Заметка «Семантический ключ – секрет удачного стихотворения»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10 +2
Читатели: 48 +8
Дата:

Семантический ключ – секрет удачного стихотворения

Хорошее стихотворение должно производить впечатление. Собственно, в этом и весь секрет, отличающий подлинную поэзию от графомании. Стих должен воздействовать на читателя. Если он нас не трогает, то автор зря трудился.

Инструментарий у поэта довольно ограничен – это слова. У слов есть содержание (смысл, семантика) и звуковая форма. Звуковая форма образует тело стиха. Ритмический рисунок, рифмы, наконец, просто звучание – всё это тоже работает на создание впечатления.
Как чарующе звучит, например, поэзия Эдгара По.

Небеса были пепельно-пенны,
Листья были осенние стылы,
Листья были усталые стылы,
И октябрь в этот год отреченный
Наступил бесконечно унылый.
Было смутно; темны и смятенны
Стали чащи, озера, могилы. –
Путь в Уировой чаще священной
Вел к Оберовым духам могилы.

(«Улялюм», перевод Виктора Топорова).

Или в его же «Вороне» – Михаил Зенкевич, переводя этот стих, оставил карканье ворона английским словом: «Каркнул Ворон Nevermore». Если подставить наше русское «никогда», как делали другие, пропадала звукопись хриплого карка зловещей птицы, терялось созданное автором впечатление.

Но всё же основную роль в создании впечатления выполняет семантика. Поэт подбирает слова так, чтобы они рождали образы, задевающее внимание читателя, впечатывались в наше сознание.

Как говорят психологи, изучающие восприятие человека, наибольшее внимание мы уделяем началу и концу текста. Начало и конец обрамляют мысль, это как две точки опоры, на которых держится весь мост. В стихотворении начало выступает триггером-раздражителем. Оно должно зацепить нас, показать, что мы переходим из нашей прозаичной повседневности в мир поэзии, где работает не логика повествования, а логика образов. А концовка удачного стиха часто несёт на себе семантическое ударение. Это такая жирная точка, которая ставится не просто потому, что автора закончились слова или рифмы – она должна выстроить весь стих, придать ему структурную цельность, подсветить нужные смыслы.

Семантическое ударение может быть выражено в виде особого яркого, неожиданного образа. Подобный образ становится ключом всего стиха. Шекспир заканчивал свои сонеты двустишием, получившим название сонетного ключа или сонетного замка, где ключом было последнее слово. По ходу истории авторы придерживаться твёрдых форм почти перестали, однако ключ в определённом смысле сохранился и многие им пользуются до наших дней.

Вот три примера, где присутствует семантический ключ. Неожиданное столкновение смыслов в конце делают каждый стих ярким и интересным.



Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya
Реклама
Обсуждение
     10:16
Изумительные примеры. Толковая статья. А вот на практике искусство выстраивания семантического ряда дано не каждому, хоть убейся) 
     09:59 15.10.2024 (1)
1
Мне всегда было интересно откуда берутся такие правила? К примеру, если взять за основу само содержание смысл выглядит иначе - сначала появилось небо, солнце, звёзды, снег, дождь и так далее, а потом об этом начали писать. Правильно? 
  Всё, что касается правил выглядит также. Сначала кто-то позволил себе озвучить ритм в строках так, как он услышал и почувствовал, а потом кто-то решил сделать из этого правила. Правильно? Как появляются подобные правила в написании стихотворений? Что вы думаете?
     21:45 15.10.2024
Пишут ведь не о небе, солнце, звездах и т.д. Пишут (если мы говорим о поэзии) об отношении к сущему, о эмоциях и переживаниях, которые возникают при пересечении с миром. Более того, поэт не просто пересказывает эмоции, он создаёт произведение, подразумевающее такие эмоции. Конкретное переживание и то, что есть в стихотворении, вовсе не тождественны. (У Фернандо Песоа есть об этом хорошее стиховторение: https://fabulae.ru/note.php?id=72556). Поэт всегда создаёт особый мир, это как в математике - новые аксиомы, и возникает особое математическое пространство. Так и каждое стихотворение - это новые аксиомы. У Оскара Уальда есть интересное эссе "Критик как художник". Я не со всем в неем согласен, но некоторые моменты заслуживают внимания. Вот, например:  "Действуя, человек уподобляется марионетке. Описывая, он становится поэтом. В этом вся тайна. На песчаных равнинах под Илионом было не бог весть как трудно пускать заостренные стрелы, натянув узорчатый лук, и ударять длинным, каленным на огне копьем в огнеподобную медь и щит из сырой кожи. Царице-изменнице было не так уж сложно расстелить для своего супруга финикийские ковры и потом, когда он дремал в мраморной ванне, набросить ему на голову пурпурную сеть, позвав ничем не примечательного своего любовника, чтобы сквозь ячейки он пронзил ножом сердце, которое лучше бы разорвалось еще в Авлиде. Самой Антигоне, пусть женихом ожидала ее Смерть, было легко взобраться в полдень на холм, где царило зловоние, и доброй землей засыпать нагое тело несчастного, которого лишили даже могилы. Но что сказать о тех, кто все это описал? О тех, кто всем этим людям дал живой облик и вечную жизнь? Разве мы не назовем их более великими, чем те, кого они воспели?". А вот про рифму:  "Рифма, это причудливое эхо, разносящееся по склонам холма муз, когда поэт говорит и слышит в ответ свой же голос; рифма, у настоящего художника делающаяся более чем просто вещественным добавлением к метрической красоте стиха, становящаяся духовным элементом мысли и страсти, так что с нею возникнет, быть может, новое настроение, или забьет новый источник идей, или — благодаря самой ее очаровательности и схваченному в ней звуковому созвучию — откроется златая дверь, в которую тщетно стучалось Воображение; эта рифма, способная превратить наш простой язык в речь богов, эта единственная струна, которую мы добавили греческой лире..." Вдруг Вам будет всё интересно, почитайте:  https://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/kritik-kak-khudozhnik.html
     12:50 15.10.2024
пепельно-пенные были небеса
из них на землю падала дождя слеза
листья стыли на осенних плечах
был слышен осени резкий запах

бесконечно унылым октябрь пришел
наступил отреченно на дождя шелк
смутно было на могилы дождя смотреть
хотелось Уировой чаще песню спеть

обратить взор к духам Оберовых сил
чтобы этот дождь прекратил
чтобы чащи, могилы и озера гладь
смогли солнце поцеловать

Книга автора
Великий Аттрактор 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама