Заметка «Заурядность»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 8
Читатели: 88 +14
Дата:

Заурядность

  
  Многие страдают, задаваясь вопросом: не посредственность ли я? Это болезненный вопрос для современного человека. Многие предпочтут дурную славу, чем признание в собственной посредственности.
Остерегу читателя от неверного истолкования, вызванного привычными значениями слов. Речь пойдет не о разделении людей на  "талантливых" и "бездарных".

Посредственность —  это стиль жизни, мышления, осознанный выбор. Именно об этом выборе я и хочу поразмышлять.

Данте в «Чистилище» описывает людей как гусениц, стремящихся превратиться в ангельских бабочек, летящих к свету справедливости. Бабочка, жертвующая собой в огне, символизирует истинное предназначение человека.

Гёте развивает эту идею глубже в знаменитом стихотворении о необходимости "умереть и стать", чтобы обрести смысл жизни.

 И пока у тебя нет этого,
Вот этого: Умри и стань! –
Ты только унылый гость,
На тусклой земле.


Так искусство напоминает нам об этом нравственном императиве, к которому «посредственность»  не способна.


В русской литературе мы хорошо знаем посредственных людей. Вспомнили?  «Маленький человек».  «Маленький человек»  —  это отказ и неспособность к прямому, открытому личному взаимодействию, это потребность в жёсткой структуре, неспособность выйти за рамки установленных правил, шаблонность мышления, размытые принципы морали. Недоверие и подозрительность — основа его поведения. Он часто охвачен паникой, восприятие реальности пронизано страхом  и стремлением  возвести защитные барьеры  от жизни.

 Какую же угрозу, по сути, представляет собой «маленький человек», избегающий открытого столкновения с действительностью, смотрящий на мир через призму предубеждений и догм? Полагаю, опасность очевидна.

Во-первых, такой человек крайне восприимчив к манипуляциям, легко поддается принуждению и может быть использован в любых целях.


Во-вторых, этот заурядный человек стремится к изоляции от мира, ограждению от всего, что выходит за рамки его понимания, поскольку открытость, непредсказуемость и загадочность несут в себе риск. А значит, цивилизация может лишиться Пушкина, Гёте, Веласкеса, Эйнштейна, Королёва.


В-третьих, подобная цивилизация лишится не только гениев, которыми она готова пожертвовать, то есть гуманитарного творчества, но и того, что всегда считалось жизнью: человеческой жизнью. Представим гипотетическую цивилизацию, где воцарилась абсолютная серость. К чему это приведет? Несомненно, это чревато огромными опасностями. Это открывает путь фанатизму, ведь фанатизм – лишь иная форма проявления неуверенности и страха.


 В-четвёртых, может произойти и уже происходит столкновение мира беспринципного, лишенного воли к сопротивлению злу, не способного к самопожертвованию, с миром, в котором люди, твердо убеждены  в необходимости  эмпатии, гуманности, активных действий.

 Когда в обществе отсутствует цветовая гамма морали, выбор становится невозможным. В таком обществе нет героев, способных на самопожертвование, нет идеалов, за которые стоит бороться. Эта упрощенность позволяет фанатикам  действовать решительно и без колебаний, не тратя время на сомнения и моральные дилеммы. Цивилизация серости не может предложить никакого сопротивления. Она подобна кораблю без руля, беспомощно дрейфующему в океане страстей. И когда надвигается шторм, она неизбежно терпит крушение. Разве мы не проходили этого?
 
Реклама
Обсуждение
20:12 09.03.2025(1)
Эль Эф
Разнообразна жизнь,
разнообразны маски;
кому-то витражи                    
с их пестростью окраски,
ну, а кому-то день
сурка с холстом на стенке
где живописец -  тень
и пятьдесят оттенков
От темного, как ночь,
до светлого, как утро,
когда как будто дождь,
что не идет как будто.
И маску нацепив,
которая не маска,
день ходит на цепи
и впитывает краски.
09:02
Мириам Хагалас
Спасибо!!!!!!!Всегда по-хорошему завидовала поэтам: умениею выразить глубокие мысли и чувства в лаконичной форме.
19:14 07.03.2025(1)
............. по тексту ничего не скажу, он ваш.
Но от себя, открою вам тайну: не приходилось встречать людей, которые задавались бы вопросом о своей заурядности.
А людей видел, которые считали себя великими, пока им не доказали обратное. 
Может, все это придумано - заурядность, незаурядность?
10:09 09.03.2025(1)
Мириам Хагалас
Не придумано,Никита. Таких людей,к счастью,много. Жаль,что вы не встречали их на своём пути. Не замечали,может быть?

Человек с раннего возраста сравнивает себя с окружающими. Это первый опыт понять, осознать себя. Вспомните,вы просто забыли: каждый из нас уже в школьные годы задумывался о своих способностях, о своих отношениях с окружающими. 
Сама жизнь ставит ребёнка и подростка перед выбором: согласиться с большинством или высказать свою точку зрения; носить вещи, как у других или надеть то, что нравится именно тебе; поступать в ВУЗ который "востребован" временем или выбрать профессию, к которой лежит душа и т. д.
Уже в подростковом возрасте часто происходит обезличивание, стирание личности. А во взрослой жизни... Достаточно прислушаться ,о чем говорят люди, чего они хотят, какими целями живут, чьи мысли они высказывают?

Недавно прочитала пост... В одном их маленьких городов Тульской области из крана год течет ржавая вода с червями. Фотографии приложены. Год! И дело не в том,что проблема туго решается, а в том,что жители города платят за неё деньги! Почему они это делают?  У них же есть юридическое обоснование не делать этого!

 Необязательно быть великим,чтобы не быть заурядным. Достаточно  вспомнить про чувство собственного достоинства и осознанно,с  уважением отнестись к собственной жизни и не кастрировать собственный потенциал. 
17:28 09.03.2025
Ваши размышления для меня интересны, но и не горю желанием, что-либо доказывать - каждый властелин свой судьбы.
Разных людей повидал на своем веку, не скрою, простых и не очень, талантливых и бесталанных. И если человек находил себе пристанище, неважно где, мне казалось, это уже хорошо. Если стремился выше взлететь, это всегда приветствовалось, с оговоркой - рассчитай СВОИ силы. Главное, в любом деле никому не завидовать и не ругать себя, если что не получилось. Это мое мнение и оно основано на жизненной опытности. 

 
14:48 07.03.2025(2)
 Что сказать-то хотели? 

 Что не надо становиться заурядными? Есть альтернатива?
 А кто уже стал таким, с ними что делать? В концлагеря на перевоспитание?
10:20 09.03.2025(1)
Мириам Хагалас
То,что я хотела сказать,уже сказала... А есть ли у вас альтернатива,решайте сами.)  Для собственного развития и нравственного выбора  концлагерь не нужен. Нужны смелость и усилие .
10:29 09.03.2025(2)
 Ваш текст - барабанная дробь заблудившегося в пустыне юного пионэра.  Юного - судя по набору слов.

  Ничего вредного, так, пустота...
 Развивайтесь дальше. А вдруг и  напишите что-то стоящее?
 Жду.
12:53 09.03.2025(1)
Елена Саульченко
Галина, Вы обнаружили в заметке пустоту, а я увидела для себя важное. У каждого своя реакция на прочитанное.
По поводу "стОящего" не удержусь от ответа, потому что считаю Мириам автором, который делится с нами на Фабуле действительно стОящими внимания произведениями. 
13:04 09.03.2025(2)
 Вот это и прекрасно!  Есть такая поговорка: на всякую кастрюлю найдется своя крышка. В нашем случае - на всякий текст найдутся довольные.

 Ваше мнение настолько же ценно, как и мое. Кому-то нравится, кто-то - в тоске.

 Мы с Вами обе использовали право высказать свое мнение о прочитанном.
 Читайте Хагалас,  читайте Шаламину, тексты прблизительно одного уровня, у Шаламиной получше, она их, скорее всего, цитирует.
 Если это - источник "развития", как пишет  Мириам, то почему бы и нет?
 Хотя бы это.
 
Гость17:17 09.03.2025(1)
Комментарий удален автором произведения
17:23 09.03.2025
 Вы никто и звать вас никак.
 Если каждая трусливая мурзилка начнет выдавать себя за знатока и  мяукать что ей нравится, а  что не очень, то можно менять вывеску "литературный сайт" на  "бродячий цирк".



 Брысь, каляка-маляка! 
13:27 09.03.2025(1)
Елена Саульченко
Источником развития могут быть даже такие комментарии, как у Вас. Да, Вы бываете резки, но высказываетесь, не кривя душой, а это я очень ценю в людях.

Поставить Х. и Ш. на один уровень при всём желании не могу, как не могу одинаково воспринимать живые тексты автора и тексты нейросетей.

 
14:08 09.03.2025(1)
 Тю!  Не выдавайте!  
 
 Ставить на ЛИТЕРАТРНЫЙ сайт тексты не авторские,  а  нейросетей?!  
 Да еще кому???
 РЕДАКТОРУ?!

 Это, на мой взгляд, профанация сути и смысла литературного сайта!!

 Боюсь, что самые шустрые уже помещают, как авторские, стихи, сочиненные ИИ?

 Встаю в позу провинциальной трагички и, подняв руки вверх, восклицаю  навзрыд с неконтролиемыми слезами: "О, Боги! Куда мы идем?"

 Или уже пришли.
14:38 09.03.2025(1)
Елена Саульченко
Галина, я никого не собиралась выдавать, напрасно Вы так прореагировали. Для сравнения я просто взяла первое, что пришло на ум.
15:13 09.03.2025
 Да я пошутила.
 Хотя Вы правы на 100 процентов. Тексты НЕ авторские.
 
11:24 09.03.2025(1)
Мириам Хагалас
Сожалею, что вы потратили своё драгоценное время на чтение "пустой" заметки. Спасибо за тактичный,глубокий комментарий.Постараюсь оправдать Ваши ожидания.
11:56 09.03.2025
 Просто оценила Ваши несколько ответов.  Уважаю трудолюбие.
 Всех Благ!
12:26 08.03.2025(1)
Комментарий удален автором комментария
12:50 08.03.2025
Комментарий удален автором комментария
15:04 09.03.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Интересные размышления, Мириам. Мне понравились.

17:19 09.03.2025
1
Мириам Хагалас
Какие красивые цветы..Жаль,что неживые) Спасибо!
11:31 09.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Мириам, спасибо за Ваши заметки! Они подвигли меня на размышления и дальнейшее чтение. Например, написала заметку о резилиентности  https://fabulae.ru/note.php?id=76991 и подумала, что два пункта, отличающие резилиентных людей - активное действие и чувство смысла - это то, что присуще "незаурядным" людям. 
И ещё много думаю о том, как соотносятся активное действие и свобода.
12:21 09.03.2025
1
Мириам Хагалас
Спасибо! Обязательно прочитаю.
15:06 07.03.2025(1)
Елена Саульченко
В этой маленькой заметке глубоко копнули вы, Мириам. Мне пришлось перечитать статью, чтобы понять: это размышления о посредственности не как о недостатке талантов, а как о сознательном выборе стиля жизни и мышления. Мораль «маленьких человечков» подавляет творчество, лишает общество героизма и идеалов, необходимых для активного противостояния злу – вот что самое страшное.

Я думаю, что эта короткая заметка вызовет неприятие у тех читателей, которые примут её как личное обвинение, заставившее их почувствовать себя обесцененными.

У меня и самой сначала возник протест, потому что я сама прежде задавалась вопросом, не посредственность ли я. В отношении литературного творчества я не могу высоко оценивать свои способности, но при этом абсолютно согласна с идеей о сознательности выбора позиции посредственности. И я давно уже сделала свой выбор. А ваш выбор я вижу в ваших произведениях.
12:08 08.03.2025(1)
Мириам Хагалас
Речь идет не о способностях и о таланте.А об отношении к самому себе и жизни.О своей реализации.
" Речь пойдет не о разделении людей на "выдающихся" и "заурядных", "талантливых" и "бездарных".
Посредственность —  это стиль жизни, мышления, осознанный выбор"
20:57 08.03.2025
Елена Саульченко
Именно так я и поняла смысл вашей заметки.
12:35 08.03.2025(1)
Анатолий Комогоров
Разве мы не проходили этого?

Мы и сейчас это проходим.
И завтра нас не ждёт ничего другого.
Люди не в состоянии отличить героя от сумасшедшего, пока им это не объяснят.

Именно такое общество, в котором мы все живём, то, которое вы описали, не только является нормой, но и тщательно управляется. Для его управления создан государственный аппарат с судом, полицией, прокуратурой, армией, камерой пыток, тюрьмой, виселицей и прочими институтами порядка.

Вы видели, чтобы эти службы порядка когда-нибудь наказывали человека за заурядность?
Никогда этого не увидите.
А за оригинальность наказывают человека в самом начале пути: в детском саду, школе и т. д.
И на Фабуле пьедестал почёта занимает
именно посредственность.

Поздравляю всех с праздником 8 Марта!
12:49 08.03.2025
Мириам Хагалас
Спасибо,за поздравление! 
16:13 07.03.2025(1)
Алёна Шаламина
«Маленький человек»  ... часто охвачен паникой, восприятие реальности пронизано страхом  и стремлением  возвести защитные барьеры  от жизни.

Мириам, но Вы же не думаете, что это осознанный выбор человека?
12:06 08.03.2025(1)
Мириам Хагалас
Конечно,осознанный. «Маленький человек»  —  это отказ и неспособность к прямому, открытому личному взаимодействию, это потребность в жёсткой структуре, неспособность выйти за рамки установленных правил, шаблонность мышления, [i]размытые принципы морали[/i]
12:43 08.03.2025
Мириам Хагалас
Кстати,вспомните биографии Ломоносова, Лихачёва. Вот вам и ответ.
02:39 08.03.2025
"Но почему «посредственность»  вызывает у нас сочувствие, почему мы жалеем «маленького человека? Для меня важен именно этот вопрос, потому что я считаю, что «маленький человек» опасен."
   
А Вы кого записали в "мы,...у нас..."? Ну. кроме себя, разумеется.
16:17 07.03.2025
Алёна Шаламина
Но почему «посредственность»  вызывает у нас сочувствие, почему мы жалеем «маленького человека?

Наверно, потому что мы видим и уважаем в каждом человеке личность, поэтому и сочувствуем ему. А вот жалость - это уже от высокомерия. Типа "уж кто, кто, а я уж точно не маленький человек".
Реклама