Основные фигуры и идеи
Viola Spolin (1906–1994) — одна из пионеров театральной импровизации. Её упражнения («games») были направлены на то, чтобы освободить актёра от страха, оценок и клише. Сполин считала, что импровизация — это путь к подлинному творчеству, где важнейшую роль играют игра и свобода самовыражения.
Keith Johnstone (1933-2023) — педагог и режиссёр, известный прежде всего своими работами «Impro» и созданием формата Theatresports. Джонстон подчеркивал важность спонтанности, смелости и непрерывного действия: «Improvisation is like steering a car by looking through the rear view mirror» («Импровизация — это как вести машину, глядя в зеркало заднего вида»). Он предлагал не спрашивать «Что будет дальше?», а рассуждать: «Что уже должно было произойти прежде, чтобы мы оказались в этой ситуации?» Такой взгляд помогает актёрам не зависать в будущем, а использовать прошлое и настоящее сцены для логичного развития истории.
Ключевые принципы импровизации
- Молчание: Молчание на сцене может быть таким же красноречивым, как и слова. Пауза — пространство для рождения новых идей.
- Упражнение: Практика, постоянное оттачивание навыков. Импровизация — это не просто «талант», а результат многократных тренировок.
- Присутствие, эмпатия, слушание: Быть «здесь и сейчас», реально слышать партнёра, улавливать его энергию и эмоциональный посыл. Присутствие означает вовлечённость и искреннюю реакцию.
- Будь вовлечён, но не привязан: Отдавайся действию без страха ошибиться. Принимай любое развитие сцены, но не цепляйся за заранее заготовленные идеи.
- Вместо вопроса «Что будет дальше?» спросите «Что уже произошло до этого момента?» — это укрепляет внутреннюю логику сцены.
- Правила не равны гарантии: Следование правилам импровизации само по себе не гарантирует успех. Более того, излишняя концентрация на них нередко приводит к слабым сценам.
Чего можно достичь через импровизацию?
- Игра (Play): Быть в моменте, находить удовольствие и спонтанность в действии.
- Позволь себе ошибиться (Let yourself fail): Ошибки — часть процесса. Примите их и двигайтесь дальше.
- Слушай (Listen, really!): Настоящее слушание — ключ к органичной сцене.
- Говори "Да" (Say yes): Принятие предложения партнёра делает сцену живой.
- Говори "И" (Say and): Добавляй новые детали, развивай идею, а не останавливай её.
- Играй по правилам игры (Play the game): Любая игра задаёт рамки, но внутри них — свобода и творчество.
- Расслабься и получай удовольствие (Relax and have fun): Напряжение убивает спонтанность.
Основные "Не" по Мику Нэпьеру (Mick Napier: "Improvise. Scenes from the inside out")
- Не отрицай (Don’t deny).
- Не спрашивай (Don’t ask questions).
- Не диктуй действие (Don’t dictate action).
- Не говори о прошлых или будущих событиях (Don’t talk about past or future events).
- Установи, кто, что, где (Establish who, what, where).
- Не веди переговоры (Don’t negotiate).
- Избегай “обучающих” сцен (Don’t do teaching scenes).
- Показывай, а не рассказывай (Show, don’t tell).
- Соглашайся и добавляй (Say “yes”, and then say “and”).
- Не рассказывай, что ты делаешь, а делай это (Don’t talk about what you’re doing).
Советы от Уилла Хайнса (Will Hines: "How to be the greatest improviser on earth")
- Слушай и реагируй (listen and react).
- Найди «игру» сцены (find the game).
- Будь на одной волне с партнёром (match energy).
- Принимай любое предложение (accept every offer).
- Живи жизнью на сцене (live life onstage).
- Обоснуй происходящее на сцене (justify).
- Определи точку зрения (point of view).
- Будь смелым и честным (be brave and honest).
- Расслабься (chill out).
Принцип "Да, и…" (Yes And)
Принцип «Да, и…» — сердцевина импровизационного театра. Он учит:
- Принимать предложения и добавлять что-то своё.
- Говорить первое, что приходит в голову, не подвергая себя цензуре.
- Помогать партнёру выглядеть хорошо на сцене.
Скажи «Да, и…» вместо «Да, но…»: Это создаёт атмосферу сотрудничества. Дай сиять своему партнёру, доверяй себе и команде. Порой незнание — это свобода, а желание «меньшего» может быть эффективнее избыточности. Рискуй, дыши, ослабь контроль, и сцена сама заиграет красками.
Импровизационный театр — это не просто набор техник и правил, это философия творчества, общения и присутствия. Его методы учат быть открытыми к новым идеям, избавляться от страха неудачи, слушать друг друга и совместно строить историю с нуля. Такие мастера, как Виола Сполин и Кит Джонстон, создали фундамент, на котором сегодня растёт мировое сообщество импровизаторов, готовых в каждый новый момент жизни и сцены сказать: «Да, и…».