В Узбекистане утвердили новый учебник истории для пятиклассников. Оказывается, Петр I мечтал завладеть Средней Азией, чтобы получить контроль над несметными природными богатствами. И к 1865-му году регион был полностью покорен Российской Империей, а многовековой Узбекистан стал колонией. Россия «попрала национальное достоинство и обычаи» жителей Туркестана грабежами, налогами и обязательствами, что привело к восстанию. «носившему освободительный характер».
Причины захвата были понятны — защита границ империи от постоянных и многовековых набегов. Авторы, видимо, «забыли» сообщить со всего Туркестана Ишану удалось собрать около 2 000 человек, а само нападение на русский гарнизон заняло 15 минут В итоге 777 человек были арестованы, однако казнили лишь 19 из них — часть оправдали, часть отправили на каторгу. По сути, это была всего лишь стычка на религиозной почве. В учебнике также утверждается, что Узбекистан смог добиться независимости от России лишь спустя 130 лет после завоевания.
Узбекистан, а точнее Узбекская ССР появилась лишь в 1924 году как раз при советской власти.
Узнал о чём пишут в учебнике истории Узбекистана и подумал: Киплинг был прав. Перевод ой.
Бремя белых
Ты выбрал бремя Белых,
Детей, как в изгнанье, пошли,
Служить покорённым народам
На самом краю земли;
Учить угрюмых и тёмных
Неграмотных дикарей,
То ласковых, то злобных
Полу дьяволов, полу детей.
Ты выбрал бремя белых –
Терпи не унывай,
На злобу и угрозы
Враждой не отвечай;
Учись, смиряя гордость,
Твердить одно сто раз,
Чтоб был понятен каждому,
Туземцу твой приказ.
Ты выбрал бремя белых -
Удел бороться за мир,
Здоровье вернуть болящим,
Голодным устроить пир.
Когда будешь близок к цели,
К которой упорно шагал -
Язычников лень и глупость
Разрушит всё то, что создал.
Ты выбрал бремя белых –
Твой крест не власть короля,
А труд крепостного в неволе,
Чтоб вспаханы были поля.
Ты в джунглях построишь дороги,
Заводы, мосты, города.
Отдав свои силы работе,
Забытый уснёшь навсегда.
Ты выбрал бремя белых -
В награду получишь за труд:
Ненависть и упрёки,
Бунт и неправедный суд,
За то, что слепых звал к свету,
(Тянул по чуть - чуть из дерьма,)
Будет тебе ответом:
«Отстань, нам милее тьма!»
Ты выбрал бремя белых,
Не смей сдаваться и ныть,
Ссылками на свободу
Право на лень просить.
Всем тем, что ты уже сделал
И в будущем сделать готов
Угрюмый язычник проверит
Силу твоих Богов.
Ты выбрал бремя белых
Когда в детских грёзах мечтал,
О пышном венке лавровом,
И хоре громких похвал;
Когда придёт время прощанья,
Друзья подведут итог:
Терпенью, упорству, страданьям,
Всему, что ты сделать смог.
История Средней Азии – это летопись войн, землетрясений и эпидемий..
Попадая в среднеазиатские города, вирусы находили в них необходимую для своего стремительного распространения питательную среду, становясь настоящим бичом для местного населенияВ базарные дни сюда стекается масса людей пеших и конных из всех окрестных кишлаков, которые толпятся в течение дня на базаре. Следы пребывания нескольких тысяч лошадей и баранов, а также все помои с различными отбросами, выливаемые с самым искренним простодушием тут же на улицу, должны образовать с каждым разом все более и более толстый слой навозного удобрения, которое в крытых улицах базара делает воздух негодным для дыхания. <…> Значительно больше воздуха загрязняется вода, которая, циркулируя в этих местах по арыкам, выщелачивает из почвы продукты органических разложений и, несмотря на это, употребляется туземцами для питья в сыром виде, без всякой очистки и фильтрации. Отхожие места, как частные, так и общественные, никогда не очищаются, и о вывозе нечистот туземцы не помышляли. Устроены они большею частью по персидскому образцу и состоят из весьма глубоких ям или мертвых колодцев».
М усульманские похоронные традиции стали камнем преткновения в период борьбы с эпидемией холеры, вспыхнувшей в Ташкенте в мае 1892 года, вступив в противоречие с рациональными санитарно-эпидемиологическими мерами, предпринятыми русскими властями города для борьбы с заболеванием. Обязательный медицинский осмотр тел, приводивший к задержанию похорон на 2-3 дня (по нормам шариата умерший должен быть предан земле обязательно до захода солнца), распоряжение производить захоронения на специально отведенных холерных кладбищах, а не в центре города рядом с предками и засыпать могилы известью, а также сожжение вещей зараженных вызвали волну негодования. Оно усилилось после того, как был пущен слух о том, что русские врачи специально заражают воду в реке Бозсу, заболевшим холерой вместо лекарств дают смертельный яд, а затем препятствуют захоронению согласно мусульманским традициям, лишая их возможности после смерти попасть в рай.
Не помогли тогда ни разъяснительные беседы с населением, ни распространявшиеся по всему Туркестанскому генерал-губернаторству брошюры на русском и местных языках о характере заболевания и необходимых профилактических мерах. 24 июня разъяренная толпа фанатиков напала на военного коменданта города Степана Путинцева, вынудив власти прибегнуть к силе.
Сегодня этот исторический эпизод, получивший название «холерный бунт», принято называть антиколониальным восстанием, а предпринятые противоэпидемиологические меры – «интересами колониальной власти, готовой не задумываясь нарушить народные традиции и обычаи, религиозный уклад и национальные ценности». Характерно, что эта же «колониальная власть» спустя пять лет, в 1897 году, как напишет газета «Терджиман», с началом вспыхнувшей в Ташкенте эпидемии малярии вновь будет бесплатно раздавать населению лекарства и открывать во всех махаллях фельдшерские пункты.
Пройдет немало времени, прежде чем туркестанцы осознают, что громадные потери здоровья и жизней, которым они подвергались во все времена от злокачественных и опустошительных эпидемий и различных болезней, зависели главным образом от заражения воздуха и воды, а не от каких-либо таинственных сил, и проникнутся доверием к медицинским учреждениям европейского типа, появившимся в регионе в имперский период. Царская администрация, делала для этого все возможное. Например, персонал для амбулаторий, обслуживавших женщин и детей, подбирался исключительно из врачей женского пола, а медицинская помощь оказывалась бесплатно.
К 1909 году, согласно статистическим данным, приведенным И.И. Гейером в путеводителе «Туркестан», в Ферганской, Сырдарьинской и Семиреченской областях русского Туркестана функционировало 54 медицинских учреждения разного типа, в которых трудились 212 российских врачей (не считая фельдшеров, повивальных бабок и оспопрививателей), треть которых составляли женщины. Во многих городах имелись военные лазареты. Им прямо предписывалось оказывать помощь не только военным, но и населению, независимо от национальности и вероисповедания.
В отличие от других европейских держав, Россия, как и ее медицина, не знали этнической сегрегации, руководствуясь принципом «высшая и абсолютная ценность – человеческая жизнь».
| Реклама Праздники 18 Декабря 2024День подразделений собственной безопасности органов внутренних дел РФДень работников органов ЗАГС 19 Декабря 2024День риэлтора 22 Декабря 2024День энергетика Все праздники |
Так и Киплинга.
С одной стороны все белое, с другой всё чёрное.
Мне непонятно, почему политика не бывает обьективной: есть же у тебя свое государство, так живи в нем, развивай его, поднимай уровень жизни своих граждан.
Работай, дел непочатый край.
Зачем обязательно надо хаять прошлое, искать врагов в истории и в соседях, их осуждать и прививать вражду?
Это проще, конечно, чем честно трудиться ежедневно рутинно и профессионально.
Но ведь политика поставили работать, а не болтать и лезть в чужие дела.