Роман "Вегетарианка" нобелевского лауреата 2024 года - южнокорейской писательницы Хан Ган. Нобелевская премия была присуждена Хан Ган «за ее напряженную поэтическую прозу, которая противостоит историческим травмам и обнажает хрупкость человеческой жизни».
"Вегетарианка" (2007) – это роман о внутреннем бунте против навязанных норм, который приводит к полному разрушению личности. Он оставляет читателя в тревожном состоянии, заставляя задуматься о границах свободы, тела и человеческой природы.
Роман переведён на русский язык и издан в 2018 году в серии Шорт-лист.
Аннотация
Прекрасная и тревожная книга о бунте и табу, насилии и чувственности, а главное – о болезненных метаморфозах души.
Ён Хе и ее муж вели самую обычную, размеренную жизнь, пока она не начала видеть кошмары. Сновидения – навязчивые образы крови и жестокости – мучают Ён Хе. Чтобы очистить сознание, она полностью отказывается от мяса. Это лишь маленький акт неповиновения, но он вскрывает непрочность ее брака и запускает цепочку все более странных событий.
Отмеченный критиками всего мира роман «Вегетарианка» – это мрачная, кафкианская аллегория о власти, наваждении и борьбе, которую ведет женщина, желающая освободиться от насилия снаружи и внутри себя.
Краткое содержание
(отсюда, перевод машинный, совсем немного отредактированный)
«Вегетарианка» рассказывает историю Ён Хе, домохозяйки, которая однажды внезапно решает отказаться от мясной пищи после серии снов с образами убийства животных. Это воздержание приводит к тому, что она отдаляется от семьи и от общества. История рассказана в трех частях: «Вегетарианка», „Монгольское пятно“ и „Пламенные деревья“. В первой части повествование ведется от первого лица - мужа Ён Хе, господина Чонга. Во второй части повествование ведется от третьего лица и сосредоточено на муже сестры Ён Хе (как его зовут, остается неизвестным, а сестру Ён Хе зовут Ин Хе), а в третьей части повествование ведется от третьего лица, но в центре внимания оказывается Ин Хе.
"Вегетарианка"
Господин Чонг считает свою жену «совершенно ничем не примечательной». Он объясняет, что когда впервые встретил ее, она его даже не привлекла, и это его вполне устраивает. Господин Чонг довольствуется тем, что живет беззаботно; кажется, что его единственная цель - прожить обычную, ничем не примечательную жизнь. Он решает жениться на своей жене, поскольку считает, что она окажется хорошей, послушной супругой, которая вполне впишется в тот образ жизни, к которому он стремится. После нескольких лет относительно нормального брака господин Чонг просыпается и обнаруживает, что его жена избавилась от всех мясных продуктов в доме. Он требует объяснений, и Ён Хе отвечает, что «ей приснился сон». В течение следующих нескольких месяцев господин Чонг пытается рационализировать жизненное решение жены и справиться с вегетарианским питанием дома, но поскольку Ён Хе постепенно начинает есть меньше и продолжает худеть, он в конце концов звонит семье Ён Хе и просит их вмешаться. За обеденным столом семья Ён Хе пытается убедить ее есть мясо; ее отец, служивший во Вьетнаме и известный своим суровым нравом, дает ей пощечину, когда она отказывается. Тогда отец просит неохотно согласившегося господина Чонга и брата Ён Хе - Ён Хо - держать ее за руки, пока он насильно кормит ее куском свинины. Ён Хе вырывается, выплевывает свинину, хватает нож для фруктов и перерезает себе запястье. Ошеломленная семья спешит отправить ее в больницу, где она выздоравливает, но господин Чонг добивается, что ее признают психически больной. В конце фрагмента Ён Хе удается сбежать из больницы, и когда ее выслеживают, она обнаруживает в своей руке птицу, «укушенную хищником», и спрашивает: «Я сделала что-то не так?»
«Монгольское пятно»
Муж сестры Ён Хе, Ин Хе, имя которого остаётся неизвестным, - видеохудожник, который долгое время находится в состоянии конфликта. Он представляет себе любовную сцену между двумя людьми, тела которых украшены нарисованными цветами, и, узнав, что у Ён Хе есть родимое пятно (монгольское пятно) в форме лепестка цветка, увлекается ею, не в силах перестать думать о ней, и задумывает нарисовать и заснять ее, чтобы воплотить этот художественный образ в жизнь. Выясняется, что его влечет к Ён Хе, особенно после того, как он зашел к ней и увидел ее обнаженной. Ён Хе соглашается стать для него моделью, и он рисует цветы на ее теле в студии, арендованной у учителя рисования. После этого он приступает ко второму проекту, в котором приглашает своего коллегу-художника сняться вместе с Ён Хе в сексуально откровенном фильме. Когда муж сестры просит их совершить реальный половой акт, его друг испытывает отвращение и уходит. Ён Хе, возбудившаяся во время этой сцены, утверждает, что причиной тому стали цветы, нарисованные на теле мужчины. Муж сестры просит друга нарисовать на нем цветы и приходит к Ён Хе, где происходит половой акт. Когда его жена, Ин Хе, обнаруживает фильм с этим половым актом, она вызывает «скорую помощь», утверждая, что и ее муж, и ее сестра Ён Хе психически нездоровы. Муж Ин Хе хочет броситься с балкона, чтобы покончить с собой, но остается «прикованным к месту», и его выводят из здания.
«Пламенные деревья»
Ин Хе остается единственным членом семьи, который поддерживает Ён Хе после ее душевного и физического упадка. После событий предыдущей части Ин Хе разошлась с мужем, и ей приходится заботиться не только о сестре, но и об их сыне. По мере того как поведение Ён Хе ухудшается, ее помещают в психиатрическую больницу на горе Чхыксон, где, несмотря на высококвалифицированное лечение от нервной анорексии и шизофрении, она постепенно становится все более похожей на растение. Однажды она сбегает из больницы, и ее находят в лесу, «промокшую от дождя, словно она сама - одно из сверкающих деревьев». Ин Хе, постоянно размышляющая о том, как ей тяжело переживать развод и уход за ребенком, и на протяжении всей главы демонстрирующая признаки собственной депрессии и психической нестабильности, регулярно навещает Ён Хе и пытается заставить ее поесть. Ён Хе совсем отказалась от еды, убежденная, что хочет превратиться в растение, и когда Ин Хе становится свидетелем того, как врачи насильно кормят ее и угрожают успокоительным, чтобы предотвратить рвоту, Ин Хе кусает медсестру, удерживающую ее, и хватает свою сестру. Ин-хе и Ён-хе обеих везут на скорой в другую больницу, и Ин-хе наблюдает за деревьями, проезжая мимо, что намекает на возможность того, что и она тоже унаследовала растительную душу.
Рекомендации на Флибусте
Vlad_ch в 17:02 (+02:00) / 01-04-2022
Рекомендую.
Многие зацикливаются на вегетарианстве в этой книге. Как вегетарианец, скажу, что это лишь прием писателя. Книга не об этом.
Хотя, кто что видит.
lightning77 в 12:25 (+02:00) / 05-07-2019, Оценка: отлично!
Живя в Корее, очень интересно читать о том, что вижу, изнутри. От самих корейцев.
И эта – с одной стороны, очень жизненная, а другой, невероятно метафорическая, потому что отражает жизнь целого поколения – история, прекрасно отражает основную проблему современной Кореи. Когда старые уклады сталкиваются с новыми веяниями.
Жизнь в Корее меняется слишком быстро, а психология корейцев – слишком ригидна. Поэтому женщины, которые первыми (ибо они-то в этой всей истории, не книжной, а корейской – жертвы) приняли изменения и стараются выцарапать себе под них пространство для жизни, страдают больше. Корейских мужчин при этом практически все устраивает. Им очень удобно жить так, как жили их предки, и единственное, что выбивается из комфортного существования – непокорность этих странных баб, которые стремятся не понятно к чему, которые хотят черт знает что.
Это история женщины, которая в брутальном мире мясоедов (а мясо в Корее священно) «внезапно» отказывается от него, становясь вегетарианкой.
Надо понимать, что в существующей корейской реальности это равносильно медленному и мучительному самоубийству. Потому что помимо того давления, что уже было (а это основной бич корейского общества – социальное давление, прессинг и культ стыда), женщина обрекает себя на дополнительную непосильную порцию. Поэтому «вегетарианство» стало во многом голоданием.
Это очень непростая книга о медленном и мучительном угасании, о болезни. Это история ухода. Добровольного выпиливания себя из жизни, когда стало просто невозможно существовать в тех условиях, которые может предложить общество.
Это очень честная книга. И как всегда бывает с корейцами, когда они снимают или пишут не о том, что хочется, или о том, что могло бы быть, а о том, как оно бывает на самом деле, жесткость начинает граничить с жестокостью. Обнаженка во всем – поступки, мотивации, описания. Натурализм.
roger.smoger в 03:03 (+01:00) / 26-02-2019, Оценка: отлично!
Крутая книга, очень актуальная. Но это модерн, так что увы, многие не врубятся.
Va-ra в 01:13 (+02:00) / 26-07-2018, Оценка: плохо
Неприятная книга. Читая, умом понимаешь зачем она и как написана, но все это настолько не вызывает никакого отклика в душе, что после прочтения остаётся лишь сожаление о потраченном времени. Дотянула до конца только из любопытства к корейскому быту.
olasalt в 16:03 (+02:00) / 02-04-2018, Оценка: отлично!
В общем, конечно, мне что-то сложно сказать о Вегетарианке. Ну, я не веганка, могу некоторое время не есть мясо/рыбу, и все. Вот одна сторона из сторон, которую я увидела в книге..
Это книга - о эгоизме людей. Эгоистичен муж гг, для которого его жена - всего лишь обслуга и секспартнер по его желанию, серая тень в его квартире. Эгоистичен в своей похоти муж сестры. Я даже более скажу, эгоистична гг в своем желании во-первых заставить своего мужа принять ее образ жизни и постоянно демонстрирующая свою не-таковость, во-вторых, желая просто уйти, выбравшая один из простейших путей - покончить с собой.. Опять же, нам слишком мало известно, почему гг стала такой, хотя понятно, что в этом в основном виновата ее семья и конкретно ее отец. И сочувствие вызывает старшая сестра гг, которая взвалила на себя ответственность за свою сестру и свою семью на себя.. вот она ведь тоже могла попробовать покончить с собой как ее сестра и только ее ребенок удержал ее от такого шага. И большой плюс характеру старшей сестры - она не простила измену мужа и выгнала его.. Очень мрачный роман, безысходный, оставил такое привкус серого с холодной моросью дня .. А что дальше делать? Жить как можешь, надеяться только на себя, что-то с собой делать, совершенствоваться, жить ради кого-то или чего-то, да просто радоваться жизни, каждому новому дню.. Потом не будет НИЧЕГО.
Темы романа
Телесность и свобода – отказ от мяса становится символом сопротивления системе, поиском новой формы существования.
Жестокость общества – семья и окружающие насильно пытаются «вернуть» Ён Хе в привычные рамки, не интересуясь её внутренним миром.
Психическое расстройство и отчуждение – героиня постепенно теряет связь с реальностью, её состояние воспринимается окружающими как болезненное, а не как осознанный выбор.
Патриархат и власть – роман показывает, как общество контролирует тело и
