Заметка «Осознание смертности: критика «пофигизма» Марка Мэнсона»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Наука счастья
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 64 +1
Дата:

Осознание смертности: критика «пофигизма» Марка Мэнсона

Марк Мэнсон не слишком подробно останавливается на теме горя и утраты, но его рассуждения о смертности можно соотнести с тем, как люди переживают потерю близких. Он говорит о смерти в контексте личного осознания, но не рассматривает глубоко, как смерть близких влияет на нас. Однако в его философии есть моменты, которые можно применить к этой ситуации.


Потеря близкого не всегда ведёт к большему осознанию ценности жизни

Смерть родного человека не обязательно пробуждает благодарность за жизнь — часто наоборот, она может привести к:
Ощущению пустоты («Если его/её нет, зачем вообще что-то делать?»).
Потере смысла («Жизнь была связана с ним/ней, а теперь смысл жизни разрушен»).
Депрессии и отстранённости («Мне всё равно, что со мной будет»).

Осознание смертности, когда речь идёт о себе, и осознание смертности, когда речь идёт о других — это разные вещи.
Мэнсон говорит, что смерть помогает сфокусироваться на главном, но он не учитывает, что для многих людей смерть близкого делает невозможным даже размышление о смысле — они погружаются в страдание.


Осознание смерти близкого может работать по-разному

В одном случае это может привести к осмысленной жизни:
Человек начинает больше ценить моменты с теми, кто остался.
Он хочет прожить жизнь так, чтобы сделать мир лучше, пока у него есть время.
Он может продолжить дело ушедшего или сохранить его память в значимых поступках.

В другом случае это может привести к отчаянию:
Человек чувствует, что жизнь потеряла смысл, и просто существует без цели.
Он испытывает не просто страх смерти, а желание исчезнуть, чтобы не чувствовать боль.
Он замыкается в себе и не хочет ни с кем делиться своими чувствами.

Мэнсон фокусируется только на первом варианте, но не учитывает, что для многих людей это не так просто.


Как осознание смертности можно применять в контексте потери близких

Хотя Мэнсон не даёт ответов на этот вопрос, его идеи можно адаптировать:

Принять, что боль от потери — это часть жизни
Не нужно пытаться сразу «извлечь смысл» из смерти близкого. Иногда нужно просто прожить горе.

Понять, что смысл не исчезает вместе с человеком
Потеря не обесценивает всю жизнь, которая была до этого.
Человек, которого мы потеряли, хотел бы, чтобы мы продолжали жить.

Сконцентрироваться на том, что можно дать миру
Если близкий был дорог, можно сохранять его память через действия, слова, творчество.

Не бояться говорить о боли
Осознание смерти не должно быть философией молчаливого принятия. Если боль есть, её важно разделить с теми, кто может поддержать.


Мэнсон упрощает тему осознания смерти и больше говорит о ней с индивидуальной точки зрения, не затрагивая глубоко переживание утраты. Потеря близкого не всегда пробуждает ценность жизни — иногда она разрушает её на время. В этом смысле его философия нуждается в дополнении: важно не только осознавать смерть, но и уметь проживать потерю.
Реклама
Обсуждение
23:49 26.02.2025(1)
1
J04 D1v1510n
Мне кажется, что это у каждого происходит по разному, в зависимости от возраста, окружения, религии и пр.
Т.е. философ/психолог может говорить лишь о себе, анализируя собственную ситуацию и собственную модель мышления/поведения
Разум — слишком разнообразен, чтобы можно было обобщать личные реакции (часто довольно странные) и утверждать что они присущи всем двуногим или большинству🤔
23:12 04.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Да, у каждого по-разному, но психология ведь и существует для того, чтобы находить закономерности в реакциях и поведении, систематизировать их, выявлять общее в индивидуальном. Конечно, каждый человек переживает утрату по-своему, но ведь и в этом «по-своему» можно обнаружить повторяющиеся механизмы. Иначе психологи не смогли бы никому помочь — им пришлось бы разбирать каждую ситуацию с нуля, как нечто уникальное и непостижимое.
23:50 04.03.2025
1
J04 D1v1510n
Хорошие психологи так и работают с клиентами — разбирают конкретные реакции и изучают психологический багаж из странных представлений
А учебники могут дать только принципы работы
Практика давно показала, что нет ничего общечеловеческого :)
Даже язык на котором мы говорим и пишем — у каждого свой
Одинаковы - буквы, набранные с клавиатуры, но если писать вручную, у каждого — свой почерк, свои буквы ;)
Массовое производство ширпотреба на автоматизированных линиях намолнило планету одинаковыми вещами, но раньше и вещи были разными, потому что каждая изготовлялась вручную, часто с учётом вкусов будущего владельца
Таково сознание человека, индивидуальное и неповторимое, несмотря на стандартное окружение
18:02 26.02.2025(2)
1
"Иногда нужно просто прожить горе...". 

Старшее поколение, пережившее революцию, голод, войну - - суровое, выдержанное, стальной закалки - - это поколение и потери переживало по-своему. Мне даже подумать страшно о смерти ребёнка, а прадед спокойно рассказывал, как в один год схоронил своих старших детей - - 2-летнюю дочь и 3-месячного сына. Имена выветрились из головы 90-летнего старика, а прекрасно помнил некоторые моменты, связанные с ними.

Мир изменился, изменился и человек.
Для того чтобы научиться справляться с разрушительными последствиями стресса (от потери) существует целое серьёзное направление в науке - - психология горя/утраты. В каждом городе есть специальные центры, в которые можно обращаться круглосуточно (телефоны доверия).
Сомнительные "учителя жизни", подобные Мэнсону, в некоторых случаях, могут только усугубить ситуацию.
20:18 26.02.2025
1
Алёна Шаламина
А я вспомнила Зинаиду Нейгауз - вторую жену Бориса Пастернака. В 1945 году после долгой болезни скончался старший сын Зинаиды Николаевны — Адриан Нейгауз. Его смерть изменила ситуацию в семье Пастернаков: по признанию Зинаиды Николаевны, с этого времени «близкие отношения казались ей кощунственными». Реакция Зинаиды Николаевны на смерть сына типична для глубокого горя: депрессия, апатия, потеря жизненного смысла.

Я хочу сказать, что и раньше смерть ребёнка могла ломать человека.

Или в «Войне и мире» смерть Пети Ростова на войне стала страшным ударом для его матери, графини Ростовой. Она не смогла оправиться от этой утраты, и её жизнь фактически остановилась. Толстой пишет, что после известия о гибели сына графиня Ростова погрузилась в глубокую скорбь, и эта скорбь была настолько сильной, что она как будто умерла, оставаясь в живых. Он использует образ «одушевлённого трупа», чтобы передать её состояние. Она замкнулась в себе, перестала интересоваться окружающим миром, её перестало волновать всё, кроме памяти о погибшем сыне.
18:10 26.02.2025(2)
1
Ай , бросьте... Все эти психологи - опиоиды для мозга... Попытка отрезать рецепторы боли блоками мышления. Принять утрату они не учат, принять и жить с утратой.
20:21 26.02.2025
Алёна Шаламина
Я тоже отношусь к психологам предвзято с большим недоверием.
18:14 26.02.2025(1)
У Вас был негативный опыт?
Обычно обобщения ("все эти...") говорят о том, что имеется в виду конкретный человек. 
22:31 26.02.2025(1)
1
Часто так бывает, ответы на важные вопросы находишь в самых неожиданных местах Сети. Поэтому я оставила необходимый след (кто ищет, тот найдёт). Это как зонтик, полученный когда-то от незнакомца и спасший тебя от дождя, который теперь ты передаёшь другому человеку.

А переубеждать в чём-то взрослых людей, чей жизненный опыт говорит сам за себя, ввязывать их в бессмысленный спор - - пустая трата времени. Не наш метод:) 
Каждый находит для себя что-то ценное при общении (в комментариях), не говоря уж об интересных темах, поднятых в заметках.
22:44 26.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Спасибо, Ирина!
22:45 26.02.2025
1
И Вам - - большое спасибо, Алёна! 
20:55 26.02.2025(1)
1
Irina Krupenina
Нужно осознать и принять действительность, прожить горе. А организм каждого человека отреагирует по-своему. Некоторым людям нужна помощь психолога, некоторым нет. А некоторые и не переживают по такому поводу. Раньше вообще говорили: "Бог дал, Бог взял". А некоторые очень за себя переживают. Не знают, как дальше будут жить без этого человека. 
21:30 26.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
А в принципе, подумала я сейчас, действительно: Бог дал нам эту жизнь, и Бог взял. То есть возьмёт. 
21:33 26.02.2025(1)
1
Irina Krupenina
 И время смерти мы сами не выбираем. У каждого своя судьба. Значит так надо, и никакой с нашей точки зрения справедливости в этом нет. И я об этом часто думаю.
21:36 26.02.2025
Алёна Шаламина
18:04 26.02.2025(1)
1
Мы ранее говорили об осознании и принятии конечности жизни человеком. Но мы говорили о принятии конечности собственной жизни. А вот о принятии конечности жизни близкого человека старались не упоминать, особенно когда известен отведенный ему срок пребывания среди живущих. Представим ситуацию, когда близкий человек не умер. Вы готовы дать рецепт принятия его смерти? Особенно с позиций экзистенциализма! Когда Вы понимаете, что после смерти его ждет только НИЧТО... Как принимают близкие, что человека нет больше нигде и ни в каком состоянии? А был ли он вообще, с точки зрения  solus ipse ?..
P.s.Мэнсон, наверное правильно делает, когда не дает ответов на эти вопросы...
20:27 26.02.2025
Алёна Шаламина
Представим ситуацию, когда близкий человек не умер. Вы готовы дать рецепт принятия его смерти? 

Нет, мне это кажется кощунством. Принять факт смертности близкого человека, когда он не умер. 
18:42 26.02.2025(1)
1
По-моему, выводы в статье (именно в статье, не у Мэнсона) правильные.
19:53 26.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося! 
Реклама