Заметка «К дню поэта»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 88 +11
Дата:

К дню поэта

В этот день, 13 апреля, родился Ефим Алексеевич Придворов. Поэт неоднозначный, но любимый народом. Не всем. 
Хотя многие знают и помнят как его провожала мать и вся родня. 

Я, как человек совершенно не поэтный и не могущий ценить красоту стиха, нечасто сталкивался с его стихами. 
Хотя бабушка моя знавала. Опять же не все стихи. 

В связи с этим хочу поделиться с вами одним из его стихов. Коротким. Как я люблю. 
Про коня и колесо:

В телеге колесо прежалобно скрипело. "Друг,- выбившись из сил,
 Конь с удивлением спросил,-
 В чем дело?
 Что значит жалоба твоя?
Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!"

Иной с устало-скорбным ликом,
Злым честолюбьем одержим,
Скрипит о подвиге великом,
Хвалясь усердием... чужим.
Реклама
Обсуждение
11:05 13.04.2025(1)
1
Афанасий Сальери
Вот как напишешь ченть про Пушкина. Или Лермонтова.
Да хоть бы и всякую фигню. (Я писал уже раньше) И все сразу тут как тут. 

А вот творчество  Демьяна Бедного не тронуло сердца поэтов и писателей нашего сайта. Никто и не вспомнил. 
А ведь поэт народный. 
Изменился народ. 
Мдас.
14:25 14.04.2025(1)
Согласен, что поэт народный. Но не понимаю, зачем писать всякую фигню.
21:49 14.04.2025(1)
Афанасий Сальери
В смысле? 
Что есть фигня?
Фигня ли это? 
Если да, то единственно ли только он писал фигню?
Если нет, то почему другим можно, а ему нельзя? 


Ну и еще ряд вопросов возникает))

04:39 15.04.2025(1)
Да, действительно, столько вопросов сразу... Но Вы же сами про себя так написали, так что и все эти вопросы тоже к Вам.
11:14 15.04.2025(1)
Афанасий Сальери
Я писал конкретную фигню. Про Пушкина и Лермонтова. И сравнивая ее с трудами историографов и мемуарами современников, можно констатировать моё написание  как  это сделал я. 
Самое интересное, что когда пишешь сам вот, то и не думаешь, что это фигня. А совсем наоборот. 
Потом, углубившись в тему или слышишь отзывы о твоем написанном от окружающих, которые хотят помочь тебе не совершить ошибку, но не зная как корректно сказать тебе, используют в качестве эталона-определителч данное слово, ты и сам с этим соглашаешься. 
И вот тогда начинается полная свобода творчества и самовыражения. Ибо внешних рамок уже нет и только ты сам волен решать что и как и делать оценки. Самому себе. 
Но! "Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества." (с) 
Поэтому фигню писать просто необходимо. 
Тогда общество начинает развиваться, сравнивая твое написание и пытаясь сделать лучше. 
И оно это делает! 
А смогло бы, если б не было фигни? 
Никто не знает.
13:09 15.04.2025(1)
Да, интересная мысль! И в чем-то правильная. Но, с другой стороны, жить в обществе и быть свободным от него действительно нельзя. Есть общепринятые моральные нормы, которые нельзя нарушать. В том числе и в творчестве. Так что "фигню" все же лучше не писать, тем более о классиках.
18:48 15.04.2025(1)
Афанасий Сальери
Моральные нормы изменяются. Как и сама жизнь. Сегодня они одни завтра - другие. Это мы наблюдаем сами сейчас. 
Да и общество разнородно. Там одно, а тут - другое. И каждое одно-другое считает высокоморальным именно себя. 
А фигне все равно о ком писаться. Классики в данном контексте лишь средство. 
Вот, кстати, тот же Демьян Бедный. Кто-то вон считает его плохим поэтом. А ведь он тоже классик. Причем заслуженный: среди поэтов первый получил орден Красного знамени. Сначала. А потом стал парией. А потом ни тем ни другим. А потом снова классиком. И это все за одну жизнь.  А сейчас его никто почти не помнит.
А сколько классиков сейчас непомнимых? Море. 
Поэтому если я напишу о них фигню, то люди, читая мою фигню  вспомнят. Что были вот такие Бобчинский и Добчинский классики. И будут гордиться ими. Или нет.
09:28(1)
Александр Красилов
Демьян Бедный не классик.
Как не являются классиками ни Панфёров, ни Саянов, ни Гусев, ни Лебедев-Кумач, ни Горбатов, ни Чаковский, ни Бабаевский и многие-многие другие, которые тоже получали ордена всяческих знамён и слав.
А вот Шолохов и Фадеев, например, - являются. Но это не потому, что они получали ордена.
09:45
Афанасий Сальери
А кто вот выдает награду "Классик"?
Есть ли у неё степени?
Вот если есть, то кто какой?
Может, к примеру,  Лев Толстой классик второй степени, а Демьян Бедный - восьмой. 
19:14 15.04.2025(2)
Спасибо...
Впервые в жизни ознакомилась с его стихами. Из любопытства. А так бы и оставалась в неведении, если бы не Вы...)
Любимому

Живые, думаем с волненьем о живом
И верим, хоть исход опасности неведом,
Что снова на посту ты станешь боевом,
Чтоб к новым нас вести победам.
В опасности тесней смыкая фронт стальной,
Завещанное нам тобой храня упорство,
Мы возбуждённо ждём победы основной,
Которой кончишь ты, любимый наш, родной,
С недугом злым единоборство!
1923 г.

19:58 15.04.2025(1)
1
Александр Красилов
Поразительно.
Я вчера открыл том Демьяна Бедного в серии "Библиотека поэта" (Л.: Сов.писатель., 1951) и на стр. 115 обнаружил это стихотворение.
Ухмыльнулся. Хотел привести его в комментариях к заметке, но поленился.
А Вы сегодня тоже заинтересовались им же.
21:40 15.04.2025(1)
"открыл-ухмыльнулся-закрыл"
Точная формулировка всего творческого наследия ДБ. В трёх словах. 

Искали, Александр, мы с Вами нечто человеческое. Тихий лирический глас. Искренность поэта перед самим собой. Ибо нельзя же, в самом деле, быть таким механически отстранённым или, напротив, слишком зацикленным тупым автоматом. 

Не был ли он прототипом Бездомного? 
21:51 15.04.2025(1)
1
Афанасий Сальери
Нет. Он был прототипом Берлиоза. Но это не точно. Булгаков собирал вырезки статей про Бедного когда писал роман. 



08:40(1)
В отличие от Берлиоза голову всё-таки сохранил. 
Нашла любопытный исторический документ: Письмо Сталина к Бедному
Вот где наглядная картина взаимодействия власти и восславляющих её стихотворцев (впадающих в немилость).
Много чего можно разглядеть сквозь строки. И характер адресанта, и личностную оценку, данную адресату, и приметы времени, и механизмы действующей власти... 
Запомнился устрашающий хмык-уточнение кремлёвского горца, заключённый в пояснительных скобках - - "Вашу катастрофу, не мою". 
09:35
Афанасий Сальери
Это одно письмо, а раньше было отношение другое. Да и потом стало. Ему же разрешили публикации в войну. 

Произошедшее, на мой взгляд, случилось из-за личностных характеристик и "малограмотности" (не знаю как доходчивей сказать. Тоже не хватаю звёзд)) "  поэта. Он оказался не готов к той роли, что ему была предложена. Таких людей было тогда много: верных ленинцев назначенных на места и посты, но не справлявшихся из-за своей "культурной некомпетентности" и непрофессионализма с порученными им участками революционного фронта). 

Ну, Булгаков просто воплотил желаемое. 
Однажды я тоже написал рассказ про человека, которого я более чем неуважал. В нем я оторвал ему руки, ноги и отобрал булочку (он любил их есть). 
Хотя он жив и сейчас)
19:28 15.04.2025(1)
Афанасий Сальери
И Вам, Ирина, спасибо за реакцию на заметку мою. 
Ради этого стоило написать ее.  Так и задумывал). 
22:04 15.04.2025(1)
Столько внимания Ефиму Алексеевичу, наверное, никто в Сети не уделял. Комментарии обрушиваются с новой силой.
Он был бы Вам благодарен за то, что дрогнули-таки сердца)
23:47 15.04.2025
Афанасий Сальери
Ну у меня есть ещё кому уделить внимание. Чуть позже. 
А пока решил так. 
А то забыли.
Иш. )
20:53 15.04.2025(1)
1
Александр Красилов
Мих. Гаспаров отзывается о версификаторских способностях Демьяна Бедного сочувственно.
Но всё равно - читать это чрезвычайно утомительно.
У меня дома Демьяна Бедного довольно много. Именно потому, что он в советское застойное время был не очень кому-либо нужен.
Был такой сов.литературовед, занимавшийся в основном соцреализмом, - Исаак Эвентов. Его книжечку о Демьяне Бедном я купил, ещё будучи школьником.
Вот как она выглядит:
 
В те временна выпускалось много науч.-поп. литературы. Брошюрки эти стоили какие-то копейки (15-20-30-50), и купить их школьнику было вполне доступно. И вот эта книжка о Демьяне Бедном была в те времена одной из тех книг, о покупке которых я тогда пожалел, полистав уже дома. Это теперь историческая ценность её возросла (ибо кто в наше время будет переиздавать такую скукотищу, как биография скучного поэта?). А тогда мне денег было жалко - лучше б чё-нить о редкоземельных элементах купил. Ну да ладно.
Вот.
А потом из макулатуры (библиотеки закрывались - предлагали приходить и забирать литературу, кому какую надо) как-то организовались у меня дома и толстенный  однотомник большого формата (издавались такие в послевоенные годы - Пушкин, Никитин и т.д.) Бедного. Тёмно-синий. По-моему, я его так и не открывал. И уже менее объёмный том в первом издании Большой серии БП (о котором я написал в комментарии). Первое издание БП оформлялось не так, как следующее, т.е. второе, все тома которого - синие, и не так, как третье, в котором все тома приятного тёмно-зелёного цвета. А в первом издании все книги были не в ледериновых, а преимущественно в тканевых переплётах и разноцветные. Языков, например, белый, Минаев - бордовый, Батюшков - розовый, "Слово о полку Игореве" - тёмно-серое (в ледерине, кстати), Янка Купала - серый, Демьян Бедный - светло-синий. Кстати, автор предисловия к этому тому тот же И.Эвентов. Он, так сказать, плотно занимался этим поэтом. Были раньше такие спецы - кто по Горькому, кто по Островскому (Николаю), кто по Серафимовичу и т.д.
Что же поражает в поэтике Демьяна Бедного?..
Парадоксальное, полное отсутствие лирики. О пейзажной или любовной и говорить не приходится, но даже гражданская лирика, образцов которой у него кот наплакал ("Любимому", пожалуй, один из них), превращается у него в агитку. Это прямо что-то ненормальное. Как какой-то узкий луч лазера.
Как столько лет можно рифмовать и ни разу не испытать желания хоть что-то зарифмовать без победы над врагом, героической борьбы и т.п.?..
Тщательно пролистал том, думал - ведь хотя бы на заре туманной юности должен же он был хоть что-то написать про любовь-морковь и трели соловья!..
Нет!..
Единственное, что нашёл, - стихотворение 1911 года (Демьяну 28 лет). Начинается так:

Ночной порой, когда луна
Взойдёт над тёмными лесами,
Внимай: родная сторона
Полна живыми голосами.
Но, зачарованный волной
Ночных напевов и созвучий,
Прильни к груди земли родной...


Хорошо начинается, да?.. Но дальше полный, как сейчас сказали бы, трэш:

Услышишь ты с тоскою жгучей:
Среди лесов, среди степей,
Под небом хмурым и холодным,
Не умолкает звон цепей
В ответ стенаниям народным.

Всё. Конец.


Вот такой он был.
Борец.





21:48 15.04.2025(1)
Афанасий Сальери
Ну тут, на мой взгляд, нужно учитывать откуда вообще появился поэт этот. Его жизнь в детстве и юности. Что послужило "становлением" его как человека. 
Сейчас тоже есть такие, кто десять лет студенты, чтоб в армию не идти. И по знакомству устроенные на должности. 

Кстати стих "Любимому" написан о Ленине. Никто же любить Ленина не запрещал. 
21:57 15.04.2025(1)
Александр Красилов
Кстати стих "Любимому" написан о Ленине.
Ну чоуш Вы...
Думаете, мы с Ириной совсем... того-этого?.. Это же понятно.
Кстати, в томе из БП не только год стоит, но и месяц: апрель 1923.
22:04 15.04.2025(1)
Афанасий Сальери
Я так не думаю про вас с Ириной. 
Просто с Лениным поэт был знаком давно. Еще с дореволюции. Он его любил. Почему, Вы, наверное, знаете. 
22:08 15.04.2025(2)
Нет, не знаю. 
Почему он так сильно его любил?

Это стихотворение можно было посвящать всем последующим, внезапно заболевшим, властителям страны. Для воодушевления. И каждый мнил бы себя любимым. 
23:43 15.04.2025
Афанасий Сальери
Просто Ленин с товарищами поддержал его в начале пути. Они печатали стихи поэта в своих газетах. Сначала в легальных, а потом в нелегальных
 Так поэт стал узнаваем и знаменит. Получил путевку в жизнь. 
Писал он часто про деревню и рабочих ибо сам был оттуда и работал. И жизнь ему медом не казалась. Пришлось попотеть. 
Он взял на себя роль поэтического рупора революции. Ну а потом - завертелось закружилось. 
Поэтому он переживал за Ленина. 
22:15 15.04.2025(1)
Александр Красилов
Почему, почему...
Потому что Ленин освободил народ от цепей царизма...

Что же ещё Вам АС ответит...
22:28 15.04.2025(1)
Нашла не о борьбе... 
Почти:) 
Снежок
Шуточная

Из-под тучки ветер веет,
Из-под падеры – снежок.
У девчонки сердце млеет,
Что не пишет мил-дружок.

Едут сани из Казани,
Кони падают в снегу.
«Жду я, жду письма от Вани,
Всё дождаться не могу!»

Эвон, снегу сколько, шутка!
Нет ни краю, ни конца.
Не горюй, не плачь, Машутка:
Жди от Вани письмеца.

Мы дороги все исправим
Без особого труда:
На учет весь снег поставим, –
Снег исчезнет без следа!

1919

22:44 15.04.2025(1)
Александр Красилов
Ну, хоть что-то...
Но опять-таки частушки.
22:51 15.04.2025(1)
1
Напоследок. 
Был он и таким. В начале века. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Мысль изреченная есть ложь.
Тютчев.

Бывает час: тоска щемящая
Сжимает сердце… Мозг - в жару…
Скорбит душа… Рука дрожащая
Невольно тянется к перу…

Все то, над чем в часы томления
Изнемогала голова,
Пройдя горнило вдохновения.
Преображается в слова.

Исполненный красы пленительной,
И буйной мощи, и огня,
Певучих слов поток стремительный
Переливается, звеня.

Как поле, рдеющее маками,
Как в блеске утреннем река,
Сверкает огненными знаками
Моя неровная строка.

Звенит ее напев рыдающий,
Гремит призывно-гневный клич.
И беспощаден взмах карающий
Руки, поднявшей грозный бич.

Но - угасает вдохновение,
Слабеет сердца тетива:
Смирив нестройных дум волнение,
Вступает трезвый ум в права,

Сомненье точит жала острые,
Души не радует ничто.
Впиваясь взором в строки пестрые,
Я говорю: не то, не то…

И, убедясь в тоске мучительной,
Косноязычие кляня,
Что нет в строке моей медлительной
Ни мощи буйной, опьянительной.
Ни гордой страсти, ни огня,

Что мой напев - напев заученный.
Что слово новое - старо,
Я - обессиленный, измученный,
Бросаю в бешенстве перо!

1909.
Источник



23:01 15.04.2025
1
Александр Красилов
Вот! То есть, общей участи поэтов, которые всегда начинают хоть с какой-то лирики, он не миновал.
11:10 13.04.2025(1)
Афанасий Сальери
Гость17:24 14.04.2025
Спасибо, Сальери! 
Хорошо вспомнил. 
11:08 13.04.2025(2)
Валерий Свидерский
Басня хороша.а поэт - приспособленец и пошляк.Разменял свой талант на недобрую память. имхо
16:15 13.04.2025
Приспособленец - это еще может быть, а пошляк-то почему? Где у него пошлость?
11:13 13.04.2025(1)
Афанасий Сальери
Многие поэты пошляки. Еще большие - приспособленцы. 
А многие и нет. 
И художники. И актеры. И даже мы. )
11:30 13.04.2025(1)
Валерий Свидерский
Каждый сам выбирает себе кумира.В меня-свои.у Вас-свои.
11:39 13.04.2025(1)
Афанасий Сальери
))
Я не про кумиров. Он тоже не мой.
Я про историю и место в ней поэта и про историю поэта. 

Сейчас время похожее. Не мог не вспомнить. Тем более повод есть. 
20:33 13.04.2025(1)
Валерий Свидерский
Низкопоклонство и особенно в стихах  и есть верх пошлости.ИМХО
21:07 13.04.2025
1
Афанасий Сальери
Верх пошлости - это от имени Бога регистрировать мужские браки. Как это уже публично делается. 
А писать стихи  имея социальный или гражданский госзаказ - это профессия. Такая же как милиционер или контролер ОТК.  Но все искренние и высокопоклонные  люди начинают говорить потрясая  вдруг руками в гневе, что "менты-козды!" (с), а контролеры - "бесчестные люди зря придирающиеся к изделиям. Подумаешь, фаску не снял, хотя должен был. И так сойдет."
Зато высокоморально. 
За честное всё
16:31 12.04.2025(1)
Likin M
Наш конь - гроза любого веса, 
Не то, чтоб что-то поднимал - он пёр. 
Лишь, в жизни не бельмеса
Трудяга конь не понимал. 

А колесо, скрипя уныло
И наскочивши на кирпич, 
С оси тележной соскочило. 
И на земь шмякнулся Кузмич. 

Кузмич? Телеги обладатель, 
Коня и груза господин, 
Бухла палёного приятель, 
И верный лени паладин. 

Он на коня взвалил с телеги
Паклажу всю до требухи... 
Вот тут и кончился наш пегий, 
Мудрец-философ от сохи. 

Исток немалых прегрешений. 
Считают - мы, мол, о-го-го, 
Хоть, без технических решений
Извне, не стоят ничего. 
10:59 13.04.2025(1)
1
Афанасий Сальери
Вот она - связь коней во времени.
Демьян Бедный  написал свое Колесо в 1916 году, а Вы, Михаил подхватили спустя сто десять лет. )
11:35 13.04.2025
Likin M
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама