Я читал Мамардашвили, и то, что он сам написал, и стенограммы его лекций (о Канте). Его размышления о том, что нужно жить без надежды, показались мне глупыми, поскольку это невозможно. Разве что — рассуждать, как Пушкин в известном письме о женитьбе (к Н.И.Кривцову) — мол, ни на что не надеюсь, но если всё-таки будет что-нибудь неожиданно хорошее — вот будет кайф! Что же касается словоговорений о Канте — из них я сделал вывод, что лектор, понимает Канта ещё хуже меня и почём зря морочит студентам головы.*
Насчёт же выложенных кем-то в интернете мнений Мамардашвили о русских, полагаю, что они звучат так особенно неприятно, только будучи вырванными из контекста. Однако могу добавить, обращаясь не к праху Мамардашвили (Царство ему Небесное!), а к живым людям, которые выражают себя подобным образом: Если человек обнаруживает, что живёт среди народа, который ему не нравится, то честно было бы как можно скорее из недр этого народа удалиться. А иначе — создаётся представление о паразите, который ругается, скажем, на кишечник, внутри которого он, паразит, только и мог развиться, а потом полноценно существовать.
И ещё: Недавно, читая Л.С.Петрушевскую, писателя, который мне очень нравится, с удивлением обнаружил, что она Мамардашвили чуть ли не восхищается. Сперва я подумал, что, наверное, нечто упустил при ознакомлении с творчеством данного «философа», но затем успокоился на мысли о том, что во времена, когда формировались предпочтения Петрушевской, в нашей стране вообще-то был очень затруднён доступ к первоисточникам. Да и не была, похоже, никогда философия как таковая в фокусе внимания великой бытописательницы Людмилы Стефановны. Предполагаю, что на фоне почти полного отсутствия каких-либо открытых мровоззренческих дискуссий фигура Мамардашвили могла выглядеть весьма внушительно, наверняка сказывалось и обаяние личности. Но самое главное — просто больше ничего такого нигде поблизости не было. Воистину: На безрыбье и рак рыба.
* Кстати, вынужден признаться, что самому мне удалось удовлетворительно усвоить лишь первые 60 страниц кантовой «Критики чистого разума», так что вряд ли я могу объективно судить по этому вопросу.
|