Заметка «Пересечение живописи и поэзии -2. Отражение живописи в поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Читатели: 119 +1
Дата:

Пересечение живописи и поэзии -2. Отражение живописи в поэзии

Пересечение живописи и поэзии рождает не только картины – иллюстрации к стихам, но и стихи, написанные по эмоциональным следам, оставленным живописными полотнами в душе поэтов.

Одним из самых ранних образцов такой поэзии мы можем найти в творчестве Михаила Лермонтова.

НА КАРТИНУ РЕМБРАНДТА

Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчетный сон,
Порыв страстей и вдохновений,
Всё то, чем удивил Байрон.
Я вижу лик полуоткрытый
Означен резкою чертой;
То не беглец ли знаменитый
В одежде инока святой?
Быть может, тайным преступленьем
Высокий ум его убит;
Всё темно вкруг: тоской, сомненьем
Надменный взгляд его горит.
Быть может, ты писал с природы
И этот лик не идеал!
Или в страдальческие годы
Ты сам себя изображал?
Но никогда великой тайны
Холодный не проникнет взор,
И этот труд необычайный
Бездушным будет злой укор.
(1830-1831)

У Лермонтова картина остаётся безымянной, но на самом деле это – вполне конкретное полотно. Сегодня картина входит в коллекцию Рейксмузеума в Амстердаме и атрибутируется как «Портрет Титуса в монашеской одежде». Написана в 1660 году.



Титус – это сын художника. Как видно из лермонтовского текста, такой вариант поэтом не рассматривался. Молодой человек изображен, как считается, в одеянии францисканского монаха. Есть версия, что художник рисовал самого Франциска Ассизского, а сын выполнял роль модели. Вряд ли то, что хотел вложить в портрет художник соответствует тому, что «считал» с картины поэт.

Лермонтов видел картину в России. Полотно входило в коллекцию графов Строгановых. В 1933 году советские власти продали ее голландцам.
Конечно, поэты вдохновлялись произведениями художников и в зарубежных поездках. Вот, например, стихотворение Афанасия Фета.

К СИКСТИНСКОЙ МАДОННЕ

Вот сын Ее, — Он — тайна Иеговы —
Лелеем Девы чистыми руками.
У ног Ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться Ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать Того, Кто рабства сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о Дева, не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой Тебе, Рафаэль, вестник Бога,
Тебе и нам явил Твой сон чудесный
Царицу жен — Царицею Небесной!
(1864)

Фет старается говорить предельно возвышенным слогом. У него слагается ода, хотя содержание стиха – это просто описание творения Рафаэля Санти. Сегодня произведение Фета выглядит поистине архаическим, тогда как вдохновивший его образец живописи способен ошеломить и наших современников.



Более простым языком своё впечатление от этого шедевра записал Великий князь Константин Константинович, публиковавшийся под псевдонимом К.Р.

ПЕРЕД СИКСТИНСКОЮ МАДОННОЙ

Una cosa veramente rarissima e singolare
Vasari.

Глядишь на этот образ запрестольный,
И слово замирает на устах:
Молиться хочется невольно,
И слезы копятся в глазах.

Так и влечет в священном восхищенье,
Как папа Сикст, колени преклонить
И, как Варвара, в умиленье
Взор недостойный опустить!
(1885)

Эпиграф – это цитата из «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари. Буквально: «Очень редкая и необычная вещь». Именно так Вазари охарактеризовал «Сикстинскую Мадонну». Книга была издана в 1550 году. Рафаэль создал своё произведение в 1512-1513 годах.

Конечно, поэты писали и о картинах русских художников. Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая» датируется 1897 годом.



Стихотворение Александра Блока, посвященная этой работе, написано в 1899 году.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Николай Заболоцкий в 1953 году пишет о картине из XVIII века (Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской», 1772), увиденной в Третьяковской галерее.



ПОРТРЕТ

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Все упомянутые выше стихи – своего рода словесные «слепки» с полотен. Они пересказывают нам то, что предстаёт взгляду поэта. Поэты описывают увиденное и добавляют свои эмоции или интерпретации. Но, кроме погружения в картину, возможен и противоположный процесс – погружение картины в себя. И его тоже можно выразить в стихах. Вот эксперимент с картиной Ван Гога «Едоки картофеля»



Зачем, его страдания впитав,
они однажды поняли, как страшен
его любви таинственный состав,
в безумье, как в спасение, бежавшей?

Они всё ждали, что я им скажу.
А что сказать?.. И в горле стало сухо.
И страшно стало, словно я держу
в своей руке отрезанное ухо.

Это, конечно, современная поэзия. Стихотворение написал Бах Ахмедов – русскоязычный поэт Узбекистана – в 2011 году. Для нашего современника более естественно описывать свои впечатления (ощущения, переживания), чем внешние объекты.

Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама