Стихотворение «Два берега (подборка)»
Тип: Стихотворение
Раздел: Другое
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 22
Читатели: 456 +1
Дата:
Предисловие:
Эта подборка собрана из уже опубликованных стихотворений специально для
получения рецензии, таковы требования рецензента.)

Два берега (подборка)

Как будто...

Как будто в свежескошенной траве
Друг друга на минуту мы забыли;
И в ней остались молодости две,
Друг другу не ответившие: ты ли?

И в ней осталась знаковая дрожь,
И все, что было первым, но не новым;
И мост, что был на радугу похож,
И сорванные с грешников покровы...

И в небе бесконечном облака
Погонщик-ветер гнал на север, этим
Как будто двум забытым намекал
Как будто, намекая, им ответил...

***
Чтобы...

Повязав, распущу и снова
Я петелька к петле свяжу,
И тепло своих рук в обнову
Для тебя одного вложу,
Чтобы в лютый мороз и стужу
Ты его ощущал и знал,
Как безмерно любим и нужен...
Чтобы шарф этот нас связал
Неразрывною прочной нитью,
Как всегда говорят в стихах,
Чтобы кожею... по наитью
И без надобности в словах
Понимали с тобой друг друга...
А пока на словах скажу:
"Чтобы злой не казалась вьюга,
Я тепло своих рук вложу".

***
Дождь - это...

Слышу стихи и стоны,
Слышу стихи и всхлипы;
Капает монотонно
Дождь, обнимая липы,
Клёны, мои колени...
Мгла подступает липко
И поглощает тени
Дня, где моей ошибкой
Было поверить в то, что
Дождь - это всё сезонно,
Что это осень просто
Капает монотонно...
Ночь обнимает липы,
Ночь обнимает клёны;
Стихли стихами всхлипы,
Стихли стихами стоны.

***
Танцы

Блюз осеннего дождя.
Ветер.
Мокро каплями глядят
Ветви
На утраченный наряд
Грязный,
Что в пучине ноября
Вязнет.

Вальс снежинки декабря
Кружит.
У ветвей иной наряд.
Стужа.
Но сезонных перемен
Ветер
Не срывает серых стен
Сети.

И надежда на дождя
Танго,
Сарафановый наряд
Манго
Еле теплится внутри...
Звезды
Освещают пустыри.
Поздно.

***
Два берега

Два берега, считающие, что
Жизнь между ними...
Вдруг соединились
Не с помощью паромов и мостов,
А просто двое по уши влюбились
С возможностью создания истока.
Но кто-то Там, не  видя в этом прока,
Заставил их пока повременить,
Назначив испытание на прочность
Того, что есть связующая нить,
И заодно проверить на порочность
Всего, что в них скрывалось и могло
Не дать созреть любви до округлений
Совместно создаваемых углов
В фигуры безупречных сопряжений.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию

Подборка состоит из пяти стихотворений: «Как будто…», «Чтобы…», Дождь – это…», «Танцы» и «Два берега». Все они относятся к любовной лирике. Первое, не аналитическое впечатление: стихи затягивают, заражают. Стало быть, присутствуют в них те особенности фонетики, лексики и ритма, которые и становятся проявлением особых «шумов в голове», имеющихся в наличии у автора. Это – поэзия, то есть попытка произнести новые слова о старых вещах, если немножко перефразировать и уточнить известное выражение М.Бахтина: «поэзия – это слово о вещах». В общем, напоминаю, талант – как деньги. Или он есть или его нет. В данных стихах он, по моему мнению, определённо присутствует.
Можно сразу выделить и основную особенность приведённых стихов – экспрессивность. На это указывают даже названия: три из пяти украшены многоточиями.
Почти сразу рождается первое (и, может быть,  главное) замечание. «Шумы в голове» автора очень похожи на многие другие. Может быть, это вопрос времени и жизненного опыта?..
К звуковой стороне представленных стихов замечаний нет. Как почти всегда в любовной лирике, налицо повышенное, по сравнению с общеязыковой средой, количество гласных и сонорных. Достаточно часто встречаются аллитерации, причём сложные. Например, сочетание звуков «Т» и «Д», перемежающееся другими опорными («М» и «В»): «Как будто в свежескошенной траве Друг друга на минуту мы забыли;
И в ней остались молодости две, Друг другу не ответившие: ты ли?» Ещё, например, сочетание «СТ» и сонорных: «Ночь обнимает липы, Ночь обнимает клёны; Стихли стихами всхлипы, Стихли стихами стоны».
Лексика стихов, я бы сказал, достаточно проста, но изыскана. Художественные тропы применяются уместно, а не ради самих себя, как это иногда случается у увлекающихся авторов: «Блюз осеннего дождя.
Ветер. Мокро каплями глядят Ветви На утраченный наряд Грязный, Что в пучине ноября Вязнет».
Неточных рифм, однако, порядочно. Есть сомнительные: новым-покровы, облака-намекал, стужу-нужен, могло-углов, есть так называемые «грамматические» (то есть, собственно говоря, вовсе не рифмы): «звал-связал», «соединились-влюбились», «округлений-спряжений», но есть и вполне современные изыски: «ветви-ветер». Интересно, что в целом ощущение неряшливости у меня лично при первом чтении не возникло. Что говорить, поэзия всё-таки навсегда останется тайной, которую можно и оскорбить чёрствым и дотошным анализом!
Ритмически автор совершенно свободен. Есть и традиционные ямбы «Как будто в свежескошенной траве»…), но есть и анапест, граничащий с дольником (А пока на словах скажу: "Чтобы злой не казалась вьюга, Я тепло своих рук вложу"), есть хорей (Вальс снежинки декабря Кружит. У ветвей иной наряд.
Стужа. Но сезонных перемен Ветер Не срывает серых стен Сети) Все ритмы употреблены вполне уместно, а в целом создают интонационное многообразие подборки.
Каждое стихотворение в подборке посвящено некоторому этапу в развитии любви, причём именно любви половой, любви женщины и мужчины. Эти этапы, конечно, схематизируя, можно определить, условно назвав темы отдельных стихотворений. Первое – двое в траве, второе – шарф на память, третье – дождь в природе и в душе, четвёртое – финал отношений, пятое – попытка подведения итогов. Развитие темы налицо (вопреки мнению одного из комментаторов), хотя, конечно, и достаточно тривиально…
          Я много раз задавал самому себе вопрос: почему, например, «Я помню чудное мгновенье» - не банально и не пошло, хотя нам сейчас известно, что Пушкин в те же дни в письме цинично хвастал (смягчаю выражения и цитирую вольно): «Сегодня я, с Божьей помощью, поимел эту гордячку Керн», хотя нам ведома и его эпиграмма, посвящённая «Гению чистой красоты»: «У дамы Керны ноги скверны»? – Может быть, дело в привычном пиетете? – Да нет, просто у Пушкина в этих стихах присутствует и неслабое «расширение»:  «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви».
        Может быть, автору подобного «расширения» темы не хватает? Эдгар По, например, когда-то сознательно решил, что сопряжение любви со смертью – самое сильное сопряжение, и сочинил «Ворона». Мне подобных «расширений» в стихах автора не достаёт, потому что понятие «любовь», вообще говоря, гораздо шире полового влечения. Любой редактор любого журнала укажет автору на «узость мирка» лирической героини. Что ж, подобные претензии высказывались и, например, Ахматовой. Но у неё-то как раз «расширения» присутствовали, и весьма значительные: «Муж в могиле, сын в тюрьме»…
       Итак, в стихах, если  подходить строго, есть погрешности, содержание подборки, в общем, банально и узковато. Однако стихи эти мне симпатичны, вопреки всякому анализу, поэтому поставить 7 баллов, как было бы положено «по гамбургскому счёту, не могу. Итоговая оценка – 8 баллов.




   






Оценка произведения: 8
Андрей Воронкевич 21.11.2017
     16:46 16.11.2017 (1)
Трудно оценивать такую разную и разнокалиберную подборку.
Все-таки надо по отдельности.
Но если рецензент-то конечно.
Подождем,что скажет (молвит).
     17:53 16.11.2017
Неужели она такая разнокалиберная? )
     09:37 15.11.2017 (2)
1
немного резануло "ковЫли". мне казалось, что в родительном будет "ковылЯ". но, может, это я неправ...
стихи понравились! плавное напевное перетекание строчек, люблю так, когда со строкой не кончается авторская мысль, а значит, всё продолжается, а значит, всё ещё случится...
     15:55 15.11.2017 (2)
О горе мне. Вы правы. Буду думать или оставлю авторский вариант, заменив на "ковылей")
Помните:
"Здесь буйствуют кузнечики в тиши.
В шесть вечера, как вследствии атомной
войны, уже не встретишь ни души.
Луна вплывает, вписываясь в темный
квадрат окна, что твой Экклезиаст."


     16:42 15.11.2017 (3)
попробуй не ломая уже придуманное, тем более мне так нравятся твои переносы!

вместо

Вдыхая запах ветра и ковыли.

И в ней осталась знаковая дрожь

сделай

вдыхая запах ветра в ковыле...и



там в ней осталась знаковая дрожь
     15:36 16.11.2017 (1)
Сегодня на свежую голову стало ясно, что "забыли - в ковыле и"  не совсем рифма, созвучие небольшое есть, но не совпадает ударная гласная. Надо что-то другое, например: забыли - ковыль и.
     15:43 16.11.2017
ты прав.

а что делать? уйти от "ковыля" к другому слову, наверно, уже жалко, оно тут как родное...
     17:19 15.11.2017
Пока так. Спасибо большое за твой вариант.)
Посмотрим, что еще рецензент скажет.
     16:48 15.11.2017 (1)
Хороший вариант. Уже пробую.
А мы уже на ты? ) Я, конечно, не против, но...)
     16:53 15.11.2017 (1)
это как Вам/тебе угодно. я предложил на ты.хочешь/хотите на Вы без проблем
     16:59 15.11.2017
На ты, так на ты, не против.)  Предложение было только не в форме предложения.)
     16:20 15.11.2017 (1)
да что же мы ворчливо так завыли,
и вечер наш никак не станет томным
не Бродский коль, и нет войны атомной
как не вдохнуть нам аромат ковыли...)))
     16:36 15.11.2017
Ковыли не вдохнуть, но ковылей
надышимся и станет вдруг светлей...)
     11:28 15.11.2017
Да - "ковыля".
     23:04 06.11.2017 (1)
Просто классно написано!
     17:20 08.11.2017
1
Спасибо!!!
     21:39 29.10.2017 (1)
Я бы в 9 баллов оценил.
Не знаю, что вам Андрей поставит...
     22:07 29.10.2017
Спасибо!
Я тем более, подождем.)
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама