Хорошее стихотворение должно производить впечатление. Собственно, в этом и весь секрет, отличающий подлинную поэзию от графомании. Стих должен воздействовать на читателя. Если он нас не трогает, то автор зря трудился.
Инструментарий у поэта довольно ограничен – это слова. У слов есть содержание (смысл, семантика) и звуковая форма. Звуковая форма образует тело стиха. Ритмический рисунок, рифмы, наконец, просто звучание – всё это тоже работает на создание впечатления.
Как чарующе звучит, например, поэзия Эдгара По.
Небеса были пепельно-пенны,
Листья были осенние стылы,
Листья были усталые стылы,
И октябрь в этот год отреченный
Наступил бесконечно унылый.
Было смутно; темны и смятенны
Стали чащи, озера, могилы. –
Путь в Уировой чаще священной
Вел к Оберовым духам могилы.
(«Улялюм», перевод Виктора Топорова).
Или в его же «Вороне» – Михаил Зенкевич, переводя этот стих, оставил карканье ворона английским словом: «Каркнул Ворон Nevermore». Если подставить наше русское «никогда», как делали другие, пропадала звукопись хриплого карка зловещей птицы, терялось созданное автором впечатление.
Но всё же основную роль в создании впечатления выполняет семантика. Поэт подбирает слова так, чтобы они рождали образы, задевающее внимание читателя, впечатывались в наше сознание.
Как говорят психологи, изучающие восприятие человека, наибольшее внимание мы уделяем началу и концу текста. Начало и конец обрамляют мысль, это как две точки опоры, на которых держится весь мост. В стихотворении начало выступает триггером-раздражителем. Оно должно зацепить нас, показать, что мы переходим из нашей прозаичной повседневности в мир поэзии, где работает не логика повествования, а логика образов. А концовка удачного стиха часто несёт на себе семантическое ударение. Это такая жирная точка, которая ставится не просто потому, что автора закончились слова или рифмы – она должна выстроить весь стих, придать ему структурную цельность, подсветить нужные смыслы.
Семантическое ударение может быть выражено в виде особого яркого, неожиданного образа. Подобный образ становится ключом всего стиха. Шекспир заканчивал свои сонеты двустишием, получившим название сонетного ключа или сонетного замка, где ключом было последнее слово. По ходу истории авторы придерживаться твёрдых форм почти перестали, однако ключ в определённом смысле сохранился и многие им пользуются до наших дней.
Вот три примера, где присутствует семантический ключ. Неожиданное столкновение смыслов в конце делают каждый стих ярким и интересным.
Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Всё, что касается правил выглядит также. Сначала кто-то позволил себе озвучить ритм в строках так, как он услышал и почувствовал, а потом кто-то решил сделать из этого правила. Правильно? Как появляются подобные правила в написании стихотворений? Что вы думаете?