Прибежал малыш из школы,
дверь легонько отворил-
На полу сидит котенок
тихо плачет,
ушки навострил.
Взял котенка просит папу
молочка налить,
Отвечает строго папа
пора настала
самому дела вершить.
Уважаемый Автор Витольд!
Прошу внимательно прочесть то, что я Вам пишу.
Я попробую просто, не прибегая к разным литературоведческим терминам, рассказать об первых понятиях в стихосложении, знать которые надо.
Если Вы имеете желание и стремитесь стать поэтом, то обратите внимание, что рифмованные стихи, какие Вы пытаетесь слагать, имеют три основных столпа, на которых они строятся:
1. Рифма (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), это созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма)
Ещё: рифмы бывают разные: так назывемые «мужские» и «женские».
Мужская рифма – ударение падает на последний слог: «волна – она»;
Женская – ударение падает на предпоследний слог: «летом – светом».
2. Ритм— определённое чередование ударных и безударных слогов. Порядок чередования ударных и безударных, слогов называется размером или метром.
3. Смысл.Тут без толкований понятно, что стихотворение должно быть написано о ЧЁМ-ТО конкретном, по определённой теме, а не так, что строки сложены в столбик, а повествуют о разном.
Теперь рассмотрим Ваш стих, уважаемый Автор:
Для начала запишем строки ровно:
Прибежал малыш из школы,
дверь легонько отворил- (Дефис не нужен. И эта строка не рифмуется. )
На полу сидит котенок
тихо плачет, ушки навострил.(Эта строка хоть и нормально и созвучно рифмуется со второй ( «отворил -навострил,) но по размеру она велика. Нарушается ритм. Слово «тихо» оказывается лишним.Нужно примерно так: : «На полу сидит котёнок, плачет, ушки навострил.)
Взял котенка просит папу (Кто просит папу? Неясно.)
молочка налить, (Эта строка не в ритме. Она коротка. Надо, примерно так: «Молочка ему налить.»)
Отвечает строго папа (Рифмовать одинаковые слова не принято: «папу» и «папа» не рифмуют. И если дальше пойдёт прямая речь, то нужно ставить двоеточие в конце строки.)
пора настала самому дела вершить.(Строка длинна, она не в нужном ритме. И прямая речь заключается в кавычки: « » )
_________________________________________________
Давайте попробуем, уважаемый Автор, выстроить Ваш стих так, чтоб он и ритм имел одинаковый для всех строк, и рифмы были созвучны?
Вот, просмотрите и ОБЯЗАТЕЛЬНО прочтите ВСЛУХ этот черновой набросок, как один из примеров, КАК можно сделать строки, похожими на стихотворение.
Вы же, наверняка, представляете, КАК должны звучать стихи, ибо их учат с детства ВСЕ?
Заодно укажу Вам рифмующиеся окончания слов и характеристики рифм.
Женские (ЖР) и мужские(МР) рифмы в стихе, которые надо чередовать в строках для лучшего звучания произведения. То есть, если первая строка написана с ЖР, то и третья должна иметь ЖР.)
***
Шёл из школы пострелёнок (нок) ЖР
дверь легонько отворил — (рил) МР
на полу сидит котёнок, (нок) ЖР
плачет, ушки навострил. (рил) МР
Мальчик просит от порога (ога) ЖР
молочка зверьку налить, (ить) МР
отвечает папа строго: (ого) ЖР
«Котик твой — тебе кормить!» (ить) МР
_____________________________________
Смотрите: в черновике окончания строк созвучны, а мужские и женские рифмы легко различить по ударному слогу.
И ещё: вот этот способ рифмовки называется «перекрёстным», когда рифмуются строки: первая с третьей и вторая с четвёртой.
Но есть и другие способы рифмовки.
Не поленитесь заглянуть вот сюда: Другие способы шифровки