| Стихотворение «Анализ стихотворения» | Предисловие: Восемь лет назад, случайно оказавшись в сообществе пишущей братии, я сказал:-Хочу научиться делать рецензии. В ответ услышал:- У чего захотел! Но я всё таки решился. (Чтобы, ненароком, не наступить на любимый мозоль кого-либо из тех «школьных знахарей»), сделал рецензию на своё собственное стихотворение . Теперь хочу знать, насколько удачен мой дебют.
Стихотворение "Навруз!"
Стекали ручьи по кремнистому скату.
В селениях горных справляли Навруз.
Неспешное солнышко плыло к закату.
Гостил я у друга в посёлке Юлдуз.
АпрЕль на порОге. БелЁсая вАта
На фОне лазУрного нЕба клубИтся.
МенЯ привечАют , как внУка, как брАта,
Как будто я Феникс-священная птица.
Под снежным покровом ещё перевалы И стужа, хоть редко, в окошко стучит.
Но солнышко плавит сугробов дувалы
И гонит к подножью Чаткала ручьи.
НаврУз здесь и прАздник, и гОсть, и правИтель.
Дней сОлнечных свЕтлых, веснЫ учредИтель.
МорОз ещё стАвит свой штЕмпель на скАлы,
Но штЕмпеля нАледь смывАет НаврУз.
ТандЫры пылают, дымятся мангАлы, Я шАпку-ушАнку сменИл на картУз.
Напевы комуза. Танцует Феруза.
Хрустальные звоны стремительных вод И серая птаха поклонница блюза
На ветке сирени качаясь поёт.
Глаза у Ферузы, кишлачной девчонки,
Лукавством весёлым горят:
-Ну что ты, как старый, скучаешь в сторонке!-
Как будто бы мне говорят.
Какой же я стАрый! И гОлос мой звонкий.
И в танцах таджИков я тОже искуссный.
Желанья девчОнок по взглЯдам читаю.
И в танец неждАнно, со свИстом, по-рУсски,
Я птИцей, я вЕтром, я вИхрем влетаю.
Джигиты ревнУя пришельца бранЯт.
Но есть и другИе, хатынки седые,
ОнИ мне за тАнец
"рахмат" говорят. Стихотворение моего собственного сочинения
я
|
Послесловие:
Анализ
Тема стихотворения: культура и традиции народов юго-востока бывшего СССР.
Идея: ностальгия по утраченному братству народов канувшего в Лету Союза Советских республик.
Сюжет- горное поселение. Навруз: праздник, сохранившейся со времён язычества. Общение представителей народов разных культур.
Художественные средства: форма-катрен; размер- четырёхстопный амфибрахий.
У жителей Центральной Азии искромётных танцев нет. Таджики, Узбеки в танце неспешны, грациозны: показывают не лихость, а достоинство. Чтобы это показать в стихах, двухсложный размер не подойдёт. Поэтому амфибрахий: "\ГлазА у.\ смуглЯвой\ кишлАчной\ девчОнки\ задОром\ лукАвым\ горят" Но русскому духу нужен другой темп- темп гапака. Как быть? А очень даже просто: тот же амфибрахий, только сочетание слов в предложении -бессоюзное. "И в тАнец\ неждАнноно\, со свИстом\, по рУсски\, Я птИцей\, я вЕтром\, я вИхрем\ влетаю".
Ярких эпитетов в стихотворении нет. Зато метафоры какие! "Белёсая вата на фоне лазурного неба клубится" "Не спешное солнышко плыло к закату" "Напевы комуза, горянка Фуруза, и снежная свежесть стекает с высот, и серая птаха , поклонница блюза, на ветке сирени качаясь, поёт" "Мороз ещё ставит свой штемпель на скалы, Но штемпеля наледь смывает Навруз; Тандыры пылают, дымятся мангалы"...И следом: "Я шапку-ушанку сменил на картуз" Только тот, кто напрочь лишён дара воображения не увидит в строках этих всенародного торжества. Строка: "Я шапку-ушанку сменил на картуз" говорит читателю о том, что Навруз- праздик связанный со сменой времени года.
Рифма.
Особо ценных рифм здесь не много. Но они есть: стучит- ручьи, вод-поёт, искусный- по-русски. Имена существительные рифмуются друг с другом не только в разных падежах (Феруза-блюза), но и в составе (девчонки-во множественном, сторонке-в единственном числе).
Данное стихотворение автору удалось: образы созданы, тема раскрыта.
|
| |