Стихотворение «Мои тревоги»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 6
Баллы: 8
Читатели: 128 +1
Дата:

Мои тревоги

В тени сомнений, в час ночной,
Когда луна на небе тает,
Я размышляю, сам не свой,
Душа покоя не познает.

Тревоги роем вьются ввысь,
Как тучи в грозное ненастье,
И сердце рвётся в эту высь,
Где нет ни мира, ни участья.

Что день грядущий принесёт?
Какие беды, испытанья?
И разум в страхе не найдёт
Ответов ясных, пониманья.

Но всё ж надежда, как маяк,
Сквозь мрак сомнений светит ярко,
И, может быть, не так уж мрак
Страшит, а лишь его загадка.

Так, в тишине, я продолжаю
Свой путь сквозь мысли и мечты,
И верю: свет, что озаряет,
Развеет все мои труды.



Реклама
Обсуждение
00:56 12.02.2025(1)
2
Слово Автора
Уважаемый Автор!
Пожалуйста, когда в следующий раз будете присылать свою поэзию на расширенную оценку редколлегии, прикрепляйте к ней сразу записку, какую именно оценку Вы бы хотели получить. 
Мы непременно сопоставим наши возможности с Вашими желаниями - а вдруг у нас столько не будет?
Успехов в творчестве и непрерывного роста ввысь! 
09:06 12.02.2025(1)
Уважаемый Коллега! 
Благодарю за креативный подход к бюрократии. Обязательно пришлю вместе со стихами: 
— анкету «Желаемая оценка: □ гениально □ терпимо □ вы же сами это написали?»; 
— график допустимых метафор (чтобы тучи не взлетели выше 3-го этажа); 
— справку от Тютчева, что дождь у вокзала имеет право шататься. 

А вы, на случай, если вдруг «возможностей не хватит», подготовьте расписку: «Редколлегия признаёт, что поэзия — не калькулятор, а рифмы иногда бунтуют против прогнозов погоды». 🌪️✍️ 
P.S. Рост «ввысь» — уже в процессе: скоро достану до ваших критериев. С высоты хотя бы видно, где кончаются учебники и начинается небо.
14:17 12.02.2025(1)
1
Слово Автора
Читаю ваши комментарии как поэму))) Вашим стихам пока не хватает учебника, а нам - анкеты.
Составьте, пожалуйста.
Ваша "поэтическая бюрократия" на недосягаемом уровне. 
20:33 12.02.2025(1)
Мои стихи давно уехали на том трамвае — знаете, что в «неведомых мирах» останавливается? У подножия ваших критериев. Там, где змеи спят в оврагах, а рифмы смеются над линейками. Не беспокойтесь: ваши правила я оставлю на остановке — пусть подождут, пока дорастут до моих облаков.
20:46 12.02.2025
1
Слово Автора
Я рада, что вы таки приобщились к оврагам настоящей поэзии, а то вас ваши тучи чуть ввысь не утянули, страшшшшшно ажжуть. 
13:55 11.02.2025(2)
Уважаемая редколлегия, позвольте вам возразить с позиций филологической науки, которая, судя по вашему вердикту, осталась для вас терра инкогнита. Ваши замечания — образец поверхностного анализа, где буквализм подавил способность к восприятию метафоры, а субъективные предпочтения выдаются за объективные критерии. Разберём по пунктам: 

1.«Тучи ввысь не вьтся, даже в грозное ненастье»
Вы путаете метеорологию с поэзией. В стихе «тревоги роем вьются ввысь, как тучи» — это сравнение, где тревоги уподобляются динамике туч, подчёркивая их хаотичное движение. В грозу тучи действительно клубятся, сталкиваются восходящими и нисходящими потоками — но даже если бы это было не так, поэзия не обязана следовать учебникам физики. У Данте грешники летают в вихре, у Пастернака «дождь шатается у вокзала» — это называется художественный образ , а не доклад в Гидрометцентр. 

2.«Какие труды развеет свет?»
Вы упускаете контекстную синекдоху: «труды» — не физические усилия, а душевные терзания, сомнения, внутреннюю работу лирического героя. Свет надежды развеивает не «труды», а их тяжесть, что очевидно из предшествующих строф. Для справки: у Тютчева «мысль изречённая есть ложь» — тоже не о лгущих философах, а о невыразимости переживаний. 

3.«Рифмы слабые, креативных мыслей нет». 
Ваш вердикт игнорирует интенцию автора. Рифмы «ночной — невой», «тает — познает», «маяк — мрак» — классические для медитативной лирики, где важнее ритм и интонация, нежели экстравагантность созвучий. Требовать «креатива» в философском стихе — всё равно что пенять Баратынскому на отсутствие трёхэтажных метафор в «На смерть Гёте». Свежесть — не в ломании форм, а в искренности высказывания. 

4.«Рифмы простые» 
«Простота» ≠ примитивность. У Пушкина «морозы — розы» не помешали «Зимнему утру» стать шедевром. Рифмы здесь — каркас для мелодики стиха, а не цирковой трюк. Вы путаете техническую сложность с эмоциональной глубиной : сонет Шекспира с рифмой «love — prove» не становится хуже от её «простоты». 

Итог: Ваша оценка — плод буквализма и незнания поэтической традиции. Вы требуете от текста «правильных туч» и клоунады в рифмах, не замечая главного: стих выстроен как классическая элегия с развитием от мрака к свету, где каждая строфа — шаг от сомнений к надежде. «Слабые» рифмы? Скорее, сдержанные, как мазки в акварели. «Нет креатива»? Философская лирика — не поп-арт. 

Совет: прежде чем раздавать ярлыки, вспомните, что поэзия — это не сборник инструкций, а язык души, где даже тучи имеют право лететь ввысь, если так видится автору. Ваши претензии напоминают упрёки звезде в том, что она «не зелёная». Учите матчасть, господа.
14:47 11.02.2025(1)
Оксана Кар
И даже рифма "ввысь-высь" вас не смущает? Хорошая рифма. Лучше чем "пальто-полупальто".
15:08 11.02.2025
Уважаемая Оксана


Прежде всего благодарю за внимание к моему стихотворению. Ваше замечание о рифме «ввысь — высь» позволю себе рассмотреть более детально, дабы прояснить, что данная созвучность не является ни досадной оплошностью, ни попыткой «пробежать» мимо поэтических канонов.

Роль повторов и эхо-рифм

В поэтической практике нередко применяются так называемые эхо-рифмы или повторения одного и того же корня/звукосочетания, чтобы усилить внутреннюю ритмику и эмоциональную напряжённость текста. Например, у Маяковского встречаются смелые повторы, у Бродского — игра с омонимией, у Хлебникова — намеренная тавтология (сознательное повторение слов и корней). Подобные приёмы не умаляют ценности стиха, а нередко подчёркивают авторскую интонацию. «Ввысь — высь» здесь работает как усиление созерцательного импульса: тревоги не просто «взмывают», они уходят «в самую высь» — повтор звуковой, но и смысловой.

Поэзия и «правильная» рифма

Подобные рифмы редко становятся «классикой» в понимании учебников, где нас учат искать созвучие типа «розы — морозы». Однако канон — не статичный монолит, а живое наследие, допускающее эксперименты. Поэтическая традиция постоянно эволюционирует. В ряде случаев намеренно простая, «однокоренная» рифма может придать строчке дополнительную медитативность. Если автор стремился подчеркнуть восходящий порыв (вверх, ввысь, высь), то такая звуковая «дробь» работает на идею стиха.
Функциональность контекста
Упрёк в «несерьёзности» рифмы имеет силу, когда рифменный приём выбивается из общего строя текста или выглядит неуместным. В моём стихотворении «ввысь — высь» не вызывает контрастной комичности, напротив, оно резонирует с атмосферой тревожных возвышенных порывов. Это не «пальто — полупальто», где ирония очевидна и указывает на намеренную грубоватую стилизацию. Здесь же — повтор корня «в-высь», усиливающий пространство устремлённости и полёта, что укладывается в логическую ткань лирического монолога.

О вкусах и насущных вопросах
Разумеется, оценка поэзии во многом субъективна. Но именно благодаря субъективности и диалогу рождается многообразие стилей, форм и приёмов. Настаивать на «единственно правильной» рифме равносильно требованию, чтобы вся музыка писалась в одном тональном ключе или все картины были выполнены маслом на холсте, без акварели, без пастели. Поэтический язык гораздо многогранней, чем свод правил о «хороших» и «плохих» рифмах.
Таким образом, «ввысь — высь» — это не ошибка, а осознанный художественный ход. Если он кому-то не по вкусу — это право читателя. Однако отвергать поэтическую образность на том основании, что созвучие не соответствует узким канонам, на мой взгляд, несправедливо и обедняет горизонты восприятия.

С уважением,
Мухаммад



13:58 11.02.2025(1)
Светлана Самарина
Что это было?
15:12 11.02.2025
Это был локальный торнадо из рифм и аргументов. Не волнуйтесь, утих уже! 
03:20 16.12.2024
Светлана Самарина
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама