«Смерть не изменяет ничего в нравственной и умственной природе человека, и перемена состояния, вызванная переходом из одного мира в другой, уносит его физическое тело, но самого человека оставляет таким же, каков он был на земле».
«Жизнь непрерывна; нерожденная, вечная, постоянная, она не погибает с уничтожением тел, которые облекают ее. Так же верно было бы вообразить, что небо обрушится, если разобьется глиняный горшок, как утверждать, что душа погибнет, когда тело разложится на составные части».
«Уроки природы строги, но в конце концов они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия».
«Наше земное познание реального вполне обманчиво; мы ничего не знаем о вещах и о людях, каковы они на самом деле, мы знаем только те впечатления, какие они оставляют на наши чувства, и те заключения, часто ошибочные, которые наш разум выводит из суммы этих впечатлений».
«На земле художник, скульптор, музыкант способны представлять себе величайшую красоту, создавая свои образы силою воображения, но когда они стремятся воплотить эти образы в грубые земные материалы, они далеко отстают от своих мысленных созданий».
«Может показаться странным, что духовная сфера ― нечто совершенно нереальное и туманное для многих ― влияет в такой степени на все остальные миры и что силы ее могут даже разбивать вдребезги все, что с ними не гармонирует в низших мирах. А между тем это так, ибо этот мир есть выражение духовных сил, и они-то и являются теми руководящими и формирующими энергиями, которые все проникают и медленно, но верно подчиняют себе все сущее».
«Многое кажется нам несправедливым только потому, что мы вырываем явления из подобающего им места в эволюции и ставим их отдельно, без связи с предшествующими и последующими явлениями».
«Добром можно назвать все то, что соответствует Божественной Воле, что помогает прогрессу души, что ведет к усилению высшей природы человека и к воспитанию и покорению его низшей природы. Злом же будет все то, что замедляет развитие, что удерживает душу на низшей ступени и, когда необходимые уроки все уже выучены, все то, что ведет к преобладанию низшей природы над высшей и что развивает в человеке зверя вместо того, чтобы развивать в нем Бога».
«Обособленной жизни нет; каждая жизнь есть дитя предыдущих жизней и мать всех последующих, в той совокупности существования индивидуума».
«Интеллект есть в человеке начало разъединяющее, он различает «Я» от не «Я». Он осознает только себя одного, а все остальное мыслит, как внешнее и чужое для себя. Это начало враждующее, самоутверждающее, готовое уничтожить все, что стоит между ним и предметом его желаний. В человеке лишь интеллект по природе своей склонен к вражде, ибо он утверждает себя как величину, отдельную от всех остальных, и именно в нем заключается корень разъединения, вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека».
Выписанные выше строки принадлежат Анни Вуд Безант (1847-1833) — необыкновенно красивой женщине, писательнице, англичанке по происхождению, но всю жизнь, боровшуюся за освобождение Индии от колониальной зависимости. Ее биография достаточно полно и всесторонне описана на Интернет-сайтах. Отметим лишь следующее. В 1887 году Анни познакомилась с Еленой Блаватской (1831-1981), основателем Теософского общества, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины. Труды Блаватской заворожили её своими мыслями. Для более глубокого погружения в учение Блаватской Анни не ограничилась чтением теософских трудов, а отправилась в Индию, где принялась за изучение индийских священных книг. Результатом этих трудов стало издание книги «Древняя мудрость», в которой описывается системная многоуровневая иерархическая, а точнее —- тензорная модель мироустройства, так как об этом сказано в Ведах, и раскрываются законы перевоплощения, кармы, жертвы и восхождения в том виде, как они трактуются в Индуизме. Самое удивительное в этой модели то, что чем старше мы становимся, тем понятнее становятся ее положения и убедительнее аргументация. Получилось некое смешение Ведизма и Индуизма, переложенная на западный манер, что вполне соответствует основной теософической концепции. Цитаты из этой книги приведены в начале заметки. В целом, мысли Анни Безант, весьма любопытны и могут стимулировать развитие наук о человеке и природе. Но в свете текущего момента, особый интерес представляет цитата, касающаяся интеллекта.
Нет сомнения в том, что создание и внедрение искусственного интеллекта практически во все сферы нашей жизни — прорывной этап развития человеческой цивилизации. Ныне каждый день по всем телепрограммам телевизору с утра и до глубокого вечера употребляют термин «искусственный интеллект». Это хорошо, но возникают три вопроса. Куда подевались нанотехнологии, без которых еще два года назад не обходилась ни одна телепрограмма? Почему только искусственный интеллект, а где искусственный инстинкт, рефлекс и искусственная интуиция? Если естественный интеллект — это начало враждующее, самоутверждающее, готовое уничтожить все, то, что следует ожидать от искусственного интеллекта?
Ответ на первый вопрос очевиден: нанотехнологии, похоже, навсегда эмигрировали вместе с небезызвестным главой «Роснано», господином Чубайсом. После его отъезда в Израиль на свет божий выплыли масштабные хищения в компании, оцениваемые более чем в 1,6 миллиарда рублей. Организатором этой аферы, достойной пера авантюрного романиста, названо некое таинственное «неустановленное лицо» из высшего руководства, а непосредственными исполнителями выступили трое бывших топ-менеджеров.
На второй вопрос ответа пока нет, но есть подозрение, что, учитывая прагматичный настрой наших менеджеров от науки, искусственный интеллект постигнет участь нанотехнологий — выделенные деньги будут разворованы и до искусственного инстинкта, рефлекса и интуиции дело не дойдет.
Касательно третьего вопроса, стоит заметить следующее. Искусственный интеллект — это лишь сосуд, компьютерная программа, наполняемая нами. Что вложим, то и получим. Куда направим, туда и потечет. Но коварство его в том, что, повинуясь, он может породить и нечто зловещее, нежданное. Впрочем, не только искусственный интеллект, но и любое творение рук человеческих неизменно обращается и во благо, и во вред. Быть может, такова уж предначертанность наша. И невольно вспоминаются три преданные забвению ведические истины, эхом доносящиеся из глубин X века до нашей эры: знание — корень всех бед; письменность — предвестник распада цивилизации; государственность — путь к гибели человечества. И все же, презрев эти предостережения, человечество воздвигало и продолжает воздвигать свою цивилизацию, с фанатичной верой устремляясь навстречу Апокалипсису.