Заметка «Всё теперь против нас»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 82 +11
Дата:

Всё теперь против нас

Два очень талантливых человека, два друга, автор и исполнитель: Юрий Борисов и Валерий Агафонов. Оба получили гораздо меньше признания, чем заслуживали, оба прожили, трагически, мало. 

Романс «Всё теперь против нас» (Ю.Борисов).,  (Борисов)

   Юрий Борисов 
   
 Ещё будучи воспитанником детдома, Юрий взял покататься чужой велосипед. Катались все, а он отправился в колонию. И понеслось: мелкое хулиганство, тунеядство, проживание без прописки, подделка больничного - не полный перечень того, за что он получал сроки. Перепробовал множество профессий. Подорвал по тюрьмам здоровье и умер в 45 лет.
 Откуда в нём, пареньке из рабочей семьи, родившемся в конце войны, и полжизни    прожившем по казённым домам, взялась белогвардейская грусть? Как знать. Авторство "Поручика Голицина" тоже иногда приписывается ему (на классик-онлайн он числится автором и стихов, и музыки, а там к авторству относятся весьма щепетильно). Впрочем, претендентов на авторство этого романса много. Возможно, он автор одной из вариаций. А вот авторство других его романсов из Белогвардейского цикла не оспаривается. 
Юрий Борисов не был борцом с режимом, он был человеком, который не смог вписаться в систему. Возможно, ни в какую систему он бы не вписался. И как знать, благодаря или вопреки своей жизненной неустроенности, он создавал свои шедевры...

Агафонов
Валерий Агафонов


На мой взгляд, он лучший и пока непревзойдённый исполнитель многих  романсов. В его в репертуаре было около тысячи песен и романсов, к некоторым из них он сам сочинил музыку. Например, к великолепному романсу "Думы" на стихи Гумилёва. Перебивался случайными заработками, не был обласкан властями, но и не подвергался гонениям, в места не столь отдалённые не попадал. С детства имел проблемы с сердцем и дожил только до 43-х лет.
Думы
Реклама
Обсуждение
     00:42 01.12.2024 (1)
У Валерия Агафонова вышел в СССР (но это уже был конец 80-х и, в сущности, закат эпохи грамзаписи) виниловый гигант с его фотографией на всю обложку. Пластинка, насколько помню, была посмертная. И долго стояла на прилавках... Это не в упрёк, и не о том, что мало кому он был нужен, а лишь замечание по поводу того, что жанр романса не так уж популярен был в позднем СССР. За исключением некоторых топовых вещей. Также исключение в этом смысле - песни Андрея Петрова к "Жестокому романсу". Но феномен их мгновенной популярности обязан своим происхождением тому, что это песни к кинофильму.
     00:50 01.12.2024 (1)
Увы. Но были более популярные исполнители романсов. Агафонов феноменален. Он заслуживал гораздо большего. Хорошо, что хоть записи сохранились. 
     01:45 01.12.2024 (2)
Я посмотрел: оказывается, это не одна пластинка была, а целая серия - пять пластинок!.. Я-то писал, основываясь на собственных зрительных воспоминаниях: в то время как раз был студентом и в магазин, где продавались грампластинки, иногда захаживал. Хотя, разумеется, на стипендию больно-то не разбежишься. Но вот этот диск (теперь, оказывается, диски)  с Валерием Агафоновым запомнил. Хотя купить - не купил. Мне кажется, это был не очень удачный проект "Мелодии". Уж если даже аналогичный проект с записями Высоцкого был тогда не слишком успешен - опоздала "Мелодия", диски (их, по-моему, в серии было штук двадцать) расходились долго (наверное, помните эти белые конверты с портретом Высоцкого на конвертах?), то что уж говорить о почти неизвестном в то время Агафонове. Вообще, публику в СССР постоянно то "недокармливали, то "перекармливали". Но в случае Валерия Агафонова есть в "безвестности" и его "вина" - всё-таки репертуарное однообразие вряд ли обеспечит широкую популярность. Это знаете, как с сонатами и партитами для скрипки соло Баха. Есть у Баха такой цикл. Три сонаты и три партиты. В каждой - по нескольку частей (4-5). И вот я как-то вознамерился послушать их все подряд, разом. При том, что слушать скрипку соло - это уже достаточно серьёзное испытание... В общем, где-то уже к третьей сонате всё это стало сливаться в некое бесконечное однообразие... Вот так же и с певцом, когда он на чём-то "специализируется". Один романс послушаешь, второй, четвёртый, десятый... (А русский романс строится, в общем-то, достаточно стандартно...) И всё это -  в одной манере, одним и тем же голосом... Наскучивает... Вспомню байку, рассказанную Николаем Каретниковым в его книге "Темы и вариации". В конце пятидесятых для всех профессоров Московской консерватории с целью, поднятия их, так сказать, идеологического уровня, ввели обязательное посещение лекций по марксизму-ленинизму. И вот седой профессор, великий Генрих Густавович Нейгауз, придя с первой из них, с восторженностью неофита воскликнул: "Потрясающе!.. Революционное движение... Народные массы... Потрясающе!..". Придя со второй, задумчиво заметил: "Да... это интересно...". Возвратившись с третьей, недоумённо развёл руками: "Позвольте... Но ведь всё это - одно и то же...".
     02:03 01.12.2024 (1)
1
Если у него в репертуаре было больше тысячи романсов, то можно было выбрать для себя что-то по вкусу. Они не все однообразны, некоторые довольно самобытны - тот же белогвардейский цикл Борисова или "Думы". Мне кажется, ему надо было петь иногда что-то, вроде Ленин, партия, комсомол или Куба - любовь моя - тогда и известность была бы и на голубые огоньки приглашали бы, и выступления организовывали. Глупо бы звучало, но не глупей, чем у Магомаева. А уж у Борисова вовсе не было шансов стать придворным автором. Хотя один из его белогвардейских романсов использовался в фильме. Но раньше в каждом фильме были песни, и у каждой был автор, и каждому было что кушать, без необходимости петь в кабаках. 
     02:18 01.12.2024
Думы
потом, может быть, удалю, что бы не захламлять сайт
     02:01 01.12.2024 (1)
Безумно обидно за обоих. Да, недооценены.
     02:24 01.12.2024 (1)
Поэтому я и взял слово "вина" в кавычки.
Разумеется, никакой вины Агафонова в том, что он любил (и делал) то, что любил, нет. Но... в том и особенность советской эстрады (есть тут свои плюсы и минусы), что артист (официальный артист) имел возможность выбирать себе репертуар. Разумеется, ограниченный цензурой.  Увы. Но, даже в рамках этих ограничений, возможности были огромны. Почему? Во-первых, песни создаются разными композиторами в разных жанрах. Магомаев может петь и "Песню трубадура", и "Лучший город Земли", и "Люди мира, на минуту встаньте". Во-вторых, профессиональный певец, опять-таки, исходя из разнообразия жанров, может петь разные по жанру песни в разной манере. А в романсе в манерах исполнения слишком-то не разбежишься. Наконец, есть ещё один совершенно загадочный фактор: тембр голоса. Индивидуальная его "окраска". Почему одни голоса больше "заходят" публике, а другие (точно такого ж диапазона) - нет?.. Богатиков, Дмитрий Гнатюк, Гуляев, Магомаев, Сметанников, Барашков, Хиль, Отс - все баритоны. Но всё-таки большинство (повторюсь: не все, но большинство) "западают" на Магомаева.  
     02:33 01.12.2024 (1)
Моя бабушка обожала Магомаева, а я его терпеть не могла. Всё в нём раздражало: и репертуар, и манера держаться на сцене, расставив ноги на ширину плеч, и лицо, и голос, неприятный, хотя, без сомнения, оперный. Но тут другой феномен: сбежавший (или выпнутый) из оперы певец просто обречён был на эстрадный успех. Слушатели (весьма неискушённые) вдруг понимали, что, оказывается, на сцене можно петь, а не шептать в микрофон и были от этого в шоке. Если мне нужен оперный певец, я буду искать его в опере. И их там есть. Много и хороших. Но романсы в оперном исполнении мне не нужны.
А у Агафонова голос был именно под романсы заточен. Было в нём что-то необыкновенное, чарующее, немного даже цыганско-кабацкое, но самую малость. 
     02:47 01.12.2024 (1)
Я ж говорю: феномен популярности тембра необъясним. "Козлистки" и "лемешистки". "Есть мерзкие голоса, но голоса мерзее, чем у Козловского, нет". (Вен. Ерофеев, "Москва - Петушки"). Когда впервые прочитал это, чуть не упал. Только за одно это влюбился в Ерофеева. И всё это при том, что Иван Семёнович Козловский - как человек - личность благороднейшая, прекраснейшая, но голос, голос... Как это можно слушать вообще?..  Только Лемешев! Которого могу слушать бесконечно.  Но сколько есть (вернее, было) тех, кто в абсолютно противоположном стане. Но это редкий случай, когда деление публики 50 на 50. В большинстве же случаев деление бывает от 90 на 10 до 70 на 30. Примерно.
     02:54 01.12.2024 (1)
Козловский мне тоже не особо. А Лемешев, на мой вкус, слащав. Иногда это бывает уместно (например, Ленский - молодой и наивный человек), иногда - совсем нет. Мне больше героические тенора нравятся, вроде Карузо. Собинов ничего, Печковский...
Кстати, у Печковского тоже была очень несчастливая судьба. :(
     03:08 01.12.2024 (1)
Кстати, у Печковского тоже была очень несчастливая судьба.
Читал об этом тоже, да.
     03:15 01.12.2024 (1)
А какой у него был великолепный Канио. Лемешева в этой роли даже представить смешно  :) 
     03:39 01.12.2024 (1)
Вообще, я о Лемешеве сужу по его последним записям. Его поздние концерты. Там как раз романсы. Но не только. Там и народные песни. Поэтому нет однообразия. И да - Лемешев тенор лирический, а не драматический. Поэтому за партии "геройского" плана он и не брался.
     09:05 01.12.2024
Согласна. Почему бы и нет. "Вдоль по улице метелица метёт" - словно специально для Лемешева написано. 
     02:20 01.12.2024
Комментарий удален автором комментария
     01:07 01.12.2024 (1)
Благодаря Вам, Алиса, я узнал сегодня новое для меня. Спасибо!
     01:14 01.12.2024
Пожалуйста 
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама