КАК СДЕЛАТЬ СКРИПКУ СТРАДИВАРИ
Айлис Кузнец
Как пишут мастера, для лучших результатов
после зимы суровой ищите древесину,
льдом уплотнённую и ветром штормовым -
в таких ветрах бывают высочайшие из нот.
С вершин балканских клён сгодится,
ель красная, растущая в долинах, на итальянских доломитах,
они-то инструменту придадут потом неповторимые черты.
Затем о лаке: для живописи масло –
первый слой, второй – простая канифоль.
Ложить тончайшими слоями, чтоб дерево
переливалось шелковисто и едва заметно.
Они же пишут: Страдивари, музыку играя для деревьев,
сразу же заметил, что мачтовые сосны
любят слушать как жадно поглощает скрипка
вибрацию небесных струн.
И в подтверждение сему – мелодия сама:
как нам возможно угадать,
где отзвучала древесина
и началась она -
математически безукоризненные ноты.
Гор транспозиция. Долин.
И снова гор красоты.
July 5, 2017
Черновой перевод: 10 июля 2017 года
HOW TO BUILD A STRADIVARIUS
Ilyse Kusnetz
The masters wrote—to yield the best result,
harvest after a cold winter
the wood condensed by ice and storms
in whose gales the highest notes are born.
From summits of Balkan maple,
red spruce gathered in a valley off the Italian Dolomites,
they carved each instrument’s alluvial curves.
Then came the varnish—one coat
of painter’s oil, another of plain resin.
Only the thinnest of layers to obtain
that satin chatoyancy, that liminal reflet.
It’s said Stradivari, playing to the trees,
first noticed the straight pines
like strings on a vast, divine violin
absorbing Heaven’s vibrations.
The truth could be found in the song itself—
how it was impossible to tell
where the wood ceased
and the song began—notes pure
as a mathematical equation.
Transposing mountain. Valley.
Mountain again. |