Заметка «Нужен ли профессиональный стандарт писателей?»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 349 +1
Дата:
Заметка «Нужен ли профессиональный стандарт писателей?» самая читаемая(16) работа за сутки
09.10.2024
Заметка «Нужен ли профессиональный стандарт писателей?» самая комментируемая(24) работа за сутки
09.10.2024

Другие значения: 
08.10.2024 (значение 21)
2
Предисловие:
17 сентября 2024 года Министерство труда и социальной защиты России начали обсуждение проекта профессионального стандарта для писателей.

Нужен ли профессиональный стандарт писателей?

Стандарт предполагает деление писателей на несколько категорий в зависимости от жанра их работы. К основным категориям будут относиться прозаики, поэты, драматурги и представители других направлений литературного творчества. В документе также описаны необходимые для писателей профессиональные навыки и умения, а также трудовые действия, которые они должны выполнять.
Документ регламентирует профессиональные навыки писателя: умение находить интересные темы, работать в разных жанрах, использовать лексическое и стилистическое богатство русского языка. Кроме того, в проекте сказано, что писатель должен знать средства языковой выразительности, основные этапы эволюции литературных стилей, историю и фольклор России и мира. В разделе «Обобщенная трудовая функция» говорится, что писателю нужно иметь высшее образование.
В пояснительной записке говорится, что документ необходим, в частности, для нормативного регулирования отношений между автором и издателем и определения новых мер поддержки писателей наравне с другими профессиями. По мнению авторов проекта, утверждение стандарта — закономерное следствие того, что литература «становится делом государственной важности, поскольку оказывает прямое влияние на решение важнейших проблем в жизни страны, на духовно-нравственное, культурное воспитание людей». Минтруд уже приступил к обсуждению проекта.
Мне очень интересно, а что даст писателям данный законопроект? И согласны ли пишущие с эти проектом?
Я, лично, в шоке от такого регламента. Кому он нужен?
Хотелось бы узнать мнение тех, кто пишет, а не тех, кто запрещает или разрешает, или принимает законы.
Реклама
Обсуждение
21:06 04.02.2025(1)
Валерий Свидерский
Мне очень интересно, а что даст писателям данный законопроект? 

Из этого вопроса следует, что вы пользы от подобных проектов не видите,стало быть и никакого улучшения правового положения писателей вам не надо.
Никаких несовершеств в их  статусе нет.Пишет-значит писатель.Такая точка зрения тоже возможна.Спорить с ней не приходится.Лучше ничего не делать,чем делать ничего. имхо
23:12 04.02.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Правовое положение хорошо в правовом государстве.
Просто я хорошо представляю, как будет работать этот стандарт. Выберут прилепиных и иже с ними - им все стандарты и будут. Остальным ничего не обломится, особенно, если нет высшего образования, да цензуру вдруг не прошли.
Возможно, это было бы хорошо, но только не у нас в стране.
23:46 04.02.2025
1
Валерий Свидерский
Ваш пессимизм понятен.И к сожалению, основания для него есть.
Гость15:34 23.10.2024(1)
Комментарий удален
15:37 23.10.2024
Моряна (Галина Димитрова)
А в этом новом отделе министерства нужны прикормленные писатели - без них труднее создать культ личности.
Гость19:51 09.10.2024(1)
Вопрос, конечно, интересный... Представим себе, что данные требования, как бы их назвать...  подтверждения квалификации, что ли, нужно рассмотреть на примере литераторов-классиков. Кто из известнейших и почитаемых прошёл бы через сито такого чиновного отбора? И вообще, поэт-писатель-драматург - это дар и никакой диплом не способен заменить отсутствие такого дара. Образование может помочь шлифовке таланта, но никакая шлифовка не сделает из бездарности Шекспира или Джека Лондона.
Второе: писательство как профессия. Если кто-то способен зарабатывать на жизнь творчеством - он может считаться писателем (неважно, ремесленником или одухотворённым мастером - в любой профессии есть градации от ученика до умельца и далее - до признанного искусника).
Никому не запрещено (пока?) писать стихи или прозу, поэтому не совсем понятно, как этот министерский "профессиональный стандарт" должен работать? К примеру, в сетературе появится некое произведение калибра "Облака в штанах" или "Белого клыка" - и что, министерский стандарт запретит издательствам его печатать, так как у автора нет диплома? Или обяжет автора закончить литинститут, чтобы увидеть своё творение напечатанным?
11:36 10.10.2024
Моряна (Галина Димитрова)
У меня тоже возникают те же вопросы.
23:30 07.10.2024(1)
Андрей Пермяков
Не совсем понял...
Это вроде того, чтобы запереть творчество рамками?
Получается, если у меня нет образования, нет соответствующих дипломов/документов, то я никто и звать меня никак?
10:47 08.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Мне тоже непонятно, с какой целью хотят принять этот стандарт. Кто и как будет решать. Мне увиделась такая картина: принёс автор рукопись в издательство, а там говорят - сначала принеси подтверждение, что ты соответствуешь стандарту. И пойдёт писатель справки собирать. Спасибо за отклик, Андрей!
Гость19:53 09.10.2024(1)
На проклятом бездуховном Западе писателями считаются те люди, которые живут за счёт профессии. Если никому не нужны твои писания - иди работать клерком, менеджером, шахтёром, копом - не морочь голову себе и людям. Какие другие "стандарты" можно придумать? И для кого? Эта кампания смахивает на попытку организовать очередную кормушку. Скажем, в бюджет будет заложена энная сумма "на мероприятия по поддержке современной российской литературы", ведь в тексте проекта ясно записано: "создать базу для социальной защиты и поддержки писателей". Социальная защита нужна для тех, кто в ней нуждается - пенсионерам, инвалидам, неимущим детям и т.д. Какая "социальная защита" может быть для функционально работоспособных индивидуумов, пожелавших объявить себя "писателями"? Ежу понятно, что деятелями, которые властями будут назначены ответственными за задуманный проект, будут из массы графоманов избираться те, кто им приглянулся - брат, сват, "активист", однопартиец, единомышленник. "Писателей по блату" будут кормить налогоплательщики, независимо от своего желания. Что никак не сочетается с термином "социальная защита".
11:35 10.10.2024
Моряна (Галина Димитрова)
Согласна. Вместо того, чтобы решать насущные проблемы, которых в стране выше крыши, изобретаются стандарты...
07:49 08.10.2024(2)
Алёна Шаламина
Министерство труда и социальной защиты РФ инициировало обсуждение проекта профессионального стандарта для писателей. Об этом сообщают «Ведомости». Проект документа размещен на портале правовых актов.
Ответственным разработчиком проекта профессионального стандарта «Писатель» стала Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР). 

«Нужно создать базу для социальной защиты и поддержки писателей, — прокомментировал «Парламентской газете» положения профстандарта «Писатель» председатель АСПИР Сергей Шаргунов. — Ни одной ограничительной функции у профстандарта нет. Например, нет требования высшего образования, как иные неверно поняли, есть указание форм, в которых профессиональное высшее образование может быть получено — специалитет и дополнительное образование. Но можно и без него. Писатели-нобелиаты — Бунин, Бродский, Шолохов — диплома о высшем образовании не имели. Ни один писатель из ныне работающих не может быть как-то ущемлен на основании этого профстандарта».


Это отсюда https://godliteratury.ru/articles/2024/09/18/mintrud-nachal-obsuzhdenie-proekta-professionalnogo-standarta-dlia-pisatelej

Дана также ссылка на проект https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150846
но я не могу зайти на этот сайт.

Похоже, что собираются сделать что-то похожее на то, что было в Советском Союзе, где профессиональные писатели жили на уровне профессоров, если не лучше, и пользовались многими привилегиями.
16:31 09.10.2024(1)
Pan Kowalski
Меня на этот проект тоже не пустило. Видимо, он для служебного пользования. Надеюсь, что не ganz geheim.
16:49 09.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Я спокойно захожу. Стандарт, как водится, в табличной форме. Коды присвоили писателям-поэтам.




















Наименование
документа
Код Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
ОКЗ 2641 Прозаики, поэты и другие литераторы
ОКСО 8.52.05.04 Литературное творчество
8.52.09.07 Драматургия
8.52.09.08 Искусство словесности (по видам)





Возможные наименования
должностей, профессий
Писатель





Требования к образованию и обучению Высшее образование – специалитет или
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программе ассистентуры-стажировки


Так скопировалось с пробелами.

17:11 09.10.2024(1)
Pan Kowalski
Лиха беда начало. Помните из "Забытой мелодии для флейты":
Их нужно организовать и возглавить. Иначе мы с ними не справимся.
17:17 09.10.2024
Моряна (Галина Димитрова)
Это точно!
10:51 08.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
То есть кто-то наверху, будет решать писатель автор или нет. Если вернуть старый стандарт, то тут без идеологии не обойтись, а это уже ограничители творчества. Спасибо за отклик, Алёнка!
16:48 09.10.2024(1)
-1
 Да ничего не изменится для любителей. 
 Как писали, так и будут писать кто во что горазд.
 Как могли печататься за свой счет, так и будут.
 А то, что кто-то сядет на бюджет и станет жить красиво, так эти люди и сейчас недалеко от власти.

 То, что обсуждает Дума, -  не для участников сайтов, типа Фабула. )
 
17:07 09.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Меня волнует практика: как библиотеки будут комплектоваться - только теми авторами, кто подходит под стандарт? Как я должна буду принимать документы на ежегодный региональный конкурс? По каким параметрам редколлегия будет отбирать авторов в журналы и т.д.
17:12 09.10.2024(1)
-1
 Скорее всего ничего не изменится, кроме  того, что будете в обязательном порядке принимать шедевры настоящих писателей! )
17:23 09.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Да, полезут те, кто пишет плохо, но патриотично. Они, конечно, и сейчас лезут, но пока отбиваемся.
17:28 09.10.2024
-1
  Да  и пусть лезут! Главное не переживайте, в библиотеке всегда есть полки, которые читатель сроду не видит! Вот туда и сложите шедевры.
 Задача всех сейчас: пережить трудные времена. Сохранить здоровье,  насколько это возможно.
 Прочла, что в России есть чья-то идея продлить жизнь до 700 лет.  
 Нет, я не ошиблась с нулями. 
 Это хорошо. Задача поставлена, бюджет выделен, все при деле.
17:05 09.10.2024(1)
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Согласна, Галя, с тобой, что писателям придётся справки собирать Ну от нашей "верхушки" ничего вразумительного ждать нечего Как всегда, сначала ЗАКОН, потом думать, чего и как узаконили
17:21 09.10.2024
Моряна (Галина Димитрова)
Надежда на то, что эта тягомотина с принятием продлится ещё долго. А там, может, что и изменится... Спасибо за отклик!
14:31 09.10.2024(1)
1
Алексей Осидак

Что я могу сказать? 
Следующим шагом будет "Выставка дегенеративного писательства"

По этой магистрали одна дорога - в ад. 
14:40 09.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Вот интересно, есть ли ещё страны, где творчество хотят подвести под стандарт? Спасибо за отклик!
14:45 09.10.2024
Алексей Осидак
00:36 09.10.2024(1)
1
Pan Kowalski
Зачем строить предположения? Если такой стандарт разрабатывается на уровне министерства (на государственном уровне), какие могут быть вопросы, кому это нужно? А как он будет действовать?
«Литература становится делом государственной важности, поскольку оказывает прямое влияние на решение важнейших проблем в жизни страны, на духовно-нравственное, культурное воспитание людей».

Этим всё сказано. Вспомните историю творческих союзов сталинских и брежневских времён. Не думаю, что всё будет развиваться по Булгакову или Войновичу. Всё-таки прогресс не стоит на месте.
10:51 09.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Думаете, опять шапки разной пушистости будут раздавать? Только теперь в виде ноутов, наверное. И политическая позиция опять будет выше таланта. Спасибо за отклик!
11:41 09.10.2024(1)
1
Pan Kowalski
Когда-то слышал фразу: Если какое-то событие имело место в Истории, нет никаких гарантий, что оно не повторится. Это не обязательно, но вероятность не нулевая. Если появятся писатели на окладе, ясно, что кормить их будет госзаказ. А бороться с инакомыслием сегодня можно без чёрных воронков и концлагерей. И цензуру необязательно делать официальной.
11:57 09.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Цензура уже цветёт махровым цветом.
13:34 09.10.2024
Pan Kowalski
Даже на нашем сайте, похоже, уже есть "патриоты" на окладе, и "диссиденты" на окладе. Только получают в разных кассах.
20:37 08.10.2024(1)
1
Алёна Шаламина
Галя, прочитала ещё раз твою заметку. И ответ на вопрос, нужен ли профессиональный стандарт писателей, отвечаю уверенно: Да, нужен. Вопрос только следует: Кому нужен профессиональный стандарт писателей и для чего?
21:02 08.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Так кому и для чего? Никак не увижу целесообразности данного стандарта.
08:01 09.10.2024(1)
1
Алёна Шаламина
"значит - это кому-нибудь нужно", как сказал поэт.
10:44 09.10.2024
Моряна (Галина Димитрова)
Всё повторяется...
23:06 07.10.2024(1)
2
Елена Саульченко
Не люблю я публично говорить о Боге, но здесь как раз тот случай, что невольно вспомнилась известная фраза: «Когда Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

А обладают ли ещё хоть немного разумом люди, которые намерены подвести ТВОРЧЕСТВО под законодательную базу и отсортировать писателей по угодным им критериям?
10:41 08.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Вот мне тоже непонятно, кто будет сортировать и с какой целью? Не будет ли этот стандарт жёсткой цензурой? Спасибо за отклик, Леночка!
13:14 08.10.2024(1)
1
Елена Саульченко
Невольно думается, что единственная цель – избавиться от неугодных, но никак это не связано с поддержкой поистине талантливых писателей и предоставлением именно им зелёной дороги. Может, я ошибаюсь и всё как раз наоборот? Но вряд ли.
14:06 08.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Я считаю, что главным стандартом для писателя должен быть талант.
20:57 08.10.2024(1)
1
Елена Саульченко
Наверное, даже единственным.
21:00 08.10.2024(1)
Моряна (Галина Димитрова)
21:03 08.10.2024
Елена Саульченко
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама