Митрополит Анастасий благословлял лично этот сброд при встрече. "Оставшись наедине, оба митрополита со Власовым побеседовали часа два и порешили, что Синод с имеющимся в его распоряжении духовенством обслуживает религиозные потребности частей Освободительного движения, а Освободительное движение все возникающие в его частях религиозные и церковные вопросы направляет к представителям Синода. Это положение продолжалось вплоть до трагического конца нашего движения. После общего обеда и общей беседы оба митрополита отбыли к себе домой. А через некоторое время к Власову приехали эвакуировавшиеся монахи Почаевского монастыря во главе с их игуменом, всего 25 человек, и Власов всех их принял, выслушал и позаботился о них, что по тем временам было не так просто." - сообщают первоисточники. (125)
Не следует забывать, что духовно окормлял власовцев митрополит Гермоген. Созванное 5 апреля 1944 г. в Риге архиерейское совещание приняло обращение к «Православным людям в Литве, Латвии и Эстонии». Там имелись и следующие слова: "Чтобы жила свободная Россия, большевизм надо уничтожить. Только тогда будет свободна и Церковь… Сознавайте отчетливо, что место наше в рядах борцов за новую свободную счастливую Россию, в рядах Русской Освободительной Армии… Господи, спаси и сохрани Россию!" (132)
Эталоном предательства и сотрудничества с врагом являяется Псковская православная миссия.<...>В июне 1942 года в распоряжении миссии говорилось: "В ночь с 21 на 22 сего месяца исполняется год той освободительной борьбы, которую ведёт победоносная германская армия с большевизмом во имя спасения человечества от сатанинской власти поработителей и насильников. Христианский долг требует от нас искреннего сознания всей важности необходимости продолжающейся освободительной борьбы, а также соответствующего серьёзного отношения и к великой дате современной истории, ознаменовавшей собой начало этой борьбы. В связи с этим, предписываем всему духовенству 21 сего июня после божественной литургии и произнесения соответствующего слова совершить молебствование о даровании Господом сил и крепости Германской армии и её вождю Адольфу Гитлеру для окончательной победы над проклятым жидо-большевизмом." (133)
В пользу гитлеровских оккупационных властей, свечная фабрика Миссии отчисляла 30% дохода, а иконописная мастерская - 10% дохода. Деньгами делились со стонами и зубовным скрежетом. Неоднократные попытки священников сохранить доходы себе путем освобождения от такого "налога" в наше время пафосно объясняются "патриотизмом" и "нежеланием сотрудничать с немцами". (134)
Священниками Миссии велась активная агитационная работа среди населения оккупированных территорий на предмет пользы угона в Германию или вступления в армию предателя Власова. В одном из воззваний Миссии говорилось: "Русские патриоты обязаны всемерно содействовать уничтожению и плодов, и корней коммунизма. Мы верим, что найдется немало русских душ, готовых к участию в уничтожении коммунизма и его защитников…"(135).
Журнал "Православный христианин", выпускаемый Миссией содержал следующие строки: "Германия вправе рассчитывать, что верующий русский народ высоко оценит подвиги освободительной германской армии и во всем окажет ей лояльную, деятельную жертвенную поддержку".
За победу германского оружия проводились молебны, в честь побед нацистов проводились крестные хода.
В обязанности священникам вменялось собирать сведенья об урожайности районов, об отношении народа к власовскому движению и прочий сбор разведданных. В Ленобласти (входившей в веденье Миссии) по доносам священников было расстреляно гитлеровцами 144 человека. (136)Митрофорный протоиерей Котович Евгений Петрович лично ездил в 1942 году в Берлин улаживать вопросы о расписаниии богослужений с начальником отдела гестапо по церковным делам. (138)
Архиепископ Филофей, возглавивший после высылки митрополита Пантелеймона Рожновского православную церковь в Белоруссии, требовал в своем меморандуме "сместить все русофильское духовенство". (139)
Участники Белорусского церковного собора Участники собора 30 августа 1942 года направили телеграмму на имя А. Гитлера с выражением благодарности. Ее екст гласил: "в истории Белоруссии первый православный собор в Минске передает Вам, господин рейхскомиссар, от имени православных белорусов спасибо от всего сердца за освобождение от безбожного большевизма и за данную нам возможность свободного развития нашей церковной жизни в форме Святой Православной Автокефальной Белорусской Церкви и желает Вашему непобедимому оружию скорейшей полной победы. 30 августа 1942 года, город Минск."(140)
Будущим священникам Белорусской Автокефальной Православной Национальной Церкви после окончания курсов внушали: "вы – будущие священники, разъехавшись на парафии, должны оказывать всяческую личную помощь немецким властям в борьбе с остатками советской нечисти и в произносимых вами проповедях должны воспитывать верующих, чтобы они не оказывали никакой помощи партизанам, считая это за Божий грех как оказание помощи смутьянам" (141)
Так же Силова приводит следующие примеры: "Хрестоматийным примером стала деятельность священника Антониуса из городского поселка Логойск Минской области. После прибытия в Логойск карательного батальона СС под командованием Дирлевангера отец Антониус пошел на прямой контакт с Дирлевангером и стал лучшим пропагандистом «нового порядка» в Европе. Этот священник принимал все меры к тому, чтобы влияние партизан не распространялось на местное население. <...> Часть православного клира, которая сотрудничала с оккупационным режимом, собирала агентурные данные о партизанском движении как путем бесед с прихожанами, так и методом нарушения тайны исповеди. В августе 1941 года священник Григорий Кударенко по приказу гестапо города Минска посетил партизана, находящегося в тюрьме. На исповеди партизан назвал себя, подробно рассказал о себе, об отряде и его вооружении, о районе его дислокации. После исповеди священник проинформировал обо всем органы гестапо"(142)
Станислав Бернев (подполковник запаса ФСБ) в интервью Михаилу Рутману говорил: "Разумеется, возрождая религиозную жизнь на оккупированных территориях, немецкое командование преследовало вполне конкретные идеологические цели. С первых же дней работы миссия начала активную фашистскую пропаганду, широко используя при этом устные проповеди, беседы, церковные службы и профашистскую печать. Издаваемый ею журнал «Православный христианин» писал: «Германия вправе рассчитывать, что верующий русский народ высоко оценит подвиги освободительной германской армии и во всем окажет ей лояльную, деятельную жертвенную поддержку». Во всех церквях было предписано молиться за победу немецкого оружия. Циркулярами Зайца - а как он сам впоследствии признавался, они создавались практически под диктовку СД - предписывалось проведение бесед о вреде атеизма, преподавание в школах Закона Божия, служение благодарственных молебнов в годовщину занятия немцами того или иного населенного пункта. 9 августа 1942-го, к примеру, эту дату отмечали во Пскове. Был открыт памятник «В память освобождения г. Пскова от большевизма германскими войсками», у которого состоялся крестный ход и был проведен военный парад. При совершении церковных обрядов как тогда, так и впоследствии использовалась икона Тихвинской Божией Матери, якобы «чудом спасенная» немецким солдатом из горящего Тихвинского монастыря и в марте 1942-го торжественно переданная Зайцу. <...> " (143)
"Наместнику Печерского Успенского монастыря игумену Павлу. В ночь с 21-го на 22 июня с.г. исполняется год той освободительной борьбы, которую ведет Победоносная Великогерманская Армия с большевизмом во имя спасения человечества от сатанинской власти поработителей и насильников… В связи с этим предписываю всему духовенству 21-го сего июня после Божественной Литургии и произнесения соответствующего слова совершить молебствие о даровании Господом сил и крепости Германской Армии и ее Вождю для окончательной победы над большевиками" - писал Сергий Митрополит Виленский.
Чётко выполняя циркуляры Миссии, он признавался 31 октября 1944 года: "Могу сказать следствию, что я признаю себя ещё виновным в том, что, будучи сторонником немцев, я послал подарок Адольфу Гитлеру — альбом с видами Печерского монастыря в 1943 году, в день одного из фашистских праздников, за что лично от Гитлера получил письменную благодарность… Хочу сказать следствию, что я, будучи настроен враждебно по отношению к советской власти, летом 1941 года, при наступлении немецких войск на Ленинград, добровольно остался проживать на территории, временно занятой немецкими захватчиками. Я был сторонником немцев и называл их «освободителями нашими»… Также антисоветские высказывания с моей стороны были произнесены на одной из проповедей, которую я говорил среди прихожан Печерского монастыря, но когда это было, не помню. Здесь же хочу сказать следствию, что эту антисоветскую — профашистскую проповедь я получил от Рижского митрополита — экзарха Сергия. В ежедневных богослужениях по два раза в день, до самого ухода немцев из гор.Печоры, я молился за немецкую власть, по особым праздникам, каким — не помню, пели и здравие Адольфу Гитлеру. Я признаю себя виновным в том, что я призывал русский народ служить немецкой власти, и кроме того, когда немцы отступили от г.Печоры под натиском Красной армии, я среди монахов Печерского монастыря высказывал своё намерение уходить вместе с немцами и не оставаться на стороне Красной армии… 10 июля 1942 г". (144)
