Заметка «О банальности в поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 84 +2
Дата:
Заметка «О банальности в поэзии» самая оцениваемая(5) работа за сутки
29.10.2024
Заметка «О банальности в поэзии» самая читаемая(15) работа за сутки
29.10.2024

О банальности в поэзии

Как следует из словарей банальный означает избитый, предсказуемый, обычный или лишенный оригинальности.
Синонимы банальности — штамп, заношенность, затасканность, заурядность, избитость, неоригинальность, обыденность, стандартность, стереотипность, тривиальность, трюизм, шаблонность… И так можно продолжать довольно долго. Но, между тем, есть и такие определения: «Банальность — уставшая истина», «Самая большая банальность ― это длящаяся реальность».
Некоторые критики видят банальность даже в очень известных стихах. Например, В. Бибихин пишет: «Как гений чистой красоты – пошлятина. Передо мной явилась – банальность. Как гений – банальность».
Банальными в поэзии могут быть темы, сюжеты, рифмы, передача мыслей с помощью затасканных фраз.
Темы на 90% -- избиты, но… в то же время -- вечны. Например. темы веры, любви, поиска смысла жизни. С этим ничего поделать невозможно.
Сюжетная банальность — это когда автор не смог выйти за рамки уже существующих идей, не смог сформировать оригинальные и неожиданные повороты сюжетной линии.
Банальные рифмы – это особенно частый случай: кровь-любовь-вновь, даль-печаль-жаль, свечи-плечи-встречи, слезы-грезы-морозы, век-человек, счастье-ненастье, неба-хлеба и т.д. И, конечно, глагольные рифмы. Самыми банальными рифмами стали рифмы к словам, которые наиболее часто употребляются в стихах: любовь, печаль, счастье и т.д. Банальной может стать и оригинальная рифма, если она повторяется много раз.
Штампы – затасканные фразы, метафоры, сравнения, … Например, работа - повседневная,  даль – туманная, даты – памятные, времена – былые, голова – седая, победа – святая, война – священная,  край – родимый, земля – сырая, подвиг – бесценный, бои – смертельные,  лица – суровые, служба – тяжкая, сон – вечный, беда – лютая, стан – девичий,  слезы – горькие,  годы – далекие,  дни – светлые, любовь – страстная. Часто встречаются избитые словосочетания: город на Неве (Петербург), Москва белокаменная, ночь догорала как свеча, пушистый снег, дорога к храму, боль утрат.
Однако, вся наша жизнь – набор штампов: родился, учился, женился, размножился, умер.

Да, банальность – частый гость в поэзии. Но, тем не менее, одной из основных составляющих хорошего результата является уравновешенность банального и оригинального, т.к. абсолют оригинального недостижим, а простой читатель не может принять очень сложную конструкцию стиха. Он хочет видеть знакомые слова. Многие ли могут читать стихи такого выдающегося новатора, как Хлебников. Как написала Карандиевская-Толстая: «Ты усомнился в реальности того, что любовью зовётся, ведь от любой банальности сердце ускоренно бьётся».
Трудно избежать банальности. Ещё труднее написать что-то очень оригинальное. Такое, как эти строки:
«По мостовой моей души, изъезженной, шаги помешанных вьют жестких фраз пяты».
«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
«И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль… И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови! Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится!»
«И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.»
«Сырой овраг сухим дождём росистых ландышей унизан».

На такое способны только большие поэты.
В современной англоязычной поэзии рифма и размер воспринимаются как оковы, от которых большой поэт должен избавиться. К рифме и размеру относятся скорее как к костылям, которые нужны только в детской и песенной поэзии.

Возможно, отказ от рифмы и размера позволил бы избежать банального в стихах.
В отличи от литературы банальности в других отраслях деятельности людей очень полезны. После того, как какой-нибудь доктор нашел новый метод лечения или новый способ операции, этот метод становится общедоступным, его применяют по всему миру. Он становится банальностью в медицине.
Может быть, написанное выше поможет кому-нибудь избежать излишней банальности и удачно соединить банальное и оригинальное.
 
Реклама
Обсуждение
     19:38 28.10.2024 (1)
2
"Возможно, отказ от рифмы и размера позволил бы избежать банального в стихах".
Так стихи за рифму и размер, и любят. Без них получится не стих, а очень плохой рассказ.
     20:20 28.10.2024 (1)
А почему именно «очень плохой рассказ»?

Верлибры не отрицают рифмы — это неопределённый плавающий ритм с рифмами или без — неважно
     06:45 29.10.2024 (2)
У стиха может быть один критерий оценки. Красивый стих или нет.
     18:13 29.10.2024 (1)
На такое способны только большие поэты.


А как же смысл? По вашему, можно написать великую дурость, но красиво и это будет поэзия?
     18:39 29.10.2024 (1)
«По вашему, можно написать великую дурость, но красиво и это будет поэзия?»
 
Конечно! Вот, пожалуйста, примеры:
 
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
***
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
***
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

Еще привести примеры или хватит?


     18:40 29.10.2024 (1)
А разве это дурость?
     18:43 29.10.2024 (1)
А разве нет?
     18:47 29.10.2024 (1)
Нет! 
     18:53 29.10.2024 (1)
Ну, тогда давайте закончим наш разговор!
Извините, если вас обидел!
     18:56 29.10.2024
Не обидели) А, вот, разговор, да, закончим)
     10:50 29.10.2024 (1)
А зачем так стихи оценивать?
Нет ничего более субъективного, чем понятие «красота» :)

В стихах народы самовыражаются, пытаясь что-то высказать или просто выплеснуть накопившийся в реале негатив.

Такие вещи — неприлизанные и Авторы пишут их не для школьных хрестоматий, а для взрослых умных людей.

В интернете в основном красивы пустышки — т.е. этот фактор нужно рассматривать скорее как признак плохих стихов🤷🏻‍♀️
     11:17 29.10.2024 (1)
Ну, тогда специально для вас пример плохих стихов:
***
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
***
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
***
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

     11:24 29.10.2024 (2)
Увы, мну давно уж как-то незаметно выросло из детских стишей🤷🏻‍♀️
Зачем мне плохие стихи ни о чём?—
Вы бы лучше хорошие порекомендовали🤔
     11:37 29.10.2024
Читайте, что хотите!
Давайте на этом закончим нашу беседу.
     11:33 29.10.2024
Вот пришла зима
Скоро будет осень
А за ней весна
С летом на покосе
Милости просим

Есть у нас в гумне
Все сезоны года
Но неясно мне
Как родит природа
Ночь и непогоду
©

Если представить, что это - пародия, тогда эти буковы ещё чтот значат...

Но что делать, если это - типическое стишие из тырнета?🤔
     18:12 29.10.2024
На такое способны только большие поэты.

Всё верно и хорошо сказано, кроме этой фразы

     16:29 28.10.2024 (1)
Меня другое интересует. Люди знают так много слов, как старых, так и новых, а красиво думать до сих пор не все умеют. Вот загадка. Да? 
Читая очередную муть, иногда хочется спросить у автора или авторов:»Зачем вы знаете столько слов? Они ведь всё равно не помогают вам выглядеть умнее!» Оригинально звучит вопрос?  Как думаете? 

Не принимайте на свой счёт мой вопрос! Ваша заметка интересно развёрнута. Можно порассуждать. 
     20:42 28.10.2024 (2)
На мой взгляд, с небольшим запасом слов людей достаточно много. К тому же не просто подобрать нужное слово в данный момент. С рифмами еще хуже  - надо, чтобы они подошли по смыслу. Бывает, что можно найти сто рифмующихся слов и не одного из них подходящего. А к некоторым словам, в основном иностранного происхождения, всего 6 - 7 рифмующихся слов. Знание мнго сов умнее не делает, но человек лексически бедный, даже если он умен, выглядит неважно. 
     08:01 29.10.2024
«Знание мнго сов умнее не делает, но человек лексически бедный, даже если он умен, выглядит неважно. »

Не важно выглядят другие. У которых есть образование, должное воспитание, вообщем всё для того, чтобы выглядеть культурными людьми, благожелательными. Но у них не получается воспользоваться своими навыками. Малейшее недовольство кем-нибудь или чем-нибудь превращает их в самых обыкновенных не культурных и не образованных по отношению к простым людям. Вот это очень не важно выглядит. Очень.
     00:14 29.10.2024
Много да. Но вы согласитесь с тем, что богатый словарный запас не помогает людям любить, прощать, понимать, объяснять терпеливо? Наоборот - сейчас не церемонятся. Так пошлют бывает коротким одним словом, хотя знают много красивых. Почему богатый словарный запас не делает людей лучше? Ведь у них больше возможности, правильно? 

«Бывает, что можно найти сто рифмующихся слов и не одного из них подходящего»

Точно! Бывает так. Тут играет роль отношение автора к своему творчеству. Можно очень простыми словами, но не просто смотреть на мысль. А можно наоборот. Есть такие. Простую мысль в такие слова заворачивают, что теряется интерес искать что-то. Сразу видно - хотели быть модными и казаться умными. Но в итоге стали неинтересными. 
  Если к примеру переводить английскую песню ( я сейчас про другое иностранное хочу сказать) заметьте, насколько у них всё просто. Люблю… Вижу… Нужен/нужна… Прекрасна… Моя жизнь, и тому подобное. Я про красивые песни, конечно. 
Как просто произносить нужные слова, мысли, если человек любит жизнь.
Я, можно сказать, коллекционер красивых мыслей, слова тут ни при чём. Поверьте. 

«Знание мнго сов умнее не делает, но человек лексически бедный, даже если он умен, выглядит неважно.» 

Может быть. Со стороны, знающих больше слов, наверное виднее. Но я ещё раз отмечу, слова в никуда - это ни о чём, да и не зачем. Лучше сказать проще, но так, чтобы душе понравилось. И не важно, как на это потом будут смотреть другие. Если автор придерживается чувства такта, воспитания он не сможет говорить банальные фразы. И ему ничего не помешает выразиться. 
Я, как человек рассудительный никогда не стану судить простых людей за то, что они не так часто говорят, чтобы их речь выглядела отрепетированной, и отлетала от зубов. Так как строение фраз тоже требует необходимого внимания и времени. Определенного знания и практики. Кто за это судит? 
  Я могу долго рассуждать и уйти совсем в другую тему. Поэтому заканчиваю. 
«Спать пора, уснул бычок, лег в кроватку на бочек. «
Банально. Просто, но со вкусом детского счастья. 
  
     21:09 28.10.2024
Висит во мгле ноктюрн тумана,
как фата млечная моргана...

Это банальность аль нет?
     20:19 28.10.2024
Может быть, написанное выше поможет кому-нибудь избежать излишней банальности

Не думаю, что это кому-нибудь поможет, но и не повредит.
Банальность - это способ существования. Для того, чтобы творить, надо и жить небанально.
А такие, небанальные, люди и вызывают неприязнь в обществе. Подвергаются гонениям...
Настоящее искусство недоступно для подавляющего большинства людей. Оно так и будет валяться под ногами, пока кто-то не нагнется, не поднимет и не найдёт на него богатого покупателя.
     20:16 28.10.2024
Литература - в основном банальна, как и сама жизнь, и это - нормально.
И гениальности и трэшатинка — болезненные отклонения.
Они вымучены неустроенными жизнями Авторов, и вызывают у Читателей отрицание или как минимум чувство неловкости, потому что порождают т.н. «мысли», которые мешают спокойно поедать корм
     19:10 28.10.2024 (1)
В современной англоязычной поэзии рифма и размер воспринимаются как оковы, от которых большой поэт должен избавиться. К рифме и размеру относятся скорее как к костылям, которые нужны только в детской и песенной поэзии.

И это есть верный признак национального умственного оскудения!
     19:53 28.10.2024
Чтобы писать верлибры, нужен поэтический слог , а не просто кусок прозы.
И с чего это разговор то такой, словно только вчера поэтами стали?))
     16:26 28.10.2024
Особенно это в журналистике чувствуется...Попробуй-ка каждый год освещать одни и те же события и писать разное, придумывать оригинальные заголовки к заурядным и скучным событиям, смотреть на плоскую тему с разных ракурсов. Потом просто выгорает человек. Надоедает изобретать велосипед.
Книга автора
История обретения любви. Трилогия 
 Автор: Ашер Нонин
Реклама