Заметка «Осознание смертности - обоюдоострый инструмент»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Наука счастья
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 76 +3
Дата:

Осознание смертности - обоюдоострый инструмент

Осознание смертности — это инструмент осмысленной жизни. Как и любой инструмент, он может быть использован по-разному, в зависимости от характера человека, его ценностей и внутренней морали.

Осознание смертности выявляет сущность человека

Когда человек понимает, что время ограничено, то его истинные желания, цели и приоритеты выходят на первый план. Но какие это будут приоритеты, зависит от самого человека.

Для доброго, осознанного человека:
Это может стать мотивацией заботиться о других, делать добро, творить, помогать.
Он подумает: «Если моя жизнь конечна, хочу оставить что-то ценное, хочу быть добрым, любить, создать что-то важное».

Для эгоцентричного или злого человека:
Это может привести к полному игнорированию моральных норм: «Раз нет последствий после смерти, могу делать что хочу».
В экстремальном варианте это может оправдать антисоциальное поведение, преступления.

Для обычного человека:
Это просто приведёт к переоценке ценностей. Он может понять, что тратит слишком много времени на ерунду, или что боялся делать то, что действительно хотел.

Иными словами, осознание смерти не делает человека лучше или хуже — оно усиливает то, что уже в нём есть.


Почему это обоюдоострый инструмент

Освобождение от внешнего контроля
Пока человек живёт с мыслью о «бесконечности», он ориентируется на общественные правила, долгосрочные последствия.
Если он вдруг осознаёт, что ничего не значит, кроме текущего момента, он может решить, что ему больше не нужно соблюдать нормы.

Если человек не видит смысла, это может привести к разрушению
Если осознание смертности не даёт человеку смысла, оно может привести к нигилизму («раз всё бессмысленно, зачем вообще что-то делать?»).
Это может выражаться в саморазрушении, жестокости, отсутствии эмпатии.

Если человек осознаёт смысл, это может привести к настоящей свободе
Когда человек понимает свою смертность, но осознаёт, что сам создаёт смысл, он становится сильнее, осознаннее и живёт более полной жизнью.


Как избежать «тёмной стороны» осознания смерти

Не впадать в крайности
Не жить так, как будто «каждый день последний» в буквальном смысле.
Лучше воспринимать это как напоминание: «Моя жизнь конечна, поэтому хочу делать то, что важно».

Выбирать не только личные удовольствия, но и ценность для других
Жизнь становится богаче, когда мы делаем что-то не только для себя, но и для мира вокруг.

Осознать, что смысл не навязан извне, а создаётся нами
Если нет жизни после смерти — это не значит, что в жизни нет смысла. Смысл есть в том, что человек сам выбирает важным.


Осознание смертности — это усилитель внутренней сущности человека. Оно может привести как к росту и осмысленности, так и к разрушению и эгоизму. Всё зависит от того, как человек его применяет.
Реклама
Обсуждение
23:51 25.02.2025(2)
1
Irina Krupenina
Алёнушка, тут мой сын мне сказал, что у дяди Пети со второго этажа рак, только он об этом не знает. Представляешь, весь двор знает, а ему не сказали. И этот Дядя Петя после операции веселый и довольный  катается на самокате. Не знаю, что бы с ним было, если бы он знал о страшной болезни. Может быть лежал бы на диване и стонал. Зачем думать о смерти? Нужно думать о жизни. Нужно жить достойно и интересно, чтобы быть счастливым, но не из-за страха перед смертью. Я так думаю. 
11:50 28.02.2025
Алёна Шаламина
У меня есть несколько знакомых, у которых был рак, и они знают, что он в любой момент может повториться. Они ведут активный образ жизни, живут нормально, хотя и говорят, что перед каждым новым обследованием, точнее, перед тем как узнают результаты, боятся, не могут спать спокойно. 
И есть у меня знакомая, дочь которой умерла, скоропостижно, не дожив до 30 лет. Так эта моя знакомая практически сразу же после смерти дочери стала ездить по южным курортам, два-три раза в год, говорит, что поняла, что нужно успевать жить.  
11:40 28.02.2025
Алёна Шаламина
Эти философы, которые выступают за осознание смертности, говорят, что это устранит страх перед смертью. 
А я, после того как прочитала Мэнсона и вообще, тоже за то, чтобы думать о жизни.
16:18 25.02.2025(2)
1
J04 D1v1510n
Интересно...
Мне сегодня уже вторая заметка по теме попадается.—
Пора, видимо, собираться...
Ссылка:

Оцепенение
 
Комменты тоже почитайте, хотя бы мои
16:29 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Пошла по ссылке, там нет вообще никаких комментариев.
17:03 25.02.2025(1)
1
J04 D1v1510n
Нужно в самый низ страницы мотать
Скрин напечатить не могу — тут его некуда вставлять
17:10 25.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Сейчас прочитала. Спасибо! Я в первый раз столкнулась близко со смертью, когда неожиданно умер соседский мальчик, мой одноклассник. Мы были тогда во втором или третьем классе. До сих пор помню гроб и его в гробу. А на улице - сибирская весна, когда всё тает, бегут ручьи, светит солнце...
20:59 25.02.2025
1
J04 D1v1510n
По детству странные процессы в сознаниях происходят.
Жизнь просто отказываетсся принимать существование смерти.
Японские самураи недалеко от детей ушли:
«Мы идём по земле—
Трупы лежат вдоль дорог,
Мы плывём по реке—
Трупы плывут в тростниках.—
Там где мы — смерти нет,
Там где смерть — нет нас!»
Это — примитивная логика.
Её предназначение — униччтожить страх смерти, растянув настоящее до ∞.
Так происходит самообман, искажающий в дальнейшем модели поведения людей.
В детстве мы задаём себе множество «вечных» вопросов и интуитивно находим на них верные ответы, но... не можем их понять, потому что умение анализировать информацию придёт позднее, во взрослой жизни.
А во взрослой жизни мы преднамеренно забываем свои «детские глупости» и предпочитаем собственным духовным опытам, накопвшимся в детстве, учебники и справочники.
Превращаемся в одинаковых, отказываясь от собственной судьбы и собственной личности.
Становимся прохожими,,, которые не задумываются о том, есть ли иная жизнь за заборчиком на газоне.
Мало кто сохранил себя
16:24 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Если второй раз за день, то явно что-то важное.
17:04 25.02.2025
1
J04 D1v1510n
Надеюсь, что — нет)
12:04 25.02.2025(3)
2
 Алена, Вы задумались над тем, что написали? Вы отдаете себе отчет в том, что все написанное выше, каждая строка, каждое утверждение, имеют в качестве основы иррациональную сторону мышления? 
 Все постулаты морали и добра зиждутся именно на бессмертии. Если жизнь абсолютно конечна, кардинально меняются все ценности текущей жизни и смыслы рождаются только сиюминутные. Если после жизни нет абсолютно ничего, то даже творимое бескорыстное добро имеет чисто эгоистический смысл... Вся мораль, этика и "общественное благо" есть продукт веры в бессмертие хотя бы души и страха возмездия за совершенное в этом фрагменте бесконечности. 
Не жить так, как будто «каждый день последний» в буквальном смысле.
А что Вы скажете тем, кто осознал, что каждый день - последний в буквальном смысле? Им как его проживать, если после смерти нет абсолютно ничего?..
15:51 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Можно даже сказать, что именно конечность делает жизнь ценной. Если бы она была бесконечной, зачем бы нам торопиться любить, творить, строить отношения? Как раз потому, что всё временно, мы стараемся наполнить наши дни смыслом.
Как в стихотворении https://fabulae.ru/poems_b.php?id=404139:
Спешите в этой жизни жить.
17:24 25.02.2025(1)
 Как раз потому, что всё временно, мы стараемся наполнить наши дни смыслом.
Не смыслом , а действием! Смысл это нечто иное...
17:32 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Интересное уточнение! Действие действительно первично, но ведь оно не бывает просто так — оно либо меняет мир, либо меняет нас самих. А если оно что-то меняет, значит, в нём уже есть смысл. Получается, действие и смысл неразрывны?
18:08 25.02.2025
Сделайте, пожалуйста, разницу между субъектом и объектом действия... 
15:49 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Спасибо за комментарий! Вы подняли глубокий вопрос о связи морали и веры в бессмертие. Действительно, многие философские и религиозные системы строят мораль на идее загробного воздаяния. Но ведь есть и другой взгляд: мораль может возникать не из страха перед наказанием, а из осознания ценности самой жизни, даже если она конечна.
А что касается того, как жить, если осознал, что "каждый день — последний" в буквальном смысле... Думаю, многое зависит от того, что человек считает важным. Для кого-то это любовь, для кого-то творчество, для кого-то простая радость момента. Разве смысл обязательно должен быть вечным, чтобы быть значимым?

Когда-то я прочитала стихи о том, как прожить последний день жизни. В памяти осталась только строчка:

Дурак захотел бы женщин.

Пыталась найти стих в интернете, но безрезультатно.
17:46 25.02.2025(1)
А Вы знаете такие философские и религиозные системы , в которых в качестве базиса выступает абсолютная конечность жизни человека? Назовите, пожалуйста...
 В чем тогда заключается самоценность жизни индивидуума? Я знаю системы, где конечность жизни индивидуума есть, но эти системы не ориентируются на индивидуума, как на базовую единицу. Он есть часть социальной формации, а сама формация - бессмертна. Именно постулат о бессмертии формации формирует мораль... 
Для кого-то это любовь, для кого-то творчество, для кого-то простая радость момента.
Вы понимаете, что это не более как привычка? Инерция той жизни, когда смерть еще не была ежедневной реальностью... А ежедневная реальность в том, что невозможно ставить никакие цели, кроме моментальных... 
18:00 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Если говорить о философских системах, которые принимают абсолютную конечность жизни, то многие экзистенциалисты (Камю, Сартр) именно на этом строили своё мировоззрение. Они не предлагали загробной жизни или бессмертной формации, но искали смысл внутри конечного существования. В буддизме, кстати, хотя есть концепция перерождения, в некоторых интерпретациях личность считается иллюзией, а значит, её конечность тоже абсолютна.
18:52 25.02.2025
Даже экзистенциалисты не были однородны и делились на атеистов и религиозных экзистенциалистов... И мне не нравится девиз Сартра и Карамазова - Если Бога нет, то все можно...  Камю слишком противоречив и непоследователен, чтобы принимать его представителем системы... Но , это только на мой вкус... 
15:43 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
в качестве основы иррациональную сторону мышления? 

Дело в том, что само мышление рационально никак не объяснить. И феномен жизни не объяснить рационально. Неподвластно это разуму.
17:32 25.02.2025(1)
Вы свалили в кучу рациональность и разумность... Разумность объединяет обе стороны мышления и рациональную и иррациональную...
17:35 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
А откуда берётся разумность, где её источник, где её первопричина? Как возникают мысли? Я именно об этом, когда говорю об иррациональности мышления.
18:14 25.02.2025(2)
Иррациональность мышления не зависит об объекта размышлений... Это всего лишь каналы протекания мысли. Какая разница откуда взялась способность мыслить? 
18:20 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Рациональное – то, что можно понять, объяснить с точки зрения логики, разума, причинно-следственных связей.
Иррациональное – то, что выходит за пределы логического объяснения.
18:56 25.02.2025
К самому мышлению не имеет никакого отношения...))) Иррациональное мышление основывается не на логике, а на чувствах, ощущениях и прочая... Это тоже часть разума...
18:18 25.02.2025
Алёна Шаламина
Я о природе самого мышления, о том, что это явление иррациональное. Разумом его не понять.
12:07 25.02.2025(1)
1
 Ерунда. Полная.  

 Человек знает, что он смертен с момента осознания  себя, как личности. Человек живет среди людей и не может не видеть, что  смерть - реальность.

 Но Вы правы, что осознание смерти происходит.  Всего в трех случаях: тяжелой болезни,  чрезвычайного происшествия, типа аварии, где человек пострадал серьезно,  и с возрастом. 

Даже не фронте человек не осознает, что умрет. Да смерть рядом, но не всех же убивают? Авось и меня не убьют! А чтобы в это легче верилось, во время ВОВ бойцам перед атакой выдавали 100 грамм фронтовых. 

Сейчас, поди, сами покупают?

 НИКОГДА осознание смерти не приводит человека к мыслям: "Ой!  Оказывается теперь надобно вести себя хорошо, чтобы потом не поминали худом! И  пошли теперь все лесом, буду делать только то, что  полезно людям! С детства мечтал  помогать калекам, убогим, нищим! Буду добреть с каждым днем!"

 Или другой сценарий, по Вашему тексту: "Значит так, скоро помру. Никакого рая-ада нет, в сказки не верю. А потому  можно творить любое зло, наказать меня не успеют! Пойду скажу Верке, что она шлюха, Ваське - что его жена шалается, пока он работает во вторую смену. Петьку пошлю .... в лес. Морда у него смолоду мне не нравится. Гуляй, рванина, от рубля и выше, все равно помру -  и ничего  мне  никто не сделает!"

 Почему Ваша версия искусственна, не жизнеспособна?

 Потому, что человек никогда не знает, когда умрет.  Даже суицид совершается  внезапно, без продуманного плана и сроков.

 Ну, иди дай в морду  соседу, а он отметелит тебя так, что до смерти с кровати не встанешь. Или пойдет в полицию и  тебя  посадят?

 Когда можно начинать тешить свои разрушительные желания? А хрен его знает? Боязно, вообще-то!

 Мечты о том, что теперь, перед смертью,  буду делать только благие дела - утешительны. Но, как правило, они откладывается на понедельник и/или на новый год.

 Мысль о смерти травматична, а потому   человек отбрасывает ее от себя. 

 Даже тяжело больные, если есть спасение от сильных болей, надеются еще пожить.

Без  принятых на себя соцобязательств: если останусь жить  - буду служить человечеству и плевать на личные удовольствия!  

13:35 25.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Ну, иди дай в морду  соседу, а он отметелит тебя так, что до смерти с кровати не встанешь. Или пойдет в полицию и  тебя  посадят?
 Когда можно начинать тешить свои разрушительные желания? А хрен его знает? Боязно, вообще-то!

Вот о таких писал Ницше.  
Настоящая добродетель основана на независимости и личной устойчивости, а если человек зависим и неустойчив, все, что кажется ему добротой, - это трусость.
13:45 25.02.2025(1)
 Что Вы имеете в виду "писал Ницше"?

 Где писал, в каком произведении?

 Или это "украшение"  Вашей "энциклопедичности"? 

 Что такое  "настоящая добродетель"?  Есть критерии настоящести?

 Вы манипулируете общими, ничего не значащими словами.

 Вы ГДЕ видели  НЕЗАВИСИМОГО человека? 
 
 Нельзя ли назвать хоть одно имя современника?
 
 Вы сравниваете зеленое с  мягким.

 Как доброта может быть трусостью? 
 Это понятия из разных орбит.

 
16:02 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Галина, я не претендую на "энциклопедичность", но мысль Ницше о том, что добродетель может основываться на страхе, встречается в его произведениях, например, в "По ту сторону добра и зла". Он писал, что многие люди ведут себя "добродетельно" не из внутренней силы, а из страха последствий, что делает их добродетель скорее проявлением слабости, чем нравственного выбора.
Насчёт независимости: да, полностью независимых людей, возможно, нет, но есть те, кто принимает решения, исходя не из страха перед наказанием, а из внутренних убеждений. Это и есть устойчивость — когда человек не просто следует правилам, а осознаёт, почему их придерживается.
А доброта и трусость действительно могут пересекаться: если человек добр не потому, что это его осознанный выбор, а потому, что он боится наказания или осуждения, тогда это не добродетель, а просто стратегия выживания.
16:32 25.02.2025(1)
 Человек не может быть добрым от страха. 
 Добродетельность и доброта - разные понятия.
 Ницше писал О ДРУГОМ.
 Добродетельность возможна из-за  страха, в частности, тоже.
 А вот доброта - это качество человеческого характера.
 Но и доброта - тоже оценочное качество. 
 Она не имеет критериев. 

 То, что один считает добрым, другой может оценить иначе.
 
 Пример: сделать добро и "открыть глаза" жене на то, что ее муж "гуляет". Или  мужу рассказать про жену.
 И быть уверенным: я сделал добро! 

 
  Это как правда. У каждого она своя.
  
  Вернемся к Вашему тексту. 
  Люди не склонны к рефлексии.
  Половина читателей сейчас не поймет, о чем это я вообще написала? 

  Нет такого времени, чтобы человек начал рассуждать: скоро конец, нужно меняться  к лучшему или худшему.

 Ни один самый гадкий злодей не считает себя злодеем. ДЛЯ СЕБЯ человек всегда прав. 
 Бывают  случаи, когда винит себя, но это ситуативно.
 А вообще - прав. Даже если злодей. Найдет оправдания для себя.

 Мы же видим как можно начать войну на чужой территории  и убедить себя и весь мир, что ты не виноват!  Ты жертва!  Ты был вынужден начать убивать!

 Если что - то я про свое, про хамасников, которые считают, что резня мирных евреев  на территории  Израиля -  необходимое  благо для палестинцев.

 Мне кажется, что Вы вошли в роль проповедника. Ну тогда уже пишите качественней свои тексты.

16:43 25.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Галина, Вы подняли сразу несколько интересных тем: о природе доброты, субъективности морали, рефлексии и восприятии себя.

Согласна, что добродетель и доброта — не одно и то же. И да, добродетель часто бывает основана на страхе, а доброта — это скорее черта характера. Но ведь и доброта не всегда "чистая" — даже она может быть продиктована желанием одобрения или ощущением собственной правоты.

Насчет рефлексии — возможно, она свойственна не всем, но если бы люди вообще не задумывались о своей жизни и её конечности, не было бы философии, религии и искусства.

А что касается роли проповедника — ну, писать о том, что читаю и о чём думаю, разве это плохо? Тем более если это приводит к таким интересным комментариям, как Ваши.
17:40 25.02.2025(1)
 Если человек делает "добро" в расчете на чье-то одобрение - это   НЕ доброта. 
 Это рассудочное действие, преследующее какую-то выгоду.

 Религия создавалась не для утешения людей от страха смерти.

 Религия прежде всего - это структурирование  социума, это выстраивание системы  власти. 

 Искусство мотивировано  конечностью жизни, так считали мудрецы.
 Философия - осмысление.  Философствуют многие.  Почти все.
 Философов - мало.

17:53 25.02.2025
Алёна Шаламина
Религия прежде всего - это структурирование  социума, это выстраивание системы  власти. 
Галина, интересная мысль, но ведь религия появилась задолго до структурирования власти. Антропологи (или, возможно, археологи и историки) считают, что когда люди начали хоронить своих мёртвых, это уже говорит о наличии у них религиозных представлений. Погребальные ритуалы и представления о загробной жизни встречаются ещё у неолитических племён, задолго до сложных социальных структур.

Конечно, потом религия стала инструментом власти, но была ли она изначально создана с этой целью — вопрос открытый. Может быть, она сначала была способом осмыслить смерть и мир вокруг, а уж потом её взяли на вооружение правители?
12:36 25.02.2025(1)
Муха
Как может найти смысл себе человек, не желающий жить или больной на голову. В чём смысл жизни умалишенных или сознательно делающих свою жизнь невыносимой и родственников заодно? 
Ребенок может увидеть смерть-к чему это может привести? Либо сам при смерти..Или взрослый, у которого времени нет что-то менять или осознавать новое.
Мне кажется, касаемо края, надо дать человеку покоя. Хе-хе, близким понять и отпустить. Хотя бы не тащить ради своего эгоизма пожить в мучениях еще..
Впрочем, у меня нечего сказать дельного-себя бы куда приткнуть с пользою.Кто что посоветует?)
17:21 25.02.2025(1)
Не помню , кто сказал - "Быструю смерть надо заслужить..."
17:47 25.02.2025
Муха
Не понятно, зачем долго жить в мучениях, просто так и зачем быстро? Убирают, как пешку, стоящую на пути, держат про запас или что.
Когда человек сам не хочет жить и просит смерти-у него что там не так с высшими силами ? что может сделать жизнь невыносимой, если физических страданий нет, со стороны не видно и души..Не хочет. Что мешает принять жизнь такой как есть, зачем просят "сдохнуть бы, не хочу жить.." и т.д.
Где момент- с какого . Точка может быть  отправная, а кто исповедует загробные истории и все эти движения туда-сюда по мирам..
Кто хочет жить-они действительно хотят или что? Кто себе не желает смерти-это искренние люди? В гробу себя все прокрутили, где хотят-в сыром месте или посуше, пеплом или по реке на плоту. Под соснами или поверх предков. Или в канаве. 
Полно над чем подумать)
13:46 25.02.2025(2)
1
Алёна, спасибо!
Получила свои ответы. 
Если посчитаете неуместным скрытое, уберу... 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Сегодня никак не могу выбросить из головы эту историю. И Ваша заметка заставила вновь к ней вернуться. Возможно, при нынешнем разгуле цинизма, когда уже разучились удивляться чему-либо, кому-то покажется рядовым событием, к тому же показанным под эмоциональным углом журналистской подачи... и всё же есть в этой истории несколько важных, на мой взгляд, моментов (причастных к теме Вашей заметки).
1) Жертва преступления (19-летний парень, меньше всего думающий о смерти: любящий жизнь, целеустремлённый);
2) Преступники (сын музыканта - - того самого, исполнившего когда-то народный хит 90-х - - "Любимая моя" ; и сын преподавателя вуза) — помешанные на чужой смерти, начиная от компьютерных игр и заканчивая реальными преступлениями.
Примечательно, что сын преподавателя, получив 19 лет тюрьмы, на сегодняшний день заведует тюремной библиотекой и, по его собственным словам, за эти годы полностью переосмыслил жизнь. Скоро выйдет на свободу.
Сын музыканта, которого признали невменяемым, фактически отмазав от тюрьмы, все годы провёл, по-видимому, в частной лечебнице. Поскольку, по словам соседей, изредка навещал родителей. Сейчас свободен.
Я пытаюсь понять. Почему осмысленная, полная добра и любви, жизнь одних приводит к чудовищной по жестокости (50 ножевых ран) смерти? В то время не озабоченные поиском смысла другие - - забрав чужую жизнь, могут спокойно дожидаться старости. Выстраивая свою жизнь сообразно желаниям.

Это не о столкновении добра и зла. Это скорее о важности конечности существования. То, как ты умрёшь, при каких обстоятельствах - - не менее важно. В некоторых случаях смерть обесценивает весь смысл существования.
Концлагеря, например, поставили людскую смерть на поток, где человек превратился в пепел для удобрения...

В конце сделала то, что нужно было сделать в самом начале: посмотрела информацию об авторе "пофигизма". Зарабатывать деньги, приобщая читателей к поиску осмысленной жизни - - не ново, но хитро. В свои 40 лет Марк Мэнсон хорошо разбирается в тонкостях современного маркетинга. Это тоже надо уметь.

16:08 25.02.2025
1
Алёна Шаламина
То, что смерть может обесценить смысл жизни — действительно страшная мысль. Ведь если человек был полон любви и целей, но его существование оборвалось чудовищно и бессмысленно, это вызывает внутренний протест: разве так должно быть?

Спасибо, Ирина, за комментарий!
16:05 25.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Кто-то его раскрутил, Марка Мэнсона. Сам, один, он бы не смог.
17:35 25.02.2025
1
Согласна. 

Пробежала глазами статью 2024 года, где он даёт интервью. И похудел, и пить бросил пару лет назад:) Расцвёл человек. 

Кстати, о тонком искусстве перевода.
Заголовки его книг в оригинале звучат несколько иначе. Если бы мы услышали фразу: "Всё *уёво. Книга о надежде" - - это звучало бы странно. Сказалась бы разница смысловых значений. Ругательное слово (в русском переводе) может создавать целую палитру ощущений. Хреново - - это ещё не так страшно, это ещё не конец. А вот когда: всё, приехали, но вы не отчаивайтесь. Безысходностью веет. 
Марк Мэнсон. Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо = Mark Manson The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life.

Марк Мэнсон.
 Всё хреново. Книга о надежде = Mark Manson. Everything Is F*cked: A Book About Hope

16:03 25.02.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Интересная, благоразумная заметка, Алёна. Заставляет задуматься. 
Если убрать смерть, то у человека не останется ни одной фобии, ни одного противостояния. Останется только творчество, наука и стремления изучить всю Вселенную. Но пока человек смертен, то ему необходимо осознание смертности, ведь благодаря этому ментально здоровый человек становится терпимее к другим людям, ценит окружающих людей и мир вокруг. 
16:12 25.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Ирина! Ты интересно подметила: если убрать страх смерти, то исчезнут многие фобии и противостояния, но останется ли при этом смысл? Ведь даже творчество и наука во многом движимы осознанием конечности — стремлением оставить что-то после себя, успеть понять, узнать. Может, осознание смерти не просто делает нас терпимее, а ещё и даёт нам импульс к развитию?
16:26 25.02.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Да, думаю, Вы правы. Мне очень нравится читать Ваши размышления, рассказы, заметки.
Но если физическая смерть необходима, то всё же так хочется надеяться на обещанную религиями — вечность.
16:28 25.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Ирина! 
Лично я рассуждаю так: закон сохранения энергии универсален; поэтому и жизненная энергия не может исчезнуть в никуда; следовательно...
16:33 25.02.2025
1
Ирина Гасникова
И снова соглашусь с Вами.

12:06 25.02.2025(1)
1
Нашел себе хорошее оправдание:
Не спешу сделать самое важное, чтобы дольше быть мотивированным 
и жить, наслаждаясь даже маленькими достижениями!
По этой же причине верю, что жизнь продолжится и в ином измерении,
наверняка, более разумном и мудром, нежели тут, на грешной Земле.
Но что еще более интересное для себя открыл, так это - умение радоваться 
ежегодно ухудшающемуся уровню жизни. Кто-то покрутит пальцем у виска,
глядя в мою сторону, а я поясню:
Чем хуже жизнь, тем проще с нею расставаться - все меньше остается того,
о чем прежде сожалел бы.
Даже афоризм написал, отчасти, перекликающийся с этим, но не все 
уловили бы связь, не прочитав то, что написал выше.
Это переделка (пародия) на известную поговорку:
"Надежда умирает последней!"...
 всего лишь добавил к ней еще одну строку:
"...Когда женщины с другими именами, уже умерли!"
15:53 25.02.2025
Алёна Шаламина
Интересный взгляд! И в самом деле, если считать, что самое важное — это не конечная точка, а сам процесс, то жизнь становится чем-то вроде нескончаемого квеста, где каждый маленький шаг приносит удовольствие. А вот радоваться ухудшению условий жизни — это уже уровень стоицизма, не каждому даётся! Хотя, возможно, это просто способ переосмыслить неизбежное, чтобы не утонуть в сожалениях.
Кстати, ваша вариация афоризма вызвала у меня смешанные эмоции — одновременно и усмешку, и задумчивость. Интересно, часто ли так бывает, что самые запоминающиеся шутки строятся на глубокой грусти?
11:21 25.02.2025(1)
1
Роза Госман
Доброе утро, Алёна! Большое спасибо за полезную информация о том, как сделать свою жизнь содержательней и интересней даже в осознании её близкой  кончины!
Обнимаю теплом души, с пожеланием радости каждого дня, Роза 
15:40 25.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Роза! 
Реклама