Стихотворение «В последний раз»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Любовная лирика
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 30
Читатели: 1082 +1
Дата:
Предисловие:
Все случается когда-то в последний раз.
Даже если кто-то этого не замечает или не придает этому значения...

В последний раз

В последний раз тебе, прости,
Как дура, действую на нервы,
Сжигая все свои резервы,
Чтоб искру нежности спасти.

Но ты закрыт на все замки.
И я, полна неясной боли,
Одна спускаюсь против воли
По темной лестнице тоски.

Еще пульсирует в висках
Тепло любви, но гаснут очи,
Число ступеней все короче,
И нет уж крепости в ногах.

Вздыхает вечность у колен.
Огонь надежды убывает,
И холод тихо наплывает,
Как сна необоримый плен.

.............................

В последний раз тебе, прости,
Как дура, действую на нервы...
В последний раз, как будто - в первый.
И впереди- вся даль пути...
Послесловие:
А ты - закрыт на все замки.
Не отвечаешь на звонки...
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
На первый взгляд, это очень простые стихи. Но так ли это?
Автор не торопится открыть свое лицо. И эта интрига поэтически одаренной "Гюльчитай" заслуживает читательского внимания.
Итак, предлагаю вместе со мной прочитать  стихотворение Рашель Тон. Оно называется  "В последний раз".

http://fabulae.ru/poems_b.php?id=155114


В последний раз тебе, прости,
Как дура, действую на нервы,
Сжигая все свои резервы,
Чтоб искру нежности спасти.

Первая строфа по построению и зачину очень удачная. Хочу отметить, что автор использовал кольцевую схему рифмовки (abba), что само по себе уже говорит об изысканности формы  стихосложения.  В то же время и содержание на уровне. Автор  ироничен, а  в этом самобичевании "как дура" такая сила чувств... такая, что  угадывается  источник  "перпетуум мобиле" творчества автора.

Но ты закрыт на все замки.
И я, полна неясной боли,
Одна спускаюсь против воли
По темной лестнице тоски.

Динамично развивается сюжет, использован оригинальный образ - "тёмная лестница тоски". Великолепно!


Еще пульсирует в висках
Тепло любви, но гаснут очи,
Число ступеней все короче,
И нет уж крепости в ногах.

Да, соглашусь. Однозначно. Именно так. Ноги подкашиваются от безысходности одиночества. Становятся ватными.
Я не сторонница вытягивания "ужиков" из всех стихов, тем более, что сокращенная форма усилительной частицы в данном контексте смотрится органично.


Вздыхает вечность у колен.
Огонь надежды убывает,
И холод тихо наплывает,
Как сна необоримый плен.

Два оригинальных образа - "вечность у колен", "огонь надежды" и  чаще употреблямый образ "плен сна". В строфе есть пара глагольных рифм,что не совсем оправдано, на мой взгляд...

.............................

В последний раз тебе, прости,
Как дура, действую на нервы...
В последний раз, как будто - в первый.
И впереди- вся даль пути...

А вот и развязка - последний раз, как будто первый! Закольцовано все стихотворение,  заканчивающееся резюмирующим открытием: впереди - вся даль пути...  
Замкнутый круг или новый виток восходящей спирали?   Раз есть точка бифуркации, то есть  не только путь, ведущий к неминуемому краху системы отношений, но и  другой путь, ведущий к дальнейшей их эволюции. Разговорить "закрытого на все замки" -   сильный ход, достойный чувства лирической героини.

Казалось бы обыкновенные, простые по форме и  звучные стихи, в которых ритм, размер, рифма - все аккуратно выдержано, но филосовское  содержание достойно самой высокой оценки...
Спасибо автору за это!

Рекомендую всем прочитать и другие стихи Рашель Тон.



Оценка произведения: 10
Лилия Кликич 25.12.2014
     20:35 23.01.2015 (1)
1
Сильные стихи.
Спасибо Лилии за рецензию.
Со своей стороны сделал бы три замечания.
Первое - автору, конечно, всегда виднее,
но я не могу принять семантику "длинного числа".
Возможно, автор не обратила на это внимание,
поправить на более короткие пролёты ей не составило бы труда.
Второе.
Третья строфа уж слишком перекликается со словами романса из фильма "Жестокий романс".
И третье.
Не относящееся к данному произведению,
но - имеющее отношение к лирической героине.
Да простит она меня,
в таких случаях гораздо продуктивнее - отпустить (нет, не лирического героя!) - ситуацию.
И посмотреть, что из этого выйдет.
Если лирический герой почувствует вакуум, всё восстановится.
А иначе - все усилия лирической героини - бессмысленны.
Но я - такой же, как она...
     02:03 24.01.2015 (1)
Благодарю Вас, Сергей.
Вы правы, конечно, во всех своих замечаниях.
Особенно - в отношении "Жестокого романса".
Что же касается семантики "длинного числа" - что же делать, коли я такова...
И - спасибо за совет.
С уважением.
     11:04 24.01.2015
1
Не за что, Рашель.
Буду всегда рад Вам.
     19:07 21.12.2014 (1)
Отпусти. Он уходит. Так лучше.
Позабыв обо всём, что случилось,
как жилось, как спалось, как любилось,
как влюблённых встречал солнца лучик.

Отпусти. Это трудно и больно.
Словно время течёт между пальцев
и, распяв свою память на пяльцах,
сыпешь в рану открытую солью.

Уходи. И забудь. Время лечит.
Догорают последние свечи.
     19:11 21.12.2014 (1)
Да, Спасибо! Я за угол тихо зашла -
И уже не оглянешься из-за угла.

Благодарю, Таша, за такой экспромт.
С теплом.
     19:14 21.12.2014
Не надо печалиться, вся жизнь впереди)
Реклама