Многие страдают, задаваясь вопросом: не посредственность ли я? Это болезненный вопрос для современного человека. Многие предпочтут дурную славу, чем признание в собственной посредственности.
Остерегу читателя от неверного истолкования, вызванного привычными значениями слов. Речь пойдет не о разделении людей на "талантливых" и "бездарных".
Посредственность — это стиль жизни, мышления, осознанный выбор. Именно об этом выборе я и хочу поразмышлять.
Данте в «Чистилище» описывает людей как гусениц, стремящихся превратиться в ангельских бабочек, летящих к свету справедливости. Бабочка, жертвующая собой в огне, символизирует истинное предназначение человека.
Гёте развивает эту идею глубже в знаменитом стихотворении о необходимости "умереть и стать", чтобы обрести смысл жизни.
И пока у тебя нет этого,
Вот этого: Умри и стань! –
Ты только унылый гость,
На тусклой земле.
Так искусство напоминает нам об этом нравственном императиве, к которому «посредственность» не способна.
В русской литературе мы хорошо знаем посредственных людей. Вспомнили? «Маленький человек». «Маленький человек» — это отказ и неспособность к прямому, открытому личному взаимодействию, это потребность в жёсткой структуре, неспособность выйти за рамки установленных правил, шаблонность мышления, размытые принципы морали. Недоверие и подозрительность — основа его поведения. Он часто охвачен паникой, восприятие реальности пронизано страхом и стремлением возвести защитные барьеры от жизни.
Какую же угрозу, по сути, представляет собой «маленький человек», избегающий открытого столкновения с действительностью, смотрящий на мир через призму предубеждений и догм? Полагаю, опасность очевидна.
Во-первых, такой человек крайне восприимчив к манипуляциям, легко поддается принуждению и может быть использован в любых целях.
Во-вторых, этот заурядный человек стремится к изоляции от мира, ограждению от всего, что выходит за рамки его понимания, поскольку открытость, непредсказуемость и загадочность несут в себе риск. А значит, цивилизация может лишиться Пушкина, Гёте, Веласкеса, Эйнштейна, Королёва.
В-третьих, подобная цивилизация лишится не только гениев, которыми она готова пожертвовать, то есть гуманитарного творчества, но и того, что всегда считалось жизнью: человеческой жизнью. Представим гипотетическую цивилизацию, где воцарилась абсолютная серость. К чему это приведет? Несомненно, это чревато огромными опасностями. Это открывает путь фанатизму, ведь фанатизм – лишь иная форма проявления неуверенности и страха.
В-четвёртых, может произойти и уже происходит столкновение мира беспринципного, лишенного воли к сопротивлению злу, не способного к самопожертвованию, с миром, в котором люди, твердо убеждены в необходимости эмпатии, гуманности, активных действий.
Когда в обществе отсутствует цветовая гамма морали, выбор становится невозможным. В таком обществе нет героев, способных на самопожертвование, нет идеалов, за которые стоит бороться. Эта упрощенность позволяет фанатикам действовать решительно и без колебаний, не тратя время на сомнения и моральные дилеммы. Цивилизация серости не может предложить никакого сопротивления. Она подобна кораблю без руля, беспомощно дрейфующему в океане страстей. И когда надвигается шторм, она неизбежно терпит крушение. Разве мы не проходили этого?
|
разнообразны маски;
кому-то витражи
с их пестростью окраски,
ну, а кому-то день
сурка с холстом на стенке
где живописец - тень
и пятьдесят оттенков
От темного, как ночь,
до светлого, как утро,
когда как будто дождь,
что не идет как будто.
И маску нацепив,
которая не маска,
день ходит на цепи
и впитывает краски.