Стихотворение «Предсказанье»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Сборник: 1910
Автор:
Читатели: 257 +1
Дата:

Предсказанье

— «У вас в душе приливы и отливы!»
Ты сам сказал, ты это понял сам!
О, как же ты, не верящий часам,
Мог осудить меня за миг счастливый?

Что принесет грядущая минута?
Чей давний образ вынырнет из сна?
Веселый день, а завтра ночь грустна…
Как осуждать за что-то, почему-то?

О, как ты мог! О, мудрый, как могли вы
Сказать «враги» двум белым парусам?
Ведь знали вы… Ты это понял сам:
В моей душе приливы и отливы!


Послесловие:
Анализ стихотворения Цветаевой «Предсказанье»

Произведение, опубликованное в 1910 г., появилось в пору гимназической учебы. Осмысливая первые любовные переживания, юная поэтесса, «странное дитя» страха и отваги, начинает осознавать сложность взаимоотношений, в которых минуты счастья могут оборваться нотами диссонанса.

Зачин открывается цитатой: обиженная героиня приводит слова адресата, глубоко задевшие ее. Лирическое «ты» определил непостоянство и непредсказуемость как главные черты характера избранницы, уподобив внезапные перепады настроения водной стихии. Романтическая метафора приливов и отливов души, авторство которой принадлежит возлюбленному, становится предметом рефлексии лирического «я».

Чувства женского образа противоречивы. Юной девушке нравится проницательность героя, способного прикоснуться к чужим душевным тайнам. «Мудрый», — такое определение дает своему избраннику польщенная героиня. Однако лидирующие позиции, определяющие общее настроение лирического субъекта, принадлежат не положительным эмоциям. При помощи комплекса риторических вопросов автор выражает упреки, адресованные возлюбленному. В словах собеседника героине послышалось осуждение. Обиду усугубляет факт, что многозначительная фраза была высказана в момент душевного подъема, «мига счастливого».

Попытка анализа собственных ощущений составляет основное содержание центрального катрена. Причина изменчивости характера кроется в разнообразии впечатлений. Чуткое сердце мгновенно отзывается на перемены, которые приносит жизненный поток, и героиня не чувствует за собой вины, видя в непостоянности суть своей натуры.

Тема динамики жизни души получит продолжение в дальнейшем цветаевском творчестве. В знаменитом лирическом манифесте ее героиня, уподобляющая себя искрящейся морской пене, провозглашает: «Мне дело — измена».

В финале звучит главное обвинение оскорбленной собеседницы. Оно оформлено метафорически: герой осмелился враждебно встретить два белых паруса. Последний образ в поэтике юной Цветаевой соотносится с иносказательным портретом души, наделенной сверкающими крылами. Проницательный адресат не смог оценить движений искренней души, и своей холодностью оскорбил героиню.
Адресуя упреки мужскому образу, субъект речи задействует два вида личных местоимений. Использовав этот художественный прием, автор продолжает пушкинскую традицию, подчеркивающую разницу между «пустым» официальным и «сердечным» интимным обращениями.


Источник

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама