Стихотворение «Средневековый триптих»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Сборник: Во первых строках
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 503 +2
Дата:
Предисловие:



Средневековый триптих

Печальная средневековая сказка

***

"Какая настала зима! Холода!.. Скулят, еле слышно собаки.
Мы, с кумом, собрались пройтись - до моста. Что снова за выпивкой – враки!
Пусть, не на охоту, бредём по снегам, спускаясь по склону . И всё же:
Торим этот путь, в назидание вам, не верящим в сказку – похоже!

Нас, шлёт на мороз, королевский указ: найти, мол, клубнику – и, баста!
А коли замёрзнет вдруг, кто-то из нас – так ведь, не придворная каста!
Получены пики, чтоб наст ворошить; к перчаткам - в придачу, лукошки.
Навряд-ли, случится - ещё согрешить. Скребутся сомнения кошки.

За невыполненье, известен расклад - палач отработает споро!
Сколь горестен спущенный под ноги взгляд, вздыхаем – то порознь, то хором…
У кума - по лавкам скулит ребятня. Мои - даже плакать , без силы!
Намедни изгрызли всю кожу ремня. Дома у соседей – могилы.

Знать вышел черёд, раз такая игра! Чудес, где уж встретишь, на свете?!
Огонь развести бы, да с кремней искра, навряд-ли лучину расцветит!
Морозятся пальцы. Лишь в памяти жар. На ворот намёрзли пластинки.
Молись, коль сумеешь! Дыхания пар свивается в тонкие льдинки.

Пришли на поляну. Бесплоден поход: откуда здесь взяться, такому?
А белый туман опускаясь, не ждёт, чтоб вышли погреться мы к дому.
Собаки в лесу затерялись давно. Усталостью сдавлены плечи.
По паре глотков – есть, с собою, вино. Хоть малость, а всё же - подлечит!

Присели у сосен, спиною к спине. Найти ничего не реально!
И чудится: Дева подходит ко мне, слезу отирает печально.
Лукошки берёт, чтоб наполнить их враз, клубникой отборной , пахучей…

Вот мы и замёрзли. Запомните нас! Хотя б, ненадолго... Получше…"

Последним объятьем сугроб намело, так - словно впритык одеяло.
Ушло постепенно сквозь щели тепло, и смежились веки устало.
Пустеющей сцене к чему кукловод? Театр закрывает гастроли.
Ползёт вдоль афиши непрошеный лёд свидетель их стихнувшей боли…

*********************************************

Кукловод

***
Нити подтянуты на руках - жёстко, как в борт весло.
Тонет, бредущий отряд, в снегах. Лето давно прошло.
По косогору и дальше вниз определён их путь.
Слышен лишь робкий собачий визг: перед обрывом жуть!

Но, однозначен приказ, что дан. Споров не будет здесь!
Так вот и шествуют, по годам. Что изменилось - взвесь?
Вечен тут холод и вечер тих. К ужину всё спешит.
В замке прочтёт трубадур свой стих, в лести - непогрешим.

Плотно забита камина пасть тушею кабана.
Пир будет нынче барону всласть! Тощей уснёт страна.
Разве, что - стражникам, по куску, перепадёт - "с плеча"...
Дичь приторочена к пояску: повару всё вручат.

Как молчалив и испуган лес. Люди стоят в цепи.
Ружей ещё не постиг прогресс, порох в Китае спит.
Луки и стрелы напряг в руках, ждущий оленей строй.
Крики загонщиков. Копий взмах. Ярка так кровь зимой...

Вновь перепутались все концы. Занавеса пора.
Игр на природе окончен цикл... Мой сюзерен, ура!

****************************************

Зима по Брейгелю, средь солнечного лета

***

Зима по Брейгелю, средь солнечного лета.
Ловлю себя на удивлении сюжетом.
Ведёрки ягод, ананас и яблок кучи,
а кисть, внезапно, наполняет снегом тучи.

Спешат охотники: вот-вот погаснет небо!
Лишь их собакам всё равно, где быль, где небыль.
В скупой палитре белый цвет преобладает.
Идёт зима, но не зелёная: седая.*

Потёки смазывают весь сюжет картины.
Понурив копья покоряются мужчины.
Вновь капли падают на лёд, как метеоры,
и исчезают, шторой скрытые - просторы.

Пейзаж космический, в предание уходит,
мертвеет всё и вред наносится природе.
Чтоб только снег один, терзался впредь, в сомненьи -
а было ль, раньше здесь - великое творенье?

Ещё не скрыты на ветвях метелью птицы.
Успеет кто-то в этих хижинах родиться.
И по мосту пройдёт до мельницы, возможно,
судьбы не знающий поэт неосторожный.

Зима-художница меняет взгляд на небо.
Слепя, закрашивает мир пропахший хлебом.
Стирает избы, словно ластиком - побелкой,
что для неё, увы - весёлая безделка!

А снег идёт. И кисть скользит, всё ближе, ближе.
Так я, живущий здесь, рассвета не увижу.
Какой-то час, до - всех миров, исчезновенья,
но вновь, как Фауст, говорю: "Продлись мгновенье!.."

И замирает вдруг художница, на диво.
Застыли краски прихотливо, спорно, криво.
А из под них, в разрезе странного сеченья -
вздыхает Брейгель, с чуть заметным облегченьем.



-----
Попробую обратить общее внимание на некоторые моменты:

- Во первых, взгляните, как изображено небо у Брейгеля!

Его невероятный зелёный цвет уже сам по себе необычен и рождает ощущение сказки
- Калейдоскопичность исходной картины, космический объём всего изображённого на ней, просто граничат с фантастикой!
- Картина привносит очень мощный философский посыл. Явно чувствуется стремление художника, как что-то своё, так и общемировое - сказать зрителю, побеседовать с ним на избранные темы - по душам. Здесь Брейгель показывает нам, зрителям одновременно и величие природы и относительно малую роль любого отдельно взятого человека, живущего её милостями.

Перейдём теперь к осмысливанию картины Анны Березовской.
Оговорюсь сразу: её точка зрения на изображаемое, поставленные и решаемые художником задачи мне неизвестны. Поэтому я могу судить обо всём здесь, лишь опираясь на свои собственные впечатления:

- Центральной фигурой картины, в отличие от Брейгелевской трактовки, безусловно является некто с кистью! Это явно многоплановая фигура: Человек (3ритель) - Художник (возможно это автопортрет)- Зима, - театральный Кукловод и, возможно даже, Богоматерь!

Соответственно этому, Зритель - просто наблюдает за ходом событий, Художник стремится украсить ткань платья замысловатым сюжетным рисунком. Зима затушёвывает этот рисунок, предположительно пряча весь нарисованный на платье мир под белым, убивающим всякие посторонние краски цветом падающего на полотно снега. Художник возможно, противится этому (Не зря же вокруг него собраны такие яркие осенние фрукты и ягоды), то-ли помогает Зиме овладеть непокорным краем, то-ли при помощи кисточки реставрирует картину снимая с неё молочно-белый налёт. Кукловод, дёргая за ниточки, разыгрывает грустный спектакль. Богоматерь, сочувственно глядя на охотников, возможно готовится сделать им подарок, нарисовав желанную добычу или новый мост на их пути!
В моём случае она вероятно, вот-вот нарисует для путников поляну с яркой и спелой клубникой!)))
Чем же это не сказка?)))



* В неподражаемой картине великого фламандского художника Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", небо имеет - совершенно фантастический, тёмно-зелёный оттенок.

2016 г
Послесловие:
Художник Березовская Анна родилась в городе Яхрома Московской области.
2000 г. — начало занятий в частной художественной студии.
2001 г. — студент Абрамцевского художественно-промышленного колледжа.
С 2004 г. работает с несколькими художественными галереями Москвы.
2005 г. — член Творческого Союза Художников России.
Март 2006 г. — выставка молодых художников в городе Дмитрове.
Апрель 2006 г. — персональная выставка в ЦДХ.
Декабрь 2006 г. — персональная выставка в театре Геликон-Опера.
С 2007 г. — сотрудничает с художественной галереей Umbra Gallery (Сиэтл).
Февраль 2008 г. — персональная выставка в Люксембурге в клубе CERCLE MUNSTER.
Март 2008 г. — выставка в г. Дмитрове.
С 21 по 25 мая 2008 г. — выставка ART&DECO "Новый Манеж" Москва.
C 16 по 27 июня 2008 г.; выставка в ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ г. Дмитров.
Май 2008 г. — персональная выставка в г. Сиэтл (США)
Июль 2008 г. — персональная выставка — выставочный зал "Ходынка", г. Москва
Сентябрь 2008 г. — выставка в Голландии
С Декабря 2008 г.по Февраль 2009 г. — выставка в галереи "На чистых прудах".
С 20 по 29 марта 2009 г. — участник художественного салона "ЦДХ - 2009".
Декабрь 2009 года — персональная выставка в Гонконге, в галерее "Red SQUARE"
Октябрь 2010 года — персональная выставка в Сингапуре, в галерее "Red Sea"
С 20 по 24 мая — участник фестиваля "Традиции и современность" в Крокус Экспо

С тех пор написала массу новых замечательных картин!
Реклама
Обсуждение
     22:15 22.06.2020 (1)
Ай, да Владимир...Какой молодец. Я гляжу тебе всё по плечу.
И где ж ты был раньше ? Очень понравилось. Очень-очень...
     22:18 22.06.2020
Спасибо, Александр!)) Прежде я не знал об этом сайте.)
     08:57 21.06.2020 (1)
Какая объёмная работа. И КАК написана - трижды браво. За каждый стих браво, ибо какой-то из них выделить особо просто невозможно (для меня во всяком случае).  Всё написано просто по высшему пилотажу. Единственное: все они разные, и я не могу понять, по какому же признаку ты их соединил воедино? Ну да ладно... Главное для меня: впечатлён. Спасибо!
Снимаю шляпу.
     10:29 21.06.2020
Я ведь, просто попытался посмотреть на эти совмещённые картины с разных точек зрения.
А Питер Брейгель Старший - для меня самый любимый художник из всех ранее живших на земле.
Мне, вообще, очень нравится Северное Возрождение (гораздо больше чем итальянское): Дюрер, Босх, Ван Эйк, Гольбейн, Рогир Ван Дер Вейден, Мемлинг, Ван Дейк, многие другие. И более поздние пейзажисты, малые голландцы, разумеется. Даже те из них, у которых отчасти хромала техника, писали свои картины - чистейшими эмоциями!)
Спасибо, что читаешь!))
     13:46 20.06.2020 (1)
Здорово! 
     17:42 20.06.2020
1
Спасибо!)
Реклама