Кроме этого, за время ссылки он познакомился с декабристами, с жизнью и бытом донского казачества. И декабристы, и казаки проникнуты идеями свободы, они чтят её, дорожат ей. Эта идея и перемены в жизни самого поэта оказали на него сильное влияние. Поэтому Пушкин и создает стихотворение «Узник», наполненное чувством отчаяния.
Основная тема стихотворения ‒ любовь к свободе и борьба за неё. Лирический герой ‒ собирательный образ всех борцов за свободу, которым является отчасти и сам поэт. Лирический герой наблюдает за орлом, который всегда свободен, и рассуждает о свободе человека. Он приходит к идее о том, что человека как борца за свободу ничего не сможет остановить.
Орел так же, как и лирический герой, неудержим в стремлении к свободе. Сколько раз Пушкина наказывали за его слишком вольные стихи, но он всё равно писал и пишет их.
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» ‒ говорит герой, призывая своих соратников не молчать и бороться за справедливость и правду.
Стихотворение относится к лирическому жанру, поскольку повествование обращено к внутренним переживаниям лирического героя. Также в тексте присутствуют характерные для романтизма пейзажи: «за тучей белеет гора», «синеют морские края».
Композиционно стихотворение делится на три части:
- Лирический герой тоскует, наблюдая за свободным орлом;
- Тоска усиливается, орел манит героя сбежать из заточения;
- Герой верит, что можно сбежать из заточения, и вернуться к свободе, где ждут его ветер, горы, море и свобода.
Стихотворение написано амфибрахием. Рифмовка парная ‒ aabb.
Сюжет стихотворения построен на антитезе ‒ автор противопоставляет темницу простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленника вольному орлу («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). С помощью антитезы автор осуществляет сравнение тяжкого, и тоскливого заточения и прекрасной, радостной воли.
Автор использует и олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
Особого эффекта достигает поэт с помощью использования глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. С помощью этого приема ощущается динамика, движение. Текст стихотворения воспринимается как порыв души, быстрый, резкий, который вызван душевными переживаниями героя.
Источник