Заметка «О появлении в словах: жиз(ы)нь, сентяб(ы)рь, декаб(ы)рь, смыс(ы)л и др гласного звука»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 214 +2
Дата:

О появлении в словах: жиз(ы)нь, сентяб(ы)рь, декаб(ы)рь, смыс(ы)л и др гласного звука

За последние несколько дней мне пришлось два раза столкнуться
с таким явлением, как появлением в стихах дополнительного гласного 
звука между двумя согласными в словах жиз(ы)нь,
сентяб(ы)рский. Такой звук нередко можно слышать и в других
словах: смыс(ы)л, воп(ы)ль, крем(ы)ль и др.
Поиск в интернете причины и обоснования этого явления не дал
нужных результатов. Кто-то в "твиттере" кажется задал подобный
вопрос филологам, но вразумительного ответа не дождался.
Может, здесь, на литературном сайте, кто-нибудь прояснит
ситуацию?
В частности: можно ли при определении размера стиха
считать этот гласный звук как слог или это ошибка, ведущая
к перебою в строке?

Пример такого случая в известной песне:
И уносят меня, и уносят меня
В звенящую снежную даль
Три белых коня эх три белых коня
Декаб(ы)рь, Январь и Февраль


В этом явлении я вижу одну закономерность, которая просматривается
во всех известных мне примерах: этот гласный звук появляется перед
сонорной согласной и почти всегда за ней стоит мягкий знак.
Но как это привязать к объяснению причины я не знаю.

Реклама
Обсуждение
Гость      01:12 14.09.2024
Да все просто: два согласных подряд, второй сильный, сонорный - вот он и дает жару, поет за себя и за того парня за потерявшийся гласный!!!
     18:33 13.09.2024 (1)
Обычное звучание, не ошибка 
Зачем искать ошибки в таких случаях? лишние слоги?
Искать причину в естественных созвучиях - это как искать солнце. на которое смотришь
     18:46 13.09.2024 (1)
Искать причину в естественных созвучиях

А Вы и в обычной речи так произносите подобные слова? 
     20:46 13.09.2024
В обычной речи произносят все эти звуки - это язык, просто они не так слышны и выразительны, как при рифмовании в стихосложении: спрятать сложно, и желательно, конечно, научиться такие слова употреблять в местах в строках, где "ы" не выпячивается 


     07:46 10.09.2024 (4)
2
А театыр?
Театыр-то забыли!
Гость      08:40 12.09.2024
Театыр-то забыли!

Все заимствованные слова проверяются через происхождение. Английское THEATRE имело в старину и второе написание - THEATER. Чосер употреблял слово в первом варианте, Шекспир - во втором. Форма написания  THEATRE считается офранцуженной. Учёные отмечают, что после 1660 года большинство слов с окончанием на -ER стали писаться на французский манер - с окончанием - RE.  Н,Вебстер во времена Великой Американской революции издал словарь, в котором вернул многим словам их старые формы. И до сегодня в американском английском сосуществуют  THEATRE и THEATER. Слабая безударная гласная несомненно присутствовала в этом слове изначально, поэтому не стоит удивляться, что она проскакивает в живой разговорной речи. В античные времена  это слово не оканчивалось на -тр, в греческом оригинале оно писалось и читалось ТЕАТРОН (ФЕАТРОН), римляне переиначили на ТЕАТРУМ. Сокращение слова до ТЕАТР во многих языках вызвало появление  эпентетического гласного неполного образования. Стоит взять любое однокоренное слово - театральный, театрал, театровед, как этот эффект перестаёт проявляться. Похоже происхождение и других слов из греческого через латынь, например КЕНТРОН - КЕНТРУМ (ЦЕНТРУМ) - ЦЕНТР. 
Заимствованное славянами из греческого слово ЛИТРА в русском языке под влиянием французского стало писаться ЛИТР и произноситься ЛИТ(Ъ)Р, но в словоформах лишний звук исчезает - литровая банка, литровый двигатель, поллитра, литруха и т.д.

Относительно прочих заимствованных слов, упомянутых здесь. Названия месяцев из латыни - december, september, november; имя - Alexander; немецкое слово psichiater и т.д. - везде в произношении проявляется отброшенная в написании гласная.  

Что касается песни, то в записи чётко слышно, что Долина пела: "декабрь и январь и февраль" - не "декабырь".
     16:36 10.09.2024
Выше на это счет есть комментарий с цитатой, Александ[ə]р, правда, и там 
это слово не учли. )
     14:04 10.09.2024
Театыр-то забыли!

Не совсем так. То есть можно посмотреть на этот вопрос серьёзно. Не о слове театр речь, а о стихотворном тексте. В ссылке от 22:10 приведены убедительные примеры. 
А вообще, я себе позволяю в некоторых случаях заблуждаться. Не догоняю и штош – сразу надсмехаться (как говорил один мой знакомый) над оппонентом? 
     07:50 10.09.2024 (1)
 Ну, нельзя этак-то!  С утра! 
     07:58 10.09.2024 (2)
2
Психиатор
     11:37 10.09.2024
Нет) Бывший учитель русского языка))Осподи, кому надо тот  всё в инете возьмёт или
слово заменит. Тут творческие люди- другие не заходят)
     08:03 10.09.2024
1
  НЕТ!

 ПсихиатЫр!
     21:20 09.09.2024 (2)
3
Это называется эпентеза, как я понимаю. Насчет того, как это учитывать в стихе, не могу сказать.
     22:04 09.09.2024 (1)
1
Да, это точно один из видов эпентезы, называется:
Анаптиксис, или добавление гласного, в персидском языке встречается в двух
случаях: во-первых, при стечении согласных с целью облегчения произношения, и,
во-вторых, в персидских стихотворениях для соблюдения стихотворного метра.
Анаптиксис, в отличие от нароста, имеет факультативный характер.



3. «Самым распространенным является случай появления эпентетического элемента между согласным (глухим / звонким, взрывным / фрикативным) и [р] в звукосочетаниях: [тр]: мет[ə]р, лит[ə]р; [др]: кад[ə]р, кед[ə]р, сид[ə]р; [кр]: ак[ə]р, фиак[ə]р; [гр]: нег[ə]р; [вр]: лав[ə]р, мав[ə]р. Эпентетический гласный неполного образования возникает и в словоконечном сочетании двух согласных и [р]: [стр]: реест[ə]р, алебаст[ə]р, минист[ə]р; [ктр]: спект[ə]р; [ндр]: Александ[ə]р; [нтр]: цент[ə]р.
Аналогичным образом эпентетический гласный неполного образования появляется
между согласным и сонантом [м]: [тм]: рит[ə]м; [зм]: организ[ə]м, реализ[ə]м, классициз[ə]м. Таким образом, образованным русским свойственно употребление эпентетического гласного неполного образования (форм с участием артикуляционно редуцированной эпентезы) в слогоконечных сочетаниях СОГЛАСНЫЙ + [р]/[м]»3.
В

     22:10 09.09.2024 (2)
2
Вот тут немного об этом в контексте поэзии https://rus.stackexchange.com/questions/419626/Что-такое-слоговой-согласный-звук
     22:34 09.09.2024
2
Вот, чуйка меня не подвела, что это как-то с сорностью  связано. )
Еще раз спасибо, Анна.
     22:30 09.09.2024
1
Отличная ссылка. 
И б. или м. всё понятно. 
     21:45 09.09.2024 (1)
1
Похоже, судя по определению в википедии, но там нет примеров
с русскими словами. Сейчас побробую найти более подробную
информацию. Спасибо Анна. 
Насчет учета в стихосложении, надо у классиков посмотреть,
было ли у них такое и как часто.
     12:21 10.09.2024 (2)
1
Поэзия-это осмысленное слово на волне звука.
Звук диктует произношение,( иногда распевное), звук управляет ритмом и паузами и вообще конструирует стих, как явление,придает ему упругость и красоту.
Отсюда и "лишняя" буква появлется. Для придания мелодичности и напевности при произнесении вслух, на что собственно стихи и рассчитаны.
А писать, по моему глубокому убеждению, надо строго по правилам.Чтобы не строить правила под произношение человека с дефектами речи (например заики). 
Иначе вернемся к обезьянам.имхо
     16:32 10.09.2024 (1)
1
Почему появляется лишний гласный звук понятно, ритмическая инерция
заставляет читающего его вставлять, но он появляется не в любом месте, 
а в строго определенном, и не в любом слове, где есть стыки нескольких согласных.
Вот о чем речь. И еще о том, насколько это легитимно в поэзии?
     18:45 10.09.2024
1
Вы точно подметили.Что же до легитимности,то живая речь всегда легитимна.Уже в силу того что она существует и ею пользуются.Она-часть народа и времени,которому принадлежит.
     14:19 10.09.2024
1
Правила в искусстве нарушать дано не всем. А уж если кто-то нарушил, то потомки его признают гением. Бывает такое. Это я к тому, что не обязательно считать слоги. Хотя ритм, конечно, важен – и в музыке, и в поэзии. 
     13:59 10.09.2024 (1)
1
Скопировала сюда свой комментарий отсюда:
Согласные в пении не пропеваются, а внятно проговариваются, "приклеиваясь" к гласным. Совсем иное с сонорными согласными – они поются. (Сразу вспоминается "мычание", которое используется в распевках хора.)
То есть это их объективное свойство, не зависящее от чьих-то усилий/не усилий. Буква "ы", которой мы пытаемся отобразить это самое пропевание при произношении, – только буквенное отображение фонемы (звука). 
Это одно из объяснений, которое, тем не менее, не учитывает вариативности ("лишний" слог может появляться, а может и не проявлять себя) при включении подобных слов в поэтический текст. Предположу, что вариативность возникает от двойственного характера таких согласных – они и согласные, и гласные. 
     17:09 10.09.2024 (1)
1
("лишний" слог может появляться, а может и не проявлять себя) при включении подобных слов в поэтический текст

Там выше сказано о факультативности такого явления.
А в стихотворных текстах все зависит от ритмической
инерции 
 
и о̀правля̀ет во̀рот смя̀тый,



скользѝт ладо̀нью вдо̀ль седѝн

[rtl]

[/rtl]

и ѐдет в ма̀ленькѝй теа̀тр,

[rtl]

[/rtl]

где бу̀дет сы̀знова̀ одѝн.

Бродский

Здесь "лишний" слог явно слышен.
руко̀ю дѐлает к пу̀блике, ка̀к бы прося̀ взаймы̀:



«Ѐсли бы не теа̀тр, никто̀ бы не зна̀л,  что мы̀

су̀ществова̀ли!

Бродский

А вот здесь из-за дольника он может быть, а может и не быть.
     17:26 10.09.2024
1
Факультативный, значит, факультативный 
Другими словами тоже можно говорить. Главное – понимать смысл. 
Реклама