Заметка «Роман "Вегетарианка" нобелевского лауреата 2024 года» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Нобелевские лауреаты и их книги
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 92 +1
Дата:

Роман "Вегетарианка" нобелевского лауреата 2024 года

Роман "Вегетарианка" нобелевского лауреата 2024 года - южнокорейской писательницы Хан Ган. Нобелевская премия была присуждена Хан Ган «за ее напряженную поэтическую прозу, которая противостоит историческим травмам и обнажает хрупкость человеческой жизни».

"Вегетарианка" (2007) – это роман о внутреннем бунте против навязанных норм, который приводит к полному разрушению личности. Он оставляет читателя в тревожном состоянии, заставляя задуматься о границах свободы, тела и человеческой природы.

Роман переведён на русский язык и издан в 2018 году в серии Шорт-лист.

Аннотация
Прекрасная и тревожная книга о бунте и табу, насилии и чувственности, а главное – о болезненных метаморфозах души.
Ён Хе и ее муж вели самую обычную, размеренную жизнь, пока она не начала видеть кошмары. Сновидения – навязчивые образы крови и жестокости – мучают Ён Хе. Чтобы очистить сознание, она полностью отказывается от мяса. Это лишь маленький акт неповиновения, но он вскрывает непрочность ее брака и запускает цепочку все более странных событий.
Отмеченный критиками всего мира роман «Вегетарианка» – это мрачная, кафкианская аллегория о власти, наваждении и борьбе, которую ведет женщина, желающая освободиться от насилия снаружи и внутри себя.

Краткое содержание
(отсюда, перевод машинный, совсем немного отредактированный)

«Вегетарианка» рассказывает историю Ён Хе, домохозяйки, которая однажды внезапно решает отказаться от мясной пищи после серии снов с образами убийства животных. Это воздержание приводит к тому, что она отдаляется от семьи и от общества. История рассказана в трех частях: «Вегетарианка», „Монгольское пятно“ и „Пламенные деревья“. В первой части повествование ведется от первого лица - мужа Ён Хе, господина Чонга. Во второй части повествование ведется от третьего лица и сосредоточено на муже сестры Ён Хе (как его зовут, остается неизвестным, а сестру Ён Хе зовут Ин Хе), а в третьей части повествование ведется от третьего лица, но в центре внимания оказывается Ин Хе.


"Вегетарианка"

Господин Чонг считает свою жену «совершенно ничем не примечательной». Он объясняет, что когда впервые встретил ее, она его даже не привлекла, и это его вполне устраивает. Господин Чонг довольствуется тем, что живет беззаботно; кажется, что его единственная цель - прожить обычную, ничем не примечательную жизнь. Он решает жениться на своей жене, поскольку считает, что она окажется хорошей, послушной супругой, которая вполне впишется в тот образ жизни, к которому он стремится. После нескольких лет относительно нормального брака господин Чонг просыпается и обнаруживает, что его жена избавилась от всех мясных продуктов в доме. Он требует объяснений, и Ён Хе отвечает, что «ей приснился сон». В течение следующих нескольких месяцев господин Чонг пытается рационализировать жизненное решение жены и справиться с вегетарианским питанием дома, но поскольку Ён Хе постепенно начинает есть меньше и продолжает худеть, он в конце концов звонит семье Ён Хе и просит их вмешаться. За обеденным столом семья Ён Хе пытается убедить ее есть мясо; ее отец, служивший во Вьетнаме и известный своим суровым нравом, дает ей пощечину, когда она отказывается. Тогда отец просит неохотно согласившегося господина Чонга и брата Ён Хе - Ён Хо - держать ее за руки, пока он насильно кормит ее куском свинины. Ён Хе вырывается, выплевывает свинину, хватает нож для фруктов и перерезает себе запястье. Ошеломленная семья спешит отправить ее в больницу, где она выздоравливает, но господин Чонг добивается, что ее признают психически больной. В конце фрагмента Ён Хе удается сбежать из больницы, и когда ее выслеживают, она обнаруживает в своей руке птицу, «укушенную хищником», и спрашивает: «Я сделала что-то не так?»

«Монгольское пятно»

Муж сестры Ён Хе, Ин Хе, имя которого остаётся неизвестным, - видеохудожник, который долгое время находится в состоянии конфликта. Он представляет себе любовную сцену между двумя людьми, тела которых украшены нарисованными цветами, и, узнав, что у Ён Хе есть родимое пятно (монгольское пятно) в форме лепестка цветка, увлекается ею, не в силах перестать думать о ней, и задумывает нарисовать и заснять ее, чтобы воплотить этот художественный образ в жизнь. Выясняется, что его влечет к Ён Хе, особенно после того, как он зашел к ней и увидел ее обнаженной. Ён Хе соглашается стать для него моделью, и он рисует цветы на ее теле в студии, арендованной у учителя рисования. После этого он приступает ко второму проекту, в котором приглашает своего коллегу-художника сняться вместе с Ён Хе в сексуально откровенном фильме. Когда муж сестры просит их совершить реальный половой акт, его друг испытывает отвращение и уходит. Ён Хе, возбудившаяся во время этой сцены, утверждает, что причиной тому стали цветы, нарисованные на теле мужчины. Муж сестры просит друга нарисовать на нем цветы и приходит к Ён Хе, где происходит половой акт. Когда его жена, Ин Хе, обнаруживает фильм с этим половым актом, она вызывает «скорую помощь», утверждая, что и ее муж, и ее сестра Ён Хе психически нездоровы. Муж Ин Хе хочет броситься с балкона, чтобы покончить с собой, но остается «прикованным к месту», и его выводят из здания.

«Пламенные деревья»

Ин Хе остается единственным членом семьи, который поддерживает Ён Хе после ее душевного и физического упадка. После событий предыдущей части Ин Хе разошлась с мужем, и ей приходится заботиться не только о сестре, но и об их сыне. По мере того как поведение Ён Хе ухудшается, ее помещают в психиатрическую больницу на горе Чхыксон, где, несмотря на высококвалифицированное лечение от нервной анорексии и шизофрении, она постепенно становится все более похожей на растение. Однажды она сбегает из больницы, и ее находят в лесу, «промокшую от дождя, словно она сама - одно из сверкающих деревьев». Ин Хе, постоянно размышляющая о том, как ей тяжело переживать развод и уход за ребенком, и на протяжении всей главы демонстрирующая признаки собственной депрессии и психической нестабильности, регулярно навещает Ён Хе и пытается заставить ее поесть. Ён Хе совсем отказалась от еды, убежденная, что хочет превратиться в растение, и когда Ин Хе становится свидетелем того, как врачи насильно кормят ее и угрожают успокоительным, чтобы предотвратить рвоту, Ин Хе кусает медсестру, удерживающую ее, и хватает свою сестру. Ин-хе и Ён-хе обеих везут на скорой в другую больницу, и Ин-хе наблюдает за деревьями, проезжая мимо, что намекает на возможность того, что и она тоже унаследовала растительную душу.

Рекомендации на Флибусте

Vlad_ch в 17:02 (+02:00) / 01-04-2022
Рекомендую.
Многие зацикливаются на вегетарианстве в этой книге. Как вегетарианец, скажу, что это лишь прием писателя. Книга не об этом.
Хотя, кто что видит.


lightning77 в 12:25 (+02:00) / 05-07-2019, Оценка: отлично!
Живя в Корее, очень интересно читать о том, что вижу, изнутри. От самих корейцев.
И эта – с одной стороны, очень жизненная, а другой, невероятно метафорическая, потому что отражает жизнь целого поколения – история, прекрасно отражает основную проблему современной Кореи. Когда старые уклады сталкиваются с новыми веяниями.
Жизнь в Корее меняется слишком быстро, а психология корейцев – слишком ригидна. Поэтому женщины, которые первыми (ибо они-то в этой всей истории, не книжной, а корейской – жертвы) приняли изменения и стараются выцарапать себе под них пространство для жизни, страдают больше. Корейских мужчин при этом практически все устраивает. Им очень удобно жить так, как жили их предки, и единственное, что выбивается из комфортного существования – непокорность этих странных баб, которые стремятся не понятно к чему, которые хотят черт знает что.
Это история женщины, которая в брутальном мире мясоедов (а мясо в Корее священно) «внезапно» отказывается от него, становясь вегетарианкой.
Надо понимать, что в существующей корейской реальности это равносильно медленному и мучительному самоубийству. Потому что помимо того давления, что уже было (а это основной бич корейского общества – социальное давление, прессинг и культ стыда), женщина обрекает себя на дополнительную непосильную порцию. Поэтому «вегетарианство» стало во многом голоданием.
Это очень непростая книга о медленном и мучительном угасании, о болезни. Это история ухода. Добровольного выпиливания себя из жизни, когда стало просто невозможно существовать в тех условиях, которые может предложить общество.
Это очень честная книга. И как всегда бывает с корейцами, когда они снимают или пишут не о том, что хочется, или о том, что могло бы быть, а о том, как оно бывает на самом деле, жесткость начинает граничить с жестокостью. Обнаженка во всем – поступки, мотивации, описания. Натурализм.


roger.smoger в 03:03 (+01:00) / 26-02-2019, Оценка: отлично!
Крутая книга, очень актуальная. Но это модерн, так что увы, многие не врубятся.


Va-ra в 01:13 (+02:00) / 26-07-2018, Оценка: плохо
Неприятная книга. Читая, умом понимаешь зачем она и как написана, но все это настолько не вызывает никакого отклика в душе, что после прочтения остаётся лишь сожаление о потраченном времени. Дотянула до конца только из любопытства к корейскому быту.


olasalt в 16:03 (+02:00) / 02-04-2018, Оценка: отлично!
В общем, конечно, мне что-то сложно сказать о Вегетарианке. Ну, я не веганка, могу некоторое время не есть мясо/рыбу, и все. Вот одна сторона из сторон, которую я увидела в книге..
Это книга - о эгоизме людей. Эгоистичен муж гг, для которого его жена - всего лишь обслуга и секспартнер по его желанию, серая тень в его квартире. Эгоистичен в своей похоти муж сестры. Я даже более скажу, эгоистична гг в своем желании во-первых заставить своего мужа принять ее образ жизни и постоянно демонстрирующая свою не-таковость, во-вторых, желая просто уйти, выбравшая один из простейших путей - покончить с собой.. Опять же, нам слишком мало известно, почему гг стала такой, хотя понятно, что в этом в основном виновата ее семья и конкретно ее отец. И сочувствие вызывает старшая сестра гг, которая взвалила на себя ответственность за свою сестру и свою семью на себя.. вот она ведь тоже могла попробовать покончить с собой как ее сестра и только ее ребенок удержал ее от такого шага. И большой плюс характеру старшей сестры - она не простила измену мужа и выгнала его.. Очень мрачный роман, безысходный, оставил такое привкус серого с холодной моросью дня .. А что дальше делать? Жить как можешь, надеяться только на себя, что-то с собой делать, совершенствоваться, жить ради кого-то или чего-то, да просто радоваться жизни, каждому новому дню.. Потом не будет НИЧЕГО.

Темы романа

Телесность и свобода – отказ от мяса становится символом сопротивления системе, поиском новой формы существования.
Жестокость общества – семья и окружающие насильно пытаются «вернуть» Ён Хе в привычные рамки, не интересуясь её внутренним миром.
Психическое расстройство и отчуждение – героиня постепенно теряет связь с реальностью, её состояние воспринимается окружающими как болезненное, а не как осознанный выбор.
Патриархат и власть – роман показывает, как общество контролирует тело и

Реклама
Обсуждение
14:28 06.02.2025(1)
1
Валерий Свидерский
Очень аппетитно все рассказали.Во мне несогласие вызывает не позиция персонажей а сама манера подачи действительности,намеренная жестокость ее изображения и обильные вплетение разных фантазмов. Похоже это свойство китайско корейского общества:уход в фантастический мир и подача смыслов через предельное остранение от действительности. Здесь заодно дается воля самым причудливым фантазиям,включая садизм и сексуальное и прочее насилие. На мой взгляд это антигуманное и искусственное направление.Но премию наверное дали правильно. Для ассортимента. имхо
16:03 06.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Я хотела посмотреть, книги каких направлений получают Нобелевскую премию в последние годы. Начала с этой книги (не высказывая своего мнения о ней), потому что её автор получила Нобелевскую премию совсем недавно. Пока я склоняюсь к мнению, что премию ей дали не для ассортимента, а потому что часто такое направление предпочитают при присуждении этой премии. Но это пока всего лишь предположение. 
17:10 06.02.2025
1
Валерий Свидерский
Согласен,что вы точно подметили тенденцию в присвоении нобелевских премий по литературе и определили пристрастия жюри.Господам из комитета  очень скучно.Им хочется экзотики и как можно более социально безопасной.На этой ниве много талантливых книг.Надеюсь некогда дойдет пора и до добрых сказок. 
15:36 05.02.2025(1)
1
Александр Кинунен
Не знаю, мелкие какие-то темы поднимаются в современных произведениях.
Тоже, конечно, важно изучать человека и его жизнь в современном обществе, в современном государстве, но не это, по-моему, первостепенно сейчас.
Вот написал бы кто-нибудь из русских, украинских, еврейских или арабских писателей честные и талантливые произведения с разбором, почему между этими государствами такой кровавый антагонизм, какова история его, какие причины и силы его порождают, как его устранить, вот тогда бы это было действительно актуальнейшее произведение.
Думаю, кто-то сейчас подобное в стол уже написал или пишет.
Дай ему бог пробиться на люди!
Боюсь, что эти же силы и не дадут ходу ни печати такого произведения, ни тем более Нобелевке.
Капитал и политика всё курируют, господа!
Вот в чём честная причина, почему такие произведения не будут опубликованы и оценены объективно.
Вот что, по-моему, очень важно понять сейчас.
20:11 05.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Александр, вы всерьёз считаете, что талантливые произведения о политических конфликтах не пишутся и не публикуются? Наоборот, таких книг множество – от документальных расследований до художественной прозы. Вопрос в том, что объективного взгляда не существует: каждая сторона видит свою правду, а литература – это не агитационный материал, а пространство для размышлений.
09:27 06.02.2025(1)
1
Александр Кинунен
Нет, именно искусство (в частности, литература) должно разбираться, почему люди стали такими тупыми сволочами, не ставящими в грош чужие ценности, мнения и жизни?
Второе. Соглашусь, что такие произведения публикуются, если Вы назовёте хотя бы два таких произведения:
1) русского или украинского писателя о конфликте, приведшем к крови Майдана, Донбасса и СВО
2) арабского или еврейского писателя о конфликте, приведшем к крови их войны.
15:18 06.02.2025
1
Моряна (Галина Димитрова)
По поводу нынешней войны вряд ли сейчас может кто-нибудь дать анализ. Только после осмысления теми, кто там был, кто всё видел и думал. Я вычитывала книгу нашего писателя, который там работал волонтёром. Он мне сказал, что это только наброски, хотя и они на меня произвели жуткое впечатление, но написать всё не представляется возможным по известным причинам. До поездки он был совсем другого мнения, поэтому и поехал, чтобы понять. Возможно, когда-нибудь он напишет без купюр.

А о другой войне написано довольно много.
https://godliteratury.ru/articles/2023/10/17/10-knig-pomogaiushchih-razobratsia-v-prichinah-arabo-izrailskogo-konflikta

Я не читала, только просматривала некоторые.
19:53 05.02.2025(1)
1
Элина
не знала о таком романе. Вы интересно рассказали
20:12 05.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Элина!
15:54 05.02.2025(1)
2
Моряна (Галина Димитрова)
Алёна, спасибо! Мне и в профессиональном плане нужна такая информация, а тут и искать не надо - всё на блюдечке.
Этой книги у нас нет. Есть одна книга данного автора: "Человеческие поступки". Я её читать не стала - там о путче, о тюрьмах, в общем негатив, У нас своего негатива хватает.
20:12 05.02.2025
1
Алёна Шаламина
А я и про "Человеческие поступки" тоже хочу написать. Что там негатив - так это точно.
10:55 05.02.2025(1)
1
Ellen Punsh (Еlena Punegova)
Сама практически не ем мясо, поэтому мне эта тема очень знакома 🍖❌
13:03 05.02.2025
Алёна Шаламина
09:59 05.02.2025(1)
1
Sevil October
Кстати, словосочетание "поэтическая проза" напомнило мне о любимой книге Киоко Мори "Дочь Шидзуко". Это прекрасная книга, рекомендую. 
13:03 05.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо! Обязательно прочитаю.
09:57 05.02.2025(1)
1
Sevil October
Интересно! Вот, казалось бы, речь о пище. Хотим - едим, не хотим - не едим. А какое восстание и бунт поднимается у близких, как они начинают агитировать "одуматься", сколько непонимания, насмешек можно встретить просто отказавшись от мяса. У меня был опыт вегетарианства и я постоянно думаю о том, чтобы вернуться к этому снова.
Да, в Корее, Японии у них там особое отношение к застольям, какое-то действо священное. Видимо, поэтому, как пишут комментаторы, так это сложно для ГГ.
13:03 05.02.2025
1
Алёна Шаламина
Да, правда. Пища не только в романе, а вообще, кажется, символизирует нечто большее - чуть ли не целое мировоззрение.
07:44 05.02.2025(1)
1
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Спасибо, Алёна, за интересную информацию.
13:01 05.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Алла!
Книга автора
МОЙ ВЗГЛЯД 
 Автор: Виктор Новосельцев
Реклама