Уж раз о детях речь зашла,
Запомни: чтоб избегнуть зла
И чтоб не грянула беда,
Не разрешай им НИКОГДА
И НИ ЗА ЧТО – сейчас и впредь –
У телевизора сидеть.
Или избавься от проблем:
Не покупай его совсем.
Он жуткий монстр! Ты видишь сам,
Как повсеместно, тут и там
Весь день десятки юных чад
У телевизора торчат,
Вперив в него десятки лиц,
Глядят, покуда из глазниц
У них не вылезут глаза
(Я, помню, раз на полчаса
В один знакомый дом зашел
И обомлел, увидев пол,
Глазными яблоками весь
Усыпанный и там, и здесь).
И так с утра до темноты
Они сидят, разинув рты,
Уставившись в телеэкраны
Как зомби или наркоманы.
Конечно же, любой из вас
Готов признать, что в этот час
Они не затевают драк,
Не учиняют кавардак,
Позволив вам хотя б чуть-чуть
В любимом кресле отдохнуть
Или сварить для всех обед…
Но вы поймите, сколько бед
Ужасный этот аппарат
Обрушивает на ребят!
ОН ЗАТЕМНЯЕТ ДЕТСКИЙ РАЗУМ,
ОН УБИВАЕТ В СЕРДЦЕ РАЗОМ
ФАНТАЗИЮ И ВДОХНОВЕНЬЕ,
ЛИШАЯ ИХ ВООБРАЖЕНЬЯ
И ШАНСА В МИР ЧУДЕС ПОПАСТЬ,
ВКУСИВ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ВЛАСТЬ.
ОТ ЭТОГО РЕБЯЧИЙ МОЗГ
КИПИТ И ПЛАВИТСЯ, КАК ВОСК,
И ПОСЛЕ ПШИК ИЗ ГОЛОВЫ…
«Но что же, – скажете мне вы, –
Когда покончим с монстром этим,
Дадим взамен мы нашим детям?»
Я вам отвечу на вопрос
Вопросом – честно и всерьез:
«А ну, скажите-ка на милость,
Чем до того, как появилось
Всё это полчище машин,
Был занят ваш любимый сын
Или дочурка?.. Гм. Понятно.
Скажу вам сам - раздельно, внятно,
Без колебаний (и едва ли
Тем удивлю): «О-НИ ЧИ-ТА-ЛИ!»
ЧИТАЛИ все до одного,
Прервавшись только для того,
Чтобы под вечер лечь в кровать,
А утром вновь начать читать.
Вы вспомните, как много книг
В то время окружало их –
В шкафах, на полках, на полу,
Горою сваленных в углу,
На этажерке, на полати
И даже в спальне на кровати –
Книг, жадно ждущих, что придет
Когда-нибудь и их черед.
А сколько было в них рассказов
О кладах в россыпях алмазов,
О кораблях и дальних странах,
Принцессах, рыцарях, цыганах,
Контрабандистах, что на лодке
Скользят, весло одев в обмотки,
О великанах и пиратах
Огромных, злобных и лохматых,
О тиграх, буйволах, слонах
И людоедах, что в котлах
Мешают варево из мяса
Какого-нибудь папуаса.
А кто помладше, те прочтут
О том, как горб завел верблюд
И что за глотка у кита*,
Прочтут про Крысу и Крота**,
Про дядю Арли, сумасброда***,
И про паршивца лиса Тодда****.
Да, что за книги те ребята
Могли взахлеб читать когда-то!
А потому, взываю к вам,
Свой телик выкиньте к чертям
И сей же час на месте том
Прибейте полку, а потом
Поставьте книжек ряд на ней
И – ноль вниманья на детей,
На их рассерженные взгляды,
На воплей и нытья рулады,
На их щипки, скулеж и стон.
Терпите – в этом есть резон:
Через неделю или две
Возникнет в юной голове
Желанье просто так, от скуки
Взять с этой полки книгу в руки.
Но стоит лишь начать – взгляни,
Как вмиг меняются они,
Как заполняют их сердца
Восторг и счастье без конца!
И после, став умней и строже,
Они вскричат в сердцах: «О Боже!
Как этот ящик с проводами
Мог столько властвовать над нами?!»
И за поступок этот вас
Полюбят крепче в сотни раз.
_______________________
* Имеются в виду «Просто сказки» известного английского писателя Редьярда Киплинга.
** Герои сказочной повести известного шотландского писателя Кеннета Грэма «Ветер в ивах».
*** Герой баллады известного английского поэта и художника Эдварда Лира «Дядя Арли».
**** Герой сказок известной английской писательницы Беатрикс Поттер.
Television
The most important thing we've learned,
So far as children are concerned,
Is never, NEVER, NEVER let
Them near your television set --
Or better still, just don't install
The idiotic thing at all.
In almost every house we've been,
We've watched them gaping at the screen.
They loll and slop and lounge about,
And stare until their eyes pop out.
(Last week in someone's place we saw
A dozen eyeballs on the floor.)
They sit and stare and stare and sit
Until they're hypnotised by it,
Until they're absolutely drunk
With all that shocking ghastly junk.
Oh yes, we know it keeps them still,
They don't climb out the window sill,
They never fight or kick or punch,
They leave you free to cook the lunch
And wash the dishes in the sink --
But did you ever stop to think,
To wonder just exactly what
This does to your beloved tot?
IT ROTS THE SENSE IN THE HEAD!
IT KILLS IMAGINATION DEAD!
IT CLOGS AND CLUTTERS UP THE MIND!
IT MAKES A CHILD SO DULL AND BLIND
HE CAN NO LONGER UNDERSTAND
A FANTASY, A FAIRYLAND!
HIS BRAIN BECOMES AS SOFT AS CHEESE!
HE CANNOT THINK -- HE ONLY SEES!
'All right!' you'll cry. 'All right!' you'll say,
'But if we take the set away,
What shall we do to entertain
Our darling children? Please explain!'
We'll answer this by asking you,
'What used the darling ones to do?
'How used they keep themselves contented
Before this monster was invented?'
Have you forgotten? Don't you know?
We'll say it very loud and slow:
THEY ... USED ... TO ... READ! They'd READ and READ,
AND READ and READ, and then proceed
To READ some more. Great Scott! Gadzooks!
One half their lives was reading books!
The nursery shelves held books galore!
Books cluttered up the nursery floor!
And in the bedroom, by the bed,
More books were waiting to be read!
Such wondrous, fine, fantastic tales
Of dragons, gypsies, queens, and whales
And treasure isles, and distant shores
Where smugglers rowed with muffled oars,
And pirates wearing purple pants,
And sailing ships and elephants,
And cannibals crouching 'round the pot,
Stirring away at something hot.
(It smells so good, what can it be?
Good gracious, it's Penelope.)
The younger ones had Beatrix Potter
With Mr. Tod, the dirty rotter,
And Squirrel Nutkin, Pigling Bland,
And Mrs. Tiggy-Winkle and-
Just How The Camel Got His Hump,
And How the Monkey Lost His Rump,
And Mr. Toad, and bless my soul,
There's Mr. Rat and Mr. Mole-
Oh, books, what books they used to know,
Those children living long ago!
So please, oh please, we beg, we pray,
Go throw your TV set away,
And in its place you can install
A lovely bookshelf on the wall.
Then fill the shelves with lots of books,
Ignoring all the dirty looks,
The screams and yells, the bites and kicks,
And children hitting you with sticks-
Fear not, because we promise you
That, in about a week or two
Of having nothing else to do,
They'll now begin to feel the need
Of having something to read.
And once they start -- oh boy, oh boy!
You watch the slowly growing joy
That fills their hearts. They'll grow so keen
They'll wonder what they'd ever seen
In that ridiculous machine,
That nauseating, foul, unclean,
Repulsive television screen!
And later, each and every kid
Will love you more for what you did. |