Заметка «Принцип партийности советской литературы»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.4
Баллы: 7
Читатели: 836 +1
Дата:

Принцип партийности советской литературы

В школьную программу по литературе. как мы помним, включались часы для ознакомления с принципом партийности.
Поэтом и писателем, который иллюстрировал это "правило" был, конечно же, Владимир Маяковский. Как-то мельком отмечался "ноктюрн на флейте водосточных труб" образца 1912 года. А далее акцент делался на "Левый марш" и того хуже разного рода беседы с фининспектором о поэзии. Да, и сам поэт социалистической культуры, якобы, розы в саду и птиц на ветке ставил ниже очередных заказов. Или это мифология и внешний проект для управления населением 15 республик? По крайней мере, Маяковский отклонился от курса в пьесах "Клоп" и "Баня" и вызвал фосфорическую женщину из 2030 года. А 100 лет это было очень далекое будущее. Практически, он расплевался со своим социальным ангажементом. И мы не знаем как он умер - пишут, что это загадка.


Что касается Есенина, то специалисты утверждают, что того убили в офисе НКВД и подвезли тело в гостиницу. Маяковский написал предсмертную записку за два дня до выстрела, причем пуля извлеченная из тела не соответствует калибру браунинга. А также, абсолютно невероятным кажется то, что у него сдали нервы из-за любовных переживаний или от того, что на него свистели студенты литературного института - у него был иммунитет к таким вещам, подумайте и перечитайте флейту-позвоночник и про отношения с Наполеоном.


Ну, хорошо, это сверх школьной программы. Досадно, что простое криминальное досье опечатано и нельзя просто узнать "да" или "нет". Впрочем тоже самое с 11 сентября - опоры заминированы были, но детям морочат головы Бин Ладеном. Сложные отношения существуют между пропагандой и архивами политической полиции. В этом то и вся суть принципа партийности.


Но где же у Маяковского на самом деле героизм, патриотизм и социализм? Есть же он! Да, его отец, лесничий, в серебряном то веке был полноценным интеллигентом. Я нашел упоминание, что юный поэт читал Уолта Уитмена. Но, возможно, это другой "антимиф", хотя я проверил, что у двух этих поэтов сходство наблюдается.

Так или иначе было дело - чтение "Анти Дюринга", прочего и 11 месяцев в тюрьме за это. Причем в одиночной камере. Там и начал тетрадь стихотворений. Но, правда ли то, что тут же и решил посвятить себя социализму?

Сомнительно, что сразу так все стало ясно и уложилось в голове на двадцать пять лет вперед. Как там у Тарковского - человек хочет, чтобы начальника машиной задавило, а не социальных реформ и революций.


И на самом деле, в числе "обличительных гимнов" обратите внимание на стихотворение про карточный выигрыш ( внеклассное чтение).


Что касается футуризма. Это Александр Блок и Андрей Белый- после своих университетов настоящих - притянули в символизм сложные размышления и эстетику. А у Владимира Маяковского образование то пять классов гимназии. "Футуризм" он путал с названием фирмы, делающей галоши.


Но была знаменитая "кофта фата" и перформансы с подвешенным на сцене роялем. Сверх школьной программы я читал про это все у Льва Кассиля.

На фотографиях поэт переодет из блузы с бантом в шикарную шубу. И он учился в школе живописи и зодчества. В так называемые "годы реакции", когда Ленин жил в Париже и толком не знал вернется ли в матушку Россию, чтобы возглавить штурм и   ЧК.


Так что теория о том, что Маяковский любил эпоху больше, чем самого себя неверна. Как же объяснить посвящения стихов Ленину и партии?

Видимо это - загадка таланта. То что поэт создал произведения на уникальном языке и они пережили смутное время, это достаточно хорошо видно, можно прочесть и увидеть. Но, он же понимал кто он такой и сам!

Тогда, что дороже то - Париж или месса?
Я успел побывать в его музее в конце 80-х годов. Не знаю, насколько удачен музей как таковой и существует ли он ближе к 2030. Но эта "фосфорная женщина" - она хороша. По-крайней мере, концепт был хорош. Мне также понравились в этом музее все его личные атрибуты творчества.

А эти "окна роста" и стихи о советском паспорте - функции большого человека, побочные эффекты физического тела и сильного голоса. Он называл это "быть облаком в штанах".

И что тогда принцип партийности в литературе? Сгинул.

Хрустальный дворец на том свете футурист и пролетарский оратор, конечно, заслужил.



Реклама
Обсуждение
     18:22 09.02.2014 (1)
Я бы не стала вспоминать и обсуждать эту по сути бюрократическую шелуху, придуманную особо рьяными
"коммунистами", не имеющими за собой ничего вразумительного. Маяковский жил в своём времени и со своей позицией, кому нравится, а кому нет - не важно. И как он и Есенин закончил жизнь и почему так печально - мы никогда не узнаем. И это не существенно, только даёт возможность некоторым заработать на хлеб с маслом, если попадёшь в струю.
     01:05 10.02.2014 (1)
"Если нельзя о чем-то говорить, то следует молчать"
( Витгенштейн).

Вот беда - я всегда это правило нарушаю на свой страх и риск.
     18:40 10.02.2014 (1)
Никакой беды нет и быть не может. Эти бредни остались в прошлом. Жаль, что на внедрение этого были затрачены силы, деньги. А главное страдали писатели. Вот уж где точно должен соблюдаться принцип рынка: интересне - читают. С одним исключением - уровень культуры читателей должен соответствовать. А вот это - увы!
     05:09 11.02.2014 (1)
Дело в том - как мы себе мыслим ход истории? Не только СССР. Жили люди и поколения людей. Что-то их интересовало и они чем-то в жизни занимались. А потом писатель Хемингуэй говорит - "вы потерянное поколения". А Вы говорите - " все это были ваши бредни".

Тут это как кому. Если бы я жил тысячу лет, то я бы попробовал разные "бредни". А если я живу меньше ста лет, и не знаю ничего хорошего о загробной жизни, то свое поколение я не согласен считать потерянным, а все "мое" считать бредом.

Хотя отчасти "мое" никому не понадобиться. И "ваше" также.
     14:10 11.02.2014 (1)
Я вовсе не хотела и не пытаюсь задеть именно вас. И для меня моя страна дороже жизни, можете не сомневаться. А бреднями я считаю то, что навешивали и внедряли псевдокоммунисты, и это не имеет отношения к истории. Притом, себя я считаю безусловно советским человеком и коммунисткой. Так что думаю тема исчерпана.
Прошу прощения, если вас чем-то задела. Этого и в мыслях не было.
     15:01 11.02.2014 (1)
Нет, вы меня не задели. Спасибо за отзывы.
Пока что, тема достаточно разобрана - по косточкам.

     18:03 11.02.2014
Спасибо за это, а то я уж начала и волноваться. Впрочем, помнить надо всё, иначе снова на те же грабли!
     14:01 09.02.2014 (1)
Ленинский принцип партийности обычно приплетался к Горькому,отцу соцреализма,подмявшего под себя советскую литературу.Маяковского разбирали без раннего творчества,делая акцент,что он сначала видел стихийность в революции,а потом признал руководящую и направляющую роль партии...Сам Маяковский ,будучи новатором, воспринимался с трудом неподготовленными читателями и поэтому навредил мало.Его поэмы о Ленине и революции- на гурмана) Задалбливали наизусть, но ...Сейчас в школьной программе он в Серебряном веке и обзором совпериод...Фигура яркая,трагическая...И достаточно расчетливый человек...Спасибо за заметку.А то на литературном сайте о литературе мало...
     01:01 10.02.2014
Спасибо за отзыв. Да, у Маяковского сложные стихи.
Даже когда он делал "лесенку" - не просто все разложить в ряд.
     13:52 09.02.2014
-1
Понравились и тема, и настрой.
Согласен, естественно, не со всем, но это совершенно естественно.
Реклама