Все сходятся на том, что политика — грязь, но экономика — не лучше. Зарабатывать хлеб свой в поте лица своего — это ещё не экономика, и побираться Христа ради — тоже не экономика. А вот когда кто-то начинает распределять и выгадывать — это уже экономика.
Вместе с обществом и хозяйством возникает вопрос: Кому лучший кусок? Вроде бы очевидный ответ на него: Тому, кто лучше работает. А почему не ребёнку? не старику? не красивой женщине как потенциальной продолжательнице рода? Не самому умному, потому что он может подсказать, как облегчить работу? Наконец, не тому, кто лучше всех поёт песни и тем самым веселит сердца трудящихся?
Давайте разделим всё поровну? Но, во-первых: Кто-то по малости своей и половины предложенного куска не осилит, а кому-то по величине его и двух стандартных кусков будет мало. А во-вторых: Когда блага распределяют апостолы Всевышнего, и семи хлебов может хватить на четыре тысячи человек, и пяти — на пять тысяч (кстати, не считая детей и женщин); но стоит отойти кому-нибудь из угощавшихся со сбережённым ломтём от общего стола, так сказать, «во тьму внешнюю», и там начнётся: мена, торговля, спекуляция, проституция, ростовщичество, мошенничество, шантаж, воровство, грабёж, разбой и убийство. В результате бо'льшую и лучшую часть получит тот, кто лучше всех умеет отнимать у других. Если такой род деятельности, т.е. отнимание, провозгласить работой, то всё опять станет выглядеть справедливо. Лучшему работнику — по заслугам.
Равенство среди нас, грешных, можно поддерживать только палкой, а то и расстрелами, и — ох! — несладкое это будет равенство — мы уже пробовали.
Так что, не стоит путать Пути Небесные с путями земными. Не могут экономические пути быть хорошими, а могут только быть — по определению — более или менее плохими. Всем хорошо может быть только у Христа за пазухой, а при любом земном устройстве — всегда кто-нибудь останется недоволен.
Но это не значит, что мы не должны выбирать. Напротив, основной наш долг и основное занятие на Земле состоит в том, чтобы из многих зол выбирать меньшее. В самом деле «в огне брода нет», как заявила героиня одного нашего фильма. Но герои таких очаровательных фильмов о гражданской войне — юродивые от революции, жанны д'арки и доны кихоты, обречённые на скорую гибель, ибо они не от мира сего — какая уж тут экономика!
|