор использовал в двух четверостишиях, превратив пять стоп в шесть стоп лёгким движением руки. Почему "лёгким" - а потому что на музыкальность, звучание этого ручья данный приём нисколько не повлиял)

Когда все спят,
Шаги едва слышны.
Все повторяется,
С привычным постоянством.

(и здесь то же самое, но уже у второй группы строк - 3 и 4. Здесь тоже камень особо крупных размеров, но почему-то очень не хочется сокращать... Нужные слова, правильные ударения, допустимый приём)

Изначально лирический герой предстаёт перед нами, словно бы осознаёт себя посреди ночи - подчёркнута "безмолвная тишина" и то, что "все спят". Но почему "распавшиеся в пространстве миры" и почему "всё повторяется"? 

И ты мечтаешь,
Только об одном.
Вернуться в мир,
В обличии телесном.

(неожиданный "вот-так-поворот": это размышление духа, души посреди ночи? Или человека? Лирический герой - не совсем человек? Или, напротив, вполне реальный и осязаемый какой-нибудь "наш-сосед", понимающий, что он тут уже был и, возможно, ещё раз будет? Вернуться - потому что ты (лирический герой) дух или вернуться ещё раз, когда ты им станешь?)

Но снова будешь счастлив
Всякий раз.
В обличии любом,
На свет родиться.

(действительно, неважно, кто, когда и где. Главное - это получить возможность ещё раз ощутить дыхание жизни, испытать на себе земное притяжение, жизнь с её горестями и радостями. Очень интересное психологическое погружение...)

Благодаря графике и небольшой технической хитрости (разделить четверостишия на такие любопытные каскады) не бросается в глаза хоть и точная, но, безусловно, грамматическая рифма: глагольная, прилагательная и существительная. "Пространстве" - "постоянстве", "Небесном" - "телесном" (да, Царствие Небесное пишется с двух прописных) и "воплотится" - "родиться". Вот как-то это мне читать не мешает, как и рифма "раз" - "раз", что в другом контексте и антураже выглядело бы ошибкой. Но здесь всё осмысленно и поставлено на службу авторскому замыслу - прикоснуться к вечности.
Удалось ли это? Безусловно. 
Лаконичность, завершённость каждой фразы и её трудно-оспариваемость тому порука. Почему "трудно-оспариваемость"? А как можно спорить с жизнеутверждающим финалом? Кому не хочется прожить эту жизнь, повторить, исправить ошибки - сделать новые, чтобы потом их исправлять? 
Финал действительно жизнеутверждающий. Находится ли этот лирический герой ещё на земле - а сам мечтает вернуться сюда ещё раз - или же он уже "не здесь", а "там", но "здесь" притягивает его и манит - неважно. Важно, что ему не хотелось бы покидать этот "круг Сансары", каждый раз приводящий его на землю... 
И, действительно, неважно, кем и когда... 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

9

- за жизнеутверждающий смысл,
- за прикосновение к бесконечности.

Оценка произведения: 9
Слово Автора 29.03.2025
10:57 09.03.2025
Слово Автора
А вдруг "родишься баобабом? и будешь баобабом триста лет, пока помрёшь"? 
19:50 27.02.2025
Владимир Абрамов
И то правда!
Книга автора
Непридуманные рассказы  
 Автор: Тиа Мелик
Реклама