Стихотворение «АВГУСТ, ВЕЧЕР...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 13
Читатели: 410 +1
Дата:

АВГУСТ, ВЕЧЕР...

Повстречался мне усталый странник,
Вроде молод, а в глазах тоска
Древняя как мир.
– Ты кто?
– Изгнанник…

Шли по небу овцы-облака…

– Я изгой земли обетованной.
Быть скитальцем – вот мой тяжкий крест.
Смерти жду, но… нет её, желанной.
Разве только грянет благовест,
И сойдёт Божественное Чадо
Вновь на землю, в этот грешный мир,
Чтоб укрыть овец послушных стадо
Плащаницей, стёртою до дыр.

– Но… за что?
– Я не узнал мессию
И теперь жить вечно обречён.
Помолись Всевышнему, спроси, я
Буду ли когда-нибудь прощён?
– Не проси, молиться не умею.
Я и сам изгой в людских сердцах.
Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.
– Вижу я – стезя твоя печальна.
Наказанье вечности страшней.
Ведь душа поэта – наковальня,
И людская боль стучит по ней.
Ни о чём просить тебя не смею…

В Горний мир неся свои грехи
Овцы шли и шли покорно блея…

- Нет! Постой! Я напишу стихи!
Господи, помилуй Агасфера.
Ты же добр, прости тот давний грех.
Или доброта твоя - химера?
Или милость Божья не для всех?

Ветер подгонял покорных плетью…
И гремел Божественный  хорал…

–Почему карая всех нас смертью
Ты его бессмертием покарал?
Ты, отдавший сына на закланье,
Чтоб спасти от скверны этот мир,
Человеку вечность в наказанье
Дал. Доволен ли, Кумир?

Овцы,  опорочив голубое,
Шли в загон свой.

Сквозь столетий бег,
Шёл бессмертный, жаждущий покоя…
Август.
Вечер.
Двадцать первый век.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
АВГУСТ, ВЕЧЕР...

Повстречался мне усталый странник,
Вроде молод, а в глазах тоска
Древняя как мир.
– Ты кто?
– Изгнанник…

Шли по небу овцы-облака…

– Я изгой земли обетованной.
Быть скитальцем – вот мой тяжкий крест.
Смерти жду, но… нет её, желанной.
Разве только грянет благовест,
И сойдёт Божественное Чадо
Вновь на землю, в этот грешный мир,
Чтоб укрыть овец послушных стадо
Плащаницей, стёртою до дыр.

– Но… за что?
– Я не узнал мессию
И теперь жить вечно обречён.
Помолись Всевышнему, спроси, я
Буду ли когда-нибудь прощён?
– Не проси, молиться не умею.
Я и сам изгой в людских сердцах.
Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.
– Вижу я – стезя твоя печальна.
Наказанье вечности страшней.
Ведь душа поэта – наковальня,
И людская боль стучит по ней.
Ни о чём просить тебя не смею…

В Горний мир неся свои грехи
Овцы шли и шли покорно блея…

- Нет! Постой! Я напишу стихи!
Господи, помилуй Агасфера.
Ты же добр, прости тот давний грех.
Или доброта твоя - химера?
Или милость Божья не для всех?

Ветер подгонял покорных плетью…
И гремел Божественный  хорал…

– Почему карая всех нас смертью
Ты его бессмертием покарал?
Ты, отдавший сына на закланье,
Чтоб спасти от скверны этот мир,
Человеку вечность в наказанье
Дал. Доволен ли, Кумир?

Овцы,  опорочив голубое,
Шли в загон свой.

Сквозь столетий бег,
Шёл бессмертный, жаждущий покоя…
Август.
Вечер.
Двадцать первый век.

______________________________

Стихотворение некороткое. А писать такие стихи – это особое умение. В длинных стихах автор должен подогревать читательский интерес на протяжении всего произведения. Стоит интересу ослабнуть и чтение с большой вероятностью может быть завершено, а автор поруган, как отнявший драгоценное время.

Произведение носит повествовательно-философский характер и изображает эпизод, связанный со старинным преданием об Агасфере, известном так же под именем «Вечный Жид».
Напомню:

Когда-то на пути к месту своего распятия обессиленный своей ношей (крестом) Христос хотел отдышаться, прислонившись к стене жилища Агасфера. И был отогнан хозяином, иронично пожелавшим ему идти дальше и отдохнуть на обратном пути. Это одна из версий. На что Христос ответил, мол, он уйдёт, но и Агасфер пойдет тоже и будет вечно скитаться по Земле не зная ни покоя, ни смерти.

В авторском варианте Вечного Жида встречает Поэт и между ними завязывается диалог.

Повстречался мне усталый странник,
Вроде молод, а в глазах тоска
Древняя как мир.
– Ты кто?
– Изгнанник…

Шли по небу овцы-облака…

Сюжетным фоном у автора идёт стадо овец-облаков. Но прослеживается аллегория с намёком на божью паству, чьи жизни проходят чередом, завершая свой путь в небесных кущах.

– Я изгой земли обетованной.
Быть скитальцем – вот мой тяжкий крест.
Смерти жду, но… нет её, желанной.
Разве только грянет благовест,
И сойдёт Божественное Чадо
Вновь на землю, в этот грешный мир,
Чтоб укрыть овец послушных стадо
Плащаницей, стёртою до дыр.

Автор довольно поэтично и складно повествует горестную историю Агасфера.

– Но… за что?
– Я не узнал мессию
И теперь жить вечно обречён.

А вот здесь отражен с моей точки зрения весьма противоречивый момент истории.
По факту Агасфер прав. Узнай он в Христе мессию – не оттолкнул бы словами и не был бы осуждён на вечное скитание.
Но в этом эпизоде пересекается множество смыслов и толкований, порождающих вопросы.

Вопрос первый: Неужели за "неузнанность" можно так карать? (именно на первую часть этого вопроса указывает нам авторский Агасфер)
Вопрос второй: Да, Христа нельзя было отталкивать; а любого иного на его месте можно?
Вопрос третий и четвёртый: Христос столь мстителен? Как постичь степень доброты Христа?
И т.д.

Остановимся на первом вопросе подробнее.
Допустим, я иду в толпе и не узнаю мелькнувшее лицо приятеля. Или эстрадная звезда делает пластику лица и становится неузнаваемой. Много ли вины в том, что кто-то кого-то не узнал?
Я не знаток в теологии и религиозных преданиях и не знаю, как действительно там трактуется это эпизод. Но как неглупый человек я вижу разницу между словами «узнать» и «признать».
Может, Агасфер виноват не в том, что "не узнал", а в том, что "не признал" во Христе Бога? По мне эта «вина» более существенна.
Но в этом случае я бы посоветовал автору изменить «я не УЗНАЛ мессию» на «я не ПРИЗНАЛ мессию». Ещё раз подчеркну, что не знаток в преданиях и религиозных историях.

Но, увы, само предание имеет несколько версий. По одной Агасфер отгоняет Христа, по другой отталкивает (рукой) и т.п.. Но все же знают, что рукоприкладство карается больше словесных баталий.

Лично мне не понятна вина Агасфера и в том случае, если он не посчитал Христа Богом. Лично я атеист, однако, никто меня не посылает в вечное изгнание. И за что бы?
Одной из сторон, отталкивающей меня от религии, является требование (!) принять божественную сущность на веру. Я за жизнь не видел ничего такого невероятного, что заставило бы меня обратиться к вере. Я не свидетель, к примеру, чудесных воскрешений. Зато верю в то, что Христовы ставленники на Земле и адепты Церкви могут освятить/благословить гомосексуальные браки, в то время, как Бог в своё время испепелял города за подобные грехи (Содом и Гоморру). Ну, да ладно… Это предмет совсем иных обсуждений. Во всяком случае, я не вижу вины Агасфера ни в том, что он мог НЕ УЗНАТЬ Христа, ни в том, что он мог НЕ ПРИЗНАТЬ Христа. Вера вообще – дело сугубо добровольное… в том числе и в моральном аспекте.

Однако, почти любая религия предписывает борьбу против инакомыслия, против признания чуждых ей божественных сущностей. Это краеугольный камень большинства религий. И, если воспитанного на иных религиозных началах Агасфера заставлять верить в чуждого ему Христа, то я вполне понимаю его возмущение. «Бедняга», он просто не угадал  в кого нужно верить.
Однако, я всё же нахожу грех Агасфера. И даже не столько в жестокосердии, сколько в отсутствии милосердия. В конечном итоге, не он казнил Христа, он лишь отказал ему в отдыхе. Однако, я что-то не слышал о великих вечных мучениях Понтия Пилата или фарисеев, уготовивших ему жестокую участь.

Один из казнивших Христа воинов, Лонгин, тот самый, что ударил мессию копьём в подребелье, затем излечился от болезни глаз, увидел воскрешение, в дальнейшем стал проповедником, но был казнен (мучителем) Понтием Пилатом и в итоге почитаем церковью как мученик. То есть, пырнул копьём, за это не был послан в вечное изгнание, а исцелён, в итоге поверил во Христа и стал мучеником. Но Агосфер тоже поверил во Христа... Уже давно... Зуб даю.
А что наш мучитель Понтий Пилат? А он у нас тоже святой! И тоже мученник! Не во всех, конечно, Церквах, а только в Коптской и Эфиопской. Так-что можешь казнить до смерти, тыкать остриём в грудную клетку без анастезии, но не смей мешать подпирать стену своего жилища. ... Как-то так. :)

Я прошу прощения у читателей за своё «лирическое отступление». Поехали дальше.

Помолись Всевышнему, спроси, я
Буду ли когда-нибудь прощён?
– Не проси, молиться не умею.
Я и сам изгой в людских сердцах.
Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.

Выясняется, что Вечный Жид встретил Вечного Графомана…
Шучу :))

Вечный Жид встретил поэта.
Меня не убеждают объяснения этого лирического героя, почему он изгой в сердцах людей. С чего бы это?
Судьбы поэтов таковы? …Не верю.
Но герой открытым текстом объясняет причины: 

Говорят, что я надежду сею.
Говорят, что взращиваю прах.

То есть поэт сеет в души людей надежду во что-то хорошее, и за это они его гонят прочь?
Он им: «Не плачьте родимые! В жизни не только мрак. Будет и на вашей улице праздник!»
Они ему: «Пошёл прочь, наглый лжец!»
Смешно.

А что такое взращивать прах?
«Прах» – это пыль, тлен, мертвая плоть
«Взращивать» (от рост) – это, иначе говоря, увеличивать, множить…
Я не понял, поэт армию зомби создаёт?

Шучу.
Но считаю неопределённость этой мысли недостатком стихотворения.
Возможно, автор под «взращивать прах» имела ввиду «творить/копить нечто ненужное», «нести пургу». :) К слову, таких поэтов у нас вагон и маленькая тележка.

– Вижу я – стезя твоя печальна.
Наказанье вечности страшней.

Короче говоря, Агасфер считает, что гонение на поэта за якобы никчемное творчество и напрасные надежды – наказание гораздо хуже его вечных скитаний. (??!) А не перебор ли?

Ведь душа поэта – наковальня,
И людская боль стучит по ней.
Ни о чём просить тебя не смею…

Высокие строки, которые я принимаю по поэтическому флёру. Порой подразумеваются особые, высокие страдания поэтов (поэтической души) от личных горестей и несовершенства мира сего.
Моё мнение: поэты почти такие же люди, как, скажем, прозаики, медики, педагоги, историки…, дальнобойщики ;), но умеющие свои мысли и чувства (подчас преувеличенные) слагать в стихи.
Мне могут возразить: у поэтов тонкая душа, доброе нутро и т.д., и т.п. ….
Видел я таких поэтов… В Высших советах МГО СП, завистливых, честолюбивых, тявкающих на коллег из подворотни и так далее.
С другой стороны, так же можно сказать про медиков: «они мечтают избавить род людской от боли, страданий, болезней и смерти, поскольку душа у них душевнее иных».
С третей стороны – про педагогов: «они мечтают вырастить поколения наших детушек, ради их счастья и процветания, поскольку душа педагогов душевнее … и т.п.».

Но как сказал поэт-баснописец Михалков: «Всё дело в человеке» (а не в профессии).
Но по поэтическому флёру будем считать, что поэтические муки страшней скитаний Вечного Жида.

В Горний мир неся свои грехи
Овцы шли и шли покорно блея…

Мне, вот, нравятся эти лирические отступления про овец…

- Нет! Постой! Я напишу стихи!
Господи, помилуй Агасфера.
Ты же добр, прости тот давний грех.
Или доброта твоя - химера?
Или милость Божья не для всех?

------------- -------------- ---------- Продолжение на второй странице ------------ -------------- --------------
-------------------------------------------------------------------------------------------- ------------- --------------
-------------------------------------------------------------------------------------------- ------------- --------------

А вот здесь я услышал от автора что-то из ряда тех вопросов, что сам ставил выше. И это есть поэтические муки. Попытка переосмыслить неоднозначное, взвесить на весах человечности то, что многие принимают на веру. Важный момент.

Ветер подгонял покорных плетью…
И гремел Божественный  хорал…

Кульминация! Гремит Божественный хорал!
А овцы бредут себе … Я их уже полюбил особой любовью критика. А может, они главные герои повествования?

– Почему карая всех нас смертью
Ты его бессмертием покарал?
Ты, отдавший сына на закланье,
Чтоб спасти от скверны этот мир,
Человеку вечность в наказанье
Дал. Доволен ли, Кумир?

Продолжение вопросов… Всё ещё гремит хорал.

Овцы,  опорочив голубое,
Шли в загон свой.

Здесь тоже есть вопросы. Ад у нас под землёй, Рай на небесах. Поэтому овцы-облака, шествующие по небу - все в Рай, надо полагать. Но тогда о каком "загоне" речь? Это так иронично сказано о Рае? Думаю, что нет. Да и высокий стиль стиха не даёт шансов такой шутке.

А «Опорочив голубое» – это как…? "Голубое" - это небо, понятно. Души следующие в Рай - светлые души. Так как они опорочили небо? …Загадили, что ли? ...Зачем?

Есть что-то в этих овцах от сетевых поэтов (не стану показывать пальцем) .… Любят "опорочить небо".

Сквозь столетий бег,
Шёл бессмертный, жаждущий покоя…
Август.
Вечер.
Двадцать первый век.

История продолжается. Так было, есть и будет.

Немного жаль, что автор лишь задал вопросы, но не попытался на них ответить сам, накормив читателей своей духовной пишей.
Но правильная постановка вопросов уже многого стоит. За это автору респект и уважуха.

Кстати, стихотворение не таким уж длинным оказалось. Просто, пока я читал, мне показалось, что успел поскитаться с Агасфером и поболтать с ним часок по Ватсапу. А это "+" автору.
________________

Что в итоге?
Отлично! Ставлю крепкую девятку. За добротный стиль, складность, я бы даже сказал «классичность». За зрелый стих. За поставленные вопросы. За караван овец.
Несмотря на невнятно изложенные причины гонений на поэта и признание Агасфером его мук выше собственных.

Автору дальнейших успехов в творчестве!

__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________



Оценка произведения: 9
Александр О. 25.02.2021
Гость      18:48 15.05.2021 (1)
Комментарий удален
     18:03 16.05.2021
Благодарю.
     08:21 12.05.2021 (1)
"Овцы", "овцы"... Кто творит их, Боже?
Кто себе присвоил имя - Пастырь?
Вот и Агасфер уже похоже,
Своей миссии не понял и распластан...
     14:03 14.05.2021 (1)
Как-то пропустила Ваш комментарий. Спасибо.
     05:02 15.05.2021 (1)
Бог простит.
     07:38 15.05.2021 (1)
А я что, прощения просила? 
     09:49 15.05.2021 (1)
Не-а. Только не спросила, в чем мИссия Агасфера. Значит - неинтересно. Вот я и попросил Бога:"Прости её!"
     15:28 15.05.2021 (1)
Шутник, однако. А что у Агасфера миссия какая-то есть?
     03:06 16.05.2021 (1)
Ага. Ты же помнишь все кто кричал - "распни его" знали кого они на казнь посылают. Потому, что за пару дней до этого все кричали "Алилуйя спасителю" и бросали ветки деревьев под ноги его осла.
  А Агасфер не знал, а значит не кричал. За это и получил от Бога награду - бессмертие. Но с условием: Несёт он слово о Сыне Божьем по всему миру. И о том, как там у дворца Ирода Великого всё на самом деле было.
И нифига это не шутки!
     04:04 16.05.2021 (1)
 А Лилит он тоже бессмертие в награду дал? А награда ли бессмертие?А кто и где слышал рассказы Агасфера о сыне божьем? Кстати ни о Лилит, ни об Агасфере в библии ни словечка нет, всё это выдумки более  раннего периода (Лилит), или более позднего (Агасфер).
     05:09 16.05.2021
Вика, ну шо такое? Какая "Лилит"? Её придумали, чтоб оправдать возникновение человечества. Типа: не одна женщина у Адама была. Иначе получается, что не с кем Авелю и Каину детишков строгать было.
  А с Агасфером я беседовал. Весной, я обычно зайцев не трогаю, а-то поем всех и осенью нечего кушать будет. А голодным-то сидеть стрёмно... Вот я и приловчился к людям бегать. Там, такая толстая, но добрая тётенька нищих кормит. Меня приметила и самую вкусную кость оставляла.

 И вот однажды, взял я эту кость, только собрался Волчице отнести, смотрю - нищий... Оборваный, грязный, на еврея совсем не похожий, сидит понурившись... Я ему кость  и отдал. Он чуть насытился и пожаловался, мол: "Агасфер я... Бог меня за что-то наказал и бессмертие дал..."
  А я ж о нём слышал, интересно стало. Говорю:"Расскажи, как там было."
  Он и рассказал. Я по его рассказу, потом, заметку написал:"Кто и за что, на самом деле убил Христа."

  Жаль, я его потом не встретил, а-то бы успокоил, типа:"Это не наказание, это награда.
     16:30 25.02.2021 (1)
Серьёзная, талантливо поданная работа!
     17:07 25.02.2021 (1)
Спасибо Вам. Рада что есть люди, которые думают так же как и я.
     11:26 27.02.2021 (1)
     20:07 11.05.2021 (2)
А я, оценивший работу на 9-ку, никак вашей компании единомышленников не подхожу?

А то я себя чувствую, как человек, поставивший произведению трояк ;)
     08:13 12.05.2021

Александр, я имела в виду не талантливость моего произведения, а то что человек поддержал меня как атеиста. ведь по сути, стихотворение атеистического толка и написано оно эзоповым языком. ( овцы - верующие, загон - религия, а голубое - это  единственный наш Бог, ЗЕМЛЯ.) Можете поставить хоть кол с минусом, но если Вы атеист, добро пожаловать. Ну а по поводу тяжкой доли поэта, на мой взгляд, настоящий поэт должен нести в себе все боли мира, пусть это и звучит высокопарно.
     21:35 11.05.2021
Я не автор произведения, но отвечу, что оценка достойная, а автор просто ещё не успела ответить. 
Реклама