Заметка «В Узбекистане новый учебник истории»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 83 +1
Дата:
Предисловие:
И не только в Узбекитане, минус нашим дипломатам и политикам

В Узбекистане новый учебник истории

В Узбекистане утвердили новый учебник истории для пятиклассников. Оказывается,  Петр I мечтал завладеть Средней Азией, чтобы получить контроль над несметными природными богатствами. И к 1865-му году регион был полностью покорен Российской Империей, а многовековой Узбекистан стал  колонией. Россия «попрала национальное достоинство и обычаи» жителей Туркестана грабежами, налогами и обязательствами, что привело к восстанию. «носившему освободительный характер».
Причины захвата были понятны — защита границ империи от постоянных и многовековых набегов.  Авторы, видимо, «забыли» сообщить со всего Туркестана Ишану удалось собрать около 2 000 человек, а само нападение на русский гарнизон заняло 15 минут  В итоге 777 человек были арестованы, однако казнили лишь 19 из них — часть оправдали, часть отправили на каторгу. По сути, это была всего лишь стычка на религиозной почве. В учебнике также утверждается, что Узбекистан смог добиться независимости от России лишь спустя 130 лет после завоевания.
Узбекистан, а точнее Узбекская ССР появилась лишь в 1924 году как раз при советской власти.
Узнал о чём пишут в учебнике истории Узбекистана и подумал:  Киплинг был прав. Перевод ой.
Бремя белых
Ты выбрал  бремя Белых,
Детей, как в изгнанье, пошли,
Служить покорённым народам
На самом краю  земли;
Учить  угрюмых и тёмных
Неграмотных дикарей,
То ласковых, то злобных
Полу дьяволов, полу детей.

Ты выбрал бремя белых –
Терпи не унывай,
На злобу и угрозы
Враждой не отвечай;
Учись, смиряя гордость,
Твердить одно сто раз,
Чтоб был понятен каждому,
Туземцу твой приказ.

Ты выбрал бремя белых -
Удел  бороться за мир,
Здоровье вернуть болящим,
Голодным устроить пир.
Когда будешь близок к цели,
К  которой упорно  шагал -
Язычников  лень и глупость
Разрушит всё то, что создал.

Ты выбрал бремя белых –
Твой крест не власть короля,
А труд крепостного  в неволе,
Чтоб вспаханы были поля.
Ты в джунглях построишь дороги,
Заводы, мосты,  города.
Отдав  свои силы работе,
Забытый  уснёшь навсегда.

Ты выбрал бремя белых -
В награду получишь за труд:
Ненависть и упрёки,
Бунт и  неправедный суд,
За то, что слепых  звал  к свету,
(Тянул по чуть - чуть из дерьма,)
Будет тебе  ответом:
«Отстань, нам милее тьма!»

Ты выбрал бремя белых,
Не смей сдаваться и ныть,
Ссылками на свободу
Право на лень просить.
Всем тем, что ты уже сделал
И в будущем сделать готов
Угрюмый язычник  проверит
Силу  твоих Богов.

Ты выбрал бремя белых
Когда в детских грёзах мечтал,
О пышном  венке лавровом,
И  хоре  громких похвал;
Когда придёт  время  прощанья,
Друзья подведут  итог:
Терпенью, упорству, страданьям,
Всему, что ты сделать смог.

История Средней Азии – это летопись войн, землетрясений и эпидемий..
Попадая в среднеазиатские города, вирусы находили в них необходимую для своего стремительного распространения питательную среду, становясь настоящим бичом для местного населенияВ базарные дни сюда стекается масса людей пеших и конных из всех окрестных кишлаков, которые толпятся в течение дня на базаре. Следы пребывания нескольких тысяч лошадей и баранов, а также все помои с различными отбросами, выливаемые с самым искренним простодушием тут же на улицу, должны образовать с каждым разом все более и более толстый слой навозного удобрения, которое в крытых улицах базара делает воздух негодным для дыхания. <…> Значительно больше воздуха загрязняется вода, которая, циркулируя в этих местах по арыкам, выщелачивает из почвы продукты органических разложений и, несмотря на это, употребляется туземцами для питья в сыром виде, без всякой очистки и фильтрации. Отхожие места, как частные, так и общественные, никогда не очищаются, и о вывозе нечистот туземцы не помышляли. Устроены они большею частью по персидскому образцу и состоят из весьма глубоких ям или мертвых колодцев».
М усульманские похоронные традиции стали камнем преткновения в период борьбы с эпидемией холеры, вспыхнувшей в Ташкенте в мае 1892 года, вступив в противоречие с рациональными санитарно-эпидемиологическими мерами, предпринятыми русскими властями города для борьбы с заболеванием. Обязательный медицинский осмотр тел, приводивший к задержанию похорон на 2-3 дня (по нормам шариата умерший должен быть предан земле обязательно до захода солнца), распоряжение производить захоронения на специально отведенных холерных кладбищах, а не в центре города рядом с предками и засыпать могилы известью, а также сожжение вещей зараженных вызвали волну негодования. Оно усилилось после того, как был пущен слух о том, что русские врачи специально заражают воду в реке Бозсу, заболевшим холерой вместо лекарств дают смертельный яд, а затем препятствуют захоронению согласно мусульманским традициям, лишая их возможности после смерти попасть в рай.
Не помогли тогда ни разъяснительные беседы с населением, ни распространявшиеся по всему Туркестанскому генерал-губернаторству брошюры на русском и местных языках о характере заболевания и необходимых профилактических мерах. 24 июня разъяренная толпа фанатиков напала на военного коменданта города Степана Путинцева, вынудив власти прибегнуть к силе.
Сегодня этот исторический эпизод, получивший название «холерный бунт», принято называть антиколониальным восстанием, а предпринятые противоэпидемиологические меры – «интересами колониальной власти, готовой не задумываясь нарушить народные традиции и обычаи, религиозный уклад и национальные ценности». Характерно, что эта же «колониальная власть» спустя пять лет, в 1897 году, как напишет газета «Терджиман», с началом вспыхнувшей в Ташкенте эпидемии малярии вновь будет бесплатно раздавать населению лекарства и открывать во всех махаллях фельдшерские пункты.
Пройдет немало времени, прежде чем туркестанцы осознают, что громадные потери здоровья и жизней, которым они подвергались во все времена от злокачественных и опустошительных эпидемий и различных болезней, зависели главным образом от заражения воздуха и воды, а не от каких-либо таинственных сил, и проникнутся доверием к медицинским учреждениям европейского типа, появившимся в регионе в имперский период. Царская администрация, делала для этого все возможное. Например, персонал для амбулаторий, обслуживавших женщин и детей, подбирался исключительно из врачей женского пола, а медицинская помощь оказывалась бесплатно.
К 1909 году, согласно статистическим данным, приведенным И.И. Гейером в путеводителе «Туркестан», в Ферганской, Сырдарьинской и Семиреченской областях русского Туркестана функционировало 54 медицинских учреждения разного типа, в которых трудились 212 российских врачей (не считая фельдшеров, повивальных бабок и оспопрививателей), треть которых составляли женщины. Во многих городах имелись военные лазареты. Им прямо предписывалось оказывать помощь не только военным, но и населению, независимо от национальности и вероисповедания.
В отличие от других европейских держав, Россия, как и ее медицина, не знали этнической сегрегации, руководствуясь принципом «высшая и абсолютная ценность – человеческая жизнь».
 
 

Реклама
Обсуждение
04:15 12.12.2024
Односторонний взгляд как узбеков, так и автора.
Так и Киплинга.
С одной стороны все белое, с другой всё чёрное.
Мне непонятно, почему политика не бывает обьективной: есть же у тебя свое государство, так живи в нем, развивай его, поднимай уровень жизни своих граждан.
Работай, дел непочатый край.
Зачем обязательно надо хаять прошлое, искать врагов в истории и в соседях, их осуждать и прививать вражду?
Это проще, конечно, чем честно трудиться ежедневно рутинно и профессионально.
Но ведь политика поставили работать, а не болтать и лезть в чужие дела.
02:43 12.12.2024
Да кругом такие учебники. Не только в Узбекистане. Причем даже издают их на русские деньги иногда. 
Всех "братушек" обрабатывают, охватывают и промывают мозги. 
23:57 11.12.2024
1
В заголовке ошибка. Предлог затерялся.
16:58 11.12.2024(1)
В советских учебниках тоже любили писать про различные национально-освободительные движения, а их лидеры, обычно, изображались вполне позитивно Салават Юлаев, например. Понятно, не узбек, а башкир, но принципиальной разницы-то нет. Ленин называл Российскую империю тюрьмой народов и считал, что русские должны искупить свою вину пред порабощёнными народами. Сталин вполне эту идею поддерживал, и какое-то время, при его правлении. местные жители Узбекистана имели некоторые преференции перед неместными. Местными считались узбеки и бухарские евреи. Остальные, включая русских - пришлыми. Скажем, пришлые должны были платить за обучение в старших классах школы и в вузах, а местные - нет.
 
Советский плакат «Царская Россия — тюрьма народов» (1936 г)
21:18 11.12.2024(1)
Данное выражение можно целиком отнести к функции царской власти, как жандарма. Когда страдали все народы империи, в том числе и русский. Но не только. Например, местом пожизненной каторги прусских закоренелых преступников стала Сибирь при Александре I. Тысячи поляков были высланы в Сибирь после 1865.
Тюрьмой народов Россию впервые назвал маркиз де Кюстин в книге "Россия в 1839 году". Он писал о "равно незавидном положении" всех народов в России под властью Николая I, об отсутствии гражданского общества и т.д. 
А Пушкин называл свою Отчизну семьёй народов. Лорд Керзон: - "русский братается в полном смысле этого слова".
Не стоит выхолащивать.
22:13 11.12.2024
1
Тем не менее, Ленин считал, что русские должны искупать свою вину перед порабощёнными народами. Мне это напоминает нынешнюю моду на покаяние перед неграми в США. Лично я, ни с тем, ни с другим не согласна. Не все порабощали узбеков, не все эксплуатировали негров. Да, и с хрена ли вообще отвечать за предков, какую бы дичь они не творили, за себя бы научиться отвечать. 
Поляков ссылали и в Среднюю Азию. Семью моей бабушки сослали. Её отец был из польской шляхты, бузившей против царя. В каком году сослали, не знаю, но бабушка родилась в 1900 году в Фергане, потом переехала в Ташкент, где родилась моя мама. Кстати, мама сбежала в Подмосковье, роняя тапки, ещё в 1961-м году как только смогла и ни секунды не жалела. 
Я это всё к чему. Нужны ли нам узбеки? А нужны ли мы узбекам? А нужна ли была страна, искусственно объединяющая народы, которые вместе жить не хотят? Узбеки, кстати, и таджиков не любят, таджик у них - ругательство. А, если узбеки нам не нужны, то какая нам разница, что они пишут в своих учебниках. В наших вранья не меньше. А в Китайских вообще половина российской территории принадлежит Китаю. 
22:02 11.12.2024
Узбекистан "появился"? Примерно, как и Белоруссия? И, тьфу, её, Украина?
У Ленина был один интерес: постоять у руля. Больной человек он очень был. И народу тьма - в зажитках. И во всякой философии глупой. Болели все.
Постоял. Царя убил(и), всё золото забрали... И ещё одно дело-  раздробил, отгадился на всю  Россию, разобщил - так в этом монолите долго не продержишься... Умер. 
Потом другой... 

Осталось немножечко - горстка благословенных оттуда и какая-то часть из тех, кто сегодня, каждый час работает, работает, работает... Работает в зоне боевых действий. И готов умереть за такую Россию - которая ни сегодня-завтра станет державой. Причины есть. Поверьте, узбеки, народ наш! Не будет так, чтобы я - АСлон, землю целовал чужую. И ни одной пяди земли чужой не посрамлю я. И ни одной сволочи не сбежит от меня.
20:25 11.12.2024
1
Парад суверенитетов был, теперь парад историй. Все логично.
16:24 11.12.2024
Ух ты...Смелый, однако ...припают ведь меж нац рознь...
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама