Заметка «О появлении в словах: жиз(ы)нь, сентяб(ы)рь, декаб(ы)рь, смыс(ы)л и др гласного звука»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 272 +1
Дата:

О появлении в словах: жиз(ы)нь, сентяб(ы)рь, декаб(ы)рь, смыс(ы)л и др гласного звука

За последние несколько дней мне пришлось два раза столкнуться
с таким явлением, как появлением в стихах дополнительного гласного 
звука между двумя согласными в словах жиз(ы)нь,
сентяб(ы)рский. Такой звук нередко можно слышать и в других
словах: смыс(ы)л, воп(ы)ль, крем(ы)ль и др.
Поиск в интернете причины и обоснования этого явления не дал
нужных результатов. Кто-то в "твиттере" кажется задал подобный
вопрос филологам, но вразумительного ответа не дождался.
Может, здесь, на литературном сайте, кто-нибудь прояснит
ситуацию?
В частности: можно ли при определении размера стиха
считать этот гласный звук как слог или это ошибка, ведущая
к перебою в строке?

Пример такого случая в известной песне:
И уносят меня, и уносят меня
В звенящую снежную даль
Три белых коня эх три белых коня
Декаб(ы)рь, Январь и Февраль


В этом явлении я вижу одну закономерность, которая просматривается
во всех известных мне примерах: этот гласный звук появляется перед
сонорной согласной и почти всегда за ней стоит мягкий знак.
Но как это привязать к объяснению причины я не знаю.

Реклама
Обсуждение
21:37 21.02.2025(1)
Схожая особенность и у песни "jingle bells". Вроде два слога (джингл бэллс), но в песне три "удара". В одном из переводов видел трёхсложный вариант "бубенцы".
21:45 21.02.2025(1)
Эль Эф
Если читать строго на латинице, то тоже три слога джнгле беллс. )
21:48 21.02.2025
В английском и французском языках довольно часто проявляется "беглая" е. Декабрь - тоже наследие латинского е. December.
09:04 04.12.2024(1)
Светлана М.
Да об этом полуслоге тома литературоведческих статей написано. 
Звучит и так и эдак - смотря какая рифма. 
Сто лет как изучено все и точка поставлена 
Рифмуется с безударным или ударным. 

Корабль - рифмуется - краб, раб, например, а может запросто рифмоваться со словом крабы, например, и даже - рады, радость, если звуковой контекст правильно подобран. 
Оркестр - со словом черкес, ирокез, тесть, а можно тесто зарифмовать, место, невеста и так далее. 
А можно - сиеста, лести, Не лезьте, зюйд-веста, и так далее. 
Тут поэтический слух и Бог в помощь. 
17:24 04.12.2024(1)
Эль Эф
Да об этом полуслоге тома литературоведческих статей написано.

Ссылку скиньте, где было бы обоснование и вывод.
09:27 05.12.2024(2)
Светлана М.
Какой тут вывод должен быть? Это данность. А что тут  не понятного с этим полуслогом? Искать не буду специально, но если попадется - сброшу. 
Если звучит - ошибки нет. Если не звучит - значит слух подвел. Поэзию нет смысла регламентировать. Она постоянно развивается, и на каждое теоретическое правило есть опровержение. Практическое. 
19:23 05.12.2024(1)
Эль Эф
Если звучит - ошибки нет. Если не звучит - значит слух подвел

Это о чем?
"ы", в зависимиости от метрики, может звучать, а может и не звучать.
Корабль стоял на рейде,
спустив все паруса.

Мой кораб(ы)ль  в океане
гонит ветер удалой
02:14 06.12.2024(1)
1
Светлана М.
Мой корабыль в океане
Гонит ветер удалой

Мой корабль в океане, 
Как скорлупку уносит. 

Все зависит от  задачи у автора, от контекста, на слух же ловится легко сбой. 
17:11 06.12.2024(1)
Эль Эф
Да не от автора это зависит, а от метрики и сочетания согласных,
между которыми может возникать дополнительный гласный звук.
Такое возможно только перед сонорными согласными м, н, л, р.
И обычно в конце слова. Вот о чем речь.
21:07 06.12.2024(1)
Светлана М.
В конце строки. А вообще то слух впереди правил. И воля автора, как произносить, как артикулировать. От рифмы, которую он изберет. В поэзии вообще от поэтического слуха зависит почти все. И от контекста, в которое помещено слово. В том числе и ритмика, и метрика - диктуется автором. 
21:29 06.12.2024(1)
Эль Эф
Я Вам о причине такого явления, а Вы продолжаете о своем, о девичьем. )
21:46 06.12.2024(2)
Светлана М.
Я о поэзии и создателе поэтического текста. А вы о причинном ) мы говорим на разных языках. Причина в языке, в артикулировании. 
Гость06:49 09.12.2024
Светлана, вы - молодчина. Интеллектуально превосходите.
22:09 06.12.2024
Эль Эф
С созидателями текста мне и так все ясно.
А вот о причинах появления дополнительного гласного
и связи этого явления с сонорностью согласных,
хотелось узнать подробнее.
В этом и была соль заметки, а не о том, кто что и как слышит.)
09:28 05.12.2024
Светлана М.
Я читала об этом в бумажных изданиях. Хотя сейчас оцифровано многое. Вспомню - скажу. 
Гость08:50 04.12.2024(2)
Ни один человек не сможет произнести "декабрь" без "бырь". Просто попробуйте произнести вслух букву "б" - произнесёте сто процентов или "бэ" или "бы". То же самое с любой другой согласной всегда находится гласная, как ни старайся, одну согласную букву отдельно не произнесёшь. Смиритесь, это особенности языка.
Долина поёт "декабырь и январь и февраль" и "декабырь, январь и февраль" - когда как.
17:21 04.12.2024(1)
Эль Эф
То же самое с любой другой согласной всегда находится гласная,

Ерунду не городите
Пруд, грех - как гласные после "п", "г"?
Гость16:24 06.12.2024(1)
Между "п" и "р" при произношении слышно "у".
Запишите произнесите на магнитофон и послушайте внимательно.
16:52 06.12.2024(1)
Эль Эф
П(у)руд
у вас финаминальный слух.
А между "г "и "р"?
Гость14:32 07.12.2024(1)
Зависит от гласной после согласной.
Если вы не слышите что-то - сие не значит, что этого никто больше не слышит. 

Грудь - произнеси это, и и услышишь гурудь.

бред - при произношение выходит быред.

У мене хароший слух, ни финаминальный.
14:57 07.12.2024(1)
Елена Белая
Грудь - произнеси это, и и услышишь гурудь.


бред - при произношение выходит быред.

В вашем случае, это, действительно так и есть, к тому же верно - при произношениИ
17:48 07.12.2024(2)
Эль Эф
Он же не зря пишет этот быред гостем.
Так бы засмеяли.
Но я, кажется, догадываюсь, кто обладатель такого
финаминальнага слуха.
Гость10:12 08.12.2024
Вы не слышите - таки у вас нема слуха.
Я слышу - у меня хороший слух.
Вот так и живём.
20:25 07.12.2024
Елена Белая
Автор финаминальнага слуха очевиден)
10:02 04.12.2024
1
Валерий Свидерский
А если просто "б" ,как пукнул?
Гость01:12 14.09.2024
Да все просто: два согласных подряд, второй сильный, сонорный - вот он и дает жару, поет за себя и за того парня за потерявшийся гласный!!!
18:33 13.09.2024(1)
Елена Белая
Обычное звучание, не ошибка 
Зачем искать ошибки в таких случаях? лишние слоги?
Искать причину в естественных созвучиях - это как искать солнце. на которое смотришь
18:46 13.09.2024(1)
Эль Эф
Искать причину в естественных созвучиях

А Вы и в обычной речи так произносите подобные слова? 
20:46 13.09.2024
Елена Белая
В обычной речи произносят все эти звуки - это язык, просто они не так слышны и выразительны, как при рифмовании в стихосложении: спрятать сложно, и желательно, конечно, научиться такие слова употреблять в местах в строках, где "ы" не выпячивается 


07:46 10.09.2024(4)
2
Александр Красилов
А театыр?
Театыр-то забыли!
Гость08:40 12.09.2024
Театыр-то забыли!

Все заимствованные слова проверяются через происхождение. Английское THEATRE имело в старину и второе написание - THEATER. Чосер употреблял слово в первом варианте, Шекспир - во втором. Форма написания  THEATRE считается офранцуженной. Учёные отмечают, что после 1660 года большинство слов с окончанием на -ER стали писаться на французский манер - с окончанием - RE.  Н,Вебстер во времена Великой Американской революции издал словарь, в котором вернул многим словам их старые формы. И до сегодня в американском английском сосуществуют  THEATRE и THEATER. Слабая безударная гласная несомненно присутствовала в этом слове изначально, поэтому не стоит удивляться, что она проскакивает в живой разговорной речи. В античные времена  это слово не оканчивалось на -тр, в греческом оригинале оно писалось и читалось ТЕАТРОН (ФЕАТРОН), римляне переиначили на ТЕАТРУМ. Сокращение слова до ТЕАТР во многих языках вызвало появление  эпентетического гласного неполного образования. Стоит взять любое однокоренное слово - театральный, театрал, театровед, как этот эффект перестаёт проявляться. Похоже происхождение и других слов из греческого через латынь, например КЕНТРОН - КЕНТРУМ (ЦЕНТРУМ) - ЦЕНТР. 
Заимствованное славянами из греческого слово ЛИТРА в русском языке под влиянием французского стало писаться ЛИТР и произноситься ЛИТ(Ъ)Р, но в словоформах лишний звук исчезает - литровая банка, литровый двигатель, поллитра, литруха и т.д.

Относительно прочих заимствованных слов, упомянутых здесь. Названия месяцев из латыни - december, september, november; имя - Alexander; немецкое слово psichiater и т.д. - везде в произношении проявляется отброшенная в написании гласная.  

Что касается песни, то в записи чётко слышно, что Долина пела: "декабрь и январь и февраль" - не "декабырь".
16:36 10.09.2024
Эль Эф
Выше на это счет есть комментарий с цитатой, Александ[ə]р, правда, и там 
это слово не учли. )
14:04 10.09.2024
Марта Матвеева
Театыр-то забыли!

Не совсем так. То есть можно посмотреть на этот вопрос серьёзно. Не о слове театр речь, а о стихотворном тексте. В ссылке от 22:10 приведены убедительные примеры. 
А вообще, я себе позволяю в некоторых случаях заблуждаться. Не догоняю и штош – сразу надсмехаться (как говорил один мой знакомый) над оппонентом? 
07:50 10.09.2024(1)
 Ну, нельзя этак-то!  С утра! 
07:58 10.09.2024(2)
2
Анна Белецкая
Психиатор
11:37 10.09.2024
Марго
Нет) Бывший учитель русского языка))Осподи, кому надо тот  всё в инете возьмёт или
слово заменит. Тут творческие люди- другие не заходят)
08:03 10.09.2024
1
  НЕТ!

 ПсихиатЫр!
21:20 09.09.2024(2)
3
Анна Белецкая
Это называется эпентеза, как я понимаю. Насчет того, как это учитывать в стихе, не могу сказать.
22:04 09.09.2024(1)
1
Эль Эф
Да, это точно один из видов эпентезы, называется:
Анаптиксис, или добавление гласного, в персидском языке встречается в двух
случаях: во-первых, при стечении согласных с целью облегчения произношения, и,
во-вторых, в персидских стихотворениях для соблюдения стихотворного метра.
Анаптиксис, в отличие от нароста, имеет факультативный характер.



3. «Самым распространенным является случай появления эпентетического элемента между согласным (глухим / звонким, взрывным / фрикативным) и [р] в звукосочетаниях: [тр]: мет[ə]р, лит[ə]р; [др]: кад[ə]р, кед[ə]р, сид[ə]р; [кр]: ак[ə]р, фиак[ə]р; [гр]: нег[ə]р; [вр]: лав[ə]р, мав[ə]р. Эпентетический гласный неполного образования возникает и в словоконечном сочетании двух согласных и [р]: [стр]: реест[ə]р, алебаст[ə]р, минист[ə]р; [ктр]: спект[ə]р; [ндр]: Александ[ə]р; [нтр]: цент[ə]р.
Аналогичным образом эпентетический гласный неполного образования появляется
между согласным и сонантом [м]: [тм]: рит[ə]м; [зм]: организ[ə]м, реализ[ə]м, классициз[ə]м. Таким образом, образованным русским свойственно употребление эпентетического гласного неполного образования (форм с участием артикуляционно редуцированной эпентезы) в слогоконечных сочетаниях СОГЛАСНЫЙ + [р]/[м]»3.
В

22:10 09.09.2024(2)
2
Анна Белецкая
Вот тут немного об этом в контексте поэзии https://rus.stackexchange.com/questions/419626/Что-такое-слоговой-согласный-звук
22:34 09.09.2024
2
Эль Эф
Вот, чуйка меня не подвела, что это как-то с сорностью  связано. )
Еще раз спасибо, Анна.
22:30 09.09.2024
1
Марта Матвеева
Отличная ссылка. 
И б. или м. всё понятно. 
21:45 09.09.2024(1)
1
Эль Эф
Похоже, судя по определению в википедии, но там нет примеров
с русскими словами. Сейчас побробую найти более подробную
информацию. Спасибо Анна. 
Насчет учета в стихосложении, надо у классиков посмотреть,
было ли у них такое и как часто.
12:21 10.09.2024(2)
1
Валерий Свидерский
Поэзия-это осмысленное слово на волне звука.
Звук диктует произношение,( иногда распевное), звук управляет ритмом и паузами и вообще конструирует стих, как явление,придает ему упругость и красоту.
Отсюда и "лишняя" буква появлется. Для придания мелодичности и напевности при произнесении вслух, на что собственно стихи и рассчитаны.
А писать, по моему глубокому убеждению, надо строго по правилам.Чтобы не строить правила под произношение человека с дефектами речи (например заики). 
Иначе вернемся к обезьянам.имхо
16:32 10.09.2024(1)
1
Эль Эф
Почему появляется лишний гласный звук понятно, ритмическая инерция
заставляет читающего его вставлять, но он появляется не в любом месте, 
а в строго определенном, и не в любом слове, где есть стыки нескольких согласных.
Вот о чем речь. И еще о том, насколько это легитимно в поэзии?
18:45 10.09.2024
1
Валерий Свидерский
Вы точно подметили.Что же до легитимности,то живая речь всегда легитимна.Уже в силу того что она существует и ею пользуются.Она-часть народа и времени,которому принадлежит.
14:19 10.09.2024
1
Марта Матвеева
Правила в искусстве нарушать дано не всем. А уж если кто-то нарушил, то потомки его признают гением. Бывает такое. Это я к тому, что не обязательно считать слоги. Хотя ритм, конечно, важен – и в музыке, и в поэзии. 
13:59 10.09.2024(1)
1
Марта Матвеева
Скопировала сюда свой комментарий отсюда:
Согласные в пении не пропеваются, а внятно проговариваются, "приклеиваясь" к гласным. Совсем иное с сонорными согласными – они поются. (Сразу вспоминается "мычание", которое используется в распевках хора.)
То есть это их объективное свойство, не зависящее от чьих-то усилий/не усилий. Буква "ы", которой мы пытаемся отобразить это самое пропевание при произношении, – только буквенное отображение фонемы (звука). 
Это одно из объяснений, которое, тем не менее, не учитывает вариативности ("лишний" слог может появляться, а может и не проявлять себя) при включении подобных слов в поэтический текст. Предположу, что вариативность возникает от двойственного характера таких согласных – они и согласные, и гласные. 
17:09 10.09.2024(1)
1
Эль Эф
("лишний" слог может появляться, а может и не проявлять себя) при включении подобных слов в поэтический текст

Там выше сказано о факультативности такого явления.
А в стихотворных текстах все зависит от ритмической
инерции 
 
и о̀правля̀ет во̀рот смя̀тый,



скользѝт ладо̀нью вдо̀ль седѝн

[rtl]

[/rtl]

и ѐдет в ма̀ленькѝй теа̀тр,

[rtl]

[/rtl]

где бу̀дет сы̀знова̀ одѝн.

Бродский

Здесь "лишний" слог явно слышен.
руко̀ю дѐлает к пу̀блике, ка̀к бы прося̀ взаймы̀:



«Ѐсли бы не теа̀тр, никто̀ бы не зна̀л,  что мы̀

су̀ществова̀ли!

Бродский

А вот здесь из-за дольника он может быть, а может и не быть.
17:26 10.09.2024
1
Марта Матвеева
Факультативный, значит, факультативный 
Другими словами тоже можно говорить. Главное – понимать смысл. 
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама