ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРОЗА АЛЕКСЕЯ КАЗАНЦЕВА
Недавно вышла в свет новая книга Алексея Казанцева. Ну как книга: карманный формат, твёрдый переплёт, живописный акварельный рисунок на обложке, поэтическое название «Элиза». В книгу вошли две новеллы и небольшая повесть «Элиза». Если говорить о жанре, то все правила жанра новеллы и повести соблюдены. Это проза о женщинах, о любви, о чувствах. Это проза для женщин. Такой жанр произведений существует уже много лет, и Алексей Казанцев вписал в него свою новую, яркую страницу.
Алексей Казанцев известен нам как автор множества стихотворений и поэм. И вот представил читателю свою прозу. После прочтения книги хочу сказать, что прозу эту я назвала бы поэтической. Все описания внешности героев, все метафоры и олицетворения, все сравнения и картины природы вдохновение автора заимствовало из поэзии. Хорошо это или не совсем уместно, - судить читателю. Но если взять во внимание, что книга написана в жанре женской прозы, мне видится уместным такое поэтическое наполнение произведений.
Первая новелла «Клубок» описывает историю из жизни одной семьи. Сюжет не новый, можно сказать, традиционный. Любовный треугольник, в котором нет победителей. Концовку автор оставляет открытой, давая читателю поразмыслить над перипетиями нашей жизни. В этом произведении вы не найдёте особых поэтических изысков, так как здесь рассказывается о событиях, которые могут произойти в нашей реальной жизни. Поэтому все описания героев, обстановки и даже чувств героини, - всё это написано общеупотребительной лексикой, поэзия здесь не присутствует:
«Красавец – мужчина: высокий, спортивный, лет тридцати, с глубоко посаженными миндалевидными, тёмными, как ночь, глазами, всем видом выражал уверенность» (хотя здесь есть сравнение, довольно непрозаическое).
«Бесконечно длинный больничный коридор выглядел полиняло – серым от неприятного казённого света».
«Они танцевали в темноте, прямо на веранде, в свете изредка проезжающих мимо машин, и казалось, что эта музыка звучит только для них».
Зато очень явно видно, какие бушуют чувства в душе героини, как ей непросто найти выход из создавшейся ситуации. Мы следим за её переживаниями, представляя такую ситуацию в жизни. Как бы мы поступили? Что бы я чувствовала? Какой бы сделала выбор? Вопросы, которые ставит автор перед читателем и ответы, которые читатель находит для себя. Такой мне видится эта новелла: каждый из нас всегда стоит перед выбором, и порой сделать его бывает сложно.
Жанр новеллы выдержан точно: отсутствие чёткой авторской позиции, остросюжетность, неожиданный финал, присутствие более трёх действующих лиц. Обычно автор не раскрывает внутренний мир героев и их мотивы. Сам жанр новеллы процветал в период романтизма в литературе. И действительно, где же процветать романтизму, как не в женской прозе!?
Во второй новелле «Музыка счастья. Пять эпизодов» поэтические литературные приёмы встречаются чаще:
«Весенний, ещё робкий лучик солнца заглянул через щёлку неплотно задёрнутых лиловых штор и просочился на подушку».
«…протянул он ей букет, и крупные белые цветы отразились в её смеющихся глазах…»
«Волшебная мелодия подхватила красивую пару, которая открывала пышный свадебный вечер».
«Малыш плакал, свернувшись клубочком, корчил мордочки и во все туманно – синие глаза смотрел на маму».
Вся жизнь одной героини в пяти эпизодах, словно вспышки яркого салюта, всплывающие в памяти. Вся её жизнь наполнена переживаниями: светлыми, счастливыми, сияющими и романтическими. Романтикой дышит всё повествование, поэтому автор и находит поэтические описания для этой новеллы.
Повесть «Элиза» также следует своему жанру. Только это небольшая повесть, по количеству страниц она ближе к рассказу. Но судя по жанровому своеобразию, её нужно назвать повестью. Этот жанр тяготеет к хроникальному сюжету, передающему естественное течение жизни. Так и есть: Алексей Казанцев повествует о естественном развитии событий, произошедших в Англии позапрошлого века. Конечно, «Элиза» - повесть о любви, любви большой и настоящей, преодолевшей долгие годы разлук и ненастий. Главные герои остаются несломленными обстоятельствами и лишениями. В конце же произведения автор красиво запечатлел символ прекрасной и трепетной любви:
«А утром, покидая город, я силился разглядеть в толпе провожающих образ вечной любви – девушку в голубом платье и соломенной шляпке, из-под которой кокетливо выглядывает прядка волос красновато-медного оттенка».
Само описание облика главной героини наполнено поэтическими сравнениями с «элегантной, хрупкой статуэткой», «удивительно белой кожей», «сияющими глазами цвета переспелой вишни», «тонкое запястье, небольшие изящные пальчики, словно вырезанные из слоновой кости, и нежная атласная кожа с лёгким ароматом лаванды и жасмина…» Такие сравнения достойны любовной лирики. И автор не скупится на самые нежные слова в описании Элизы, и становится понятным, почему наш герой не мог не влюбиться в неё.
Силу любовной привязанности героя автор передаёт через признания в собственных чувствах рассказчика. Он пережил душевные и телесные терзания, томимый ожиданием ответа от возлюбленной:
«Какими бесконечными теперь казались дни!» «стрелка на часах в моём рабочем кабинете приморожена к циферблату: настолько велико было её холодное равнодушие» «…стекло, как тонкий осенний лёд…» «Какими ужасными стали ночи! …они приносили сомнения, сводя меня с ума предчувствиями, домыслами и переживаниями…»
Очень поэтично, точно, передавая даже запахи, описан осенний парк в день свидания героев. У читателя сразу возникнет ощущение присутствия на этой парковой аллее. Вся история расцвета их любви переплетается с золотыми красками осени и образом прекрасной Элизы.
Хочется отметить, что даже описания горестных и тяжёлых событий в судьбе влюблённых автор наполняет нежными красками тихой грусти, словно говоря читателю: «Не всё ещё потеряно, не всё так плохо!» И ему хочется верить. Окончание повести также играет светлыми красками, где светит ласковое солнце, пляшут солнечные зайчики, раздаются весёлые голоса и смех. У этой истории есть продолжение, а значит, всё было не зря. И любовь вечная.
В заключении мне хочется отметить, что небольшой сборник «Элиза» является пробой пера автора как прозаика, автора малой прозы. Прозы, наполненной поэзией. Так как и в прозе Алексей Казанцев всё же остаётся поэтом.