Духовное общение со звёздным небом - это его созерцание. Что можно увидеть на ночном небе? Список невелик, как то: 1) около 3000 звёзд с каждого полушария Земли; самые яркие звёзды группируются в созвездия; созвездия - это результат художественного познания мира; 2) планеты: красноватую - Марс, просто яркие - Венеру, Юпитер, Сатурн; 3) в бинокль можно разглядеть четыре двигающиеся крохотные точки вокруг диска Юпитера - это его спутники; 4) в бинокль - кольца Сатурна; 5) Млечный путь, как вид на нашу Галактику в профиль; Млечный путь всегда проходит рядом с Полярной звездой; 6) сквозь закопчённое стекло можно увидеть диск Солнца (прямой взгляд на Солнце вызывает ожог сетчатки); 7) Луну и крупные неровности её рельефа: тёмные пятна на Луне - это низменности, а более светлые участки - это возвышенности; разница в высоте около 3-х км; 8) Полярную звезду как вечный указатель северного направления и как центр вращения ночного неба. И всё. Как видим, объектов немного.
О созвездиях.
Созвездие - легко различимая группа звёзд, имеющая исторически устоявшееся самостоятельное название. Возникает вопрос: почему, например, в группе из 6-ти звёзд созвездия Орла, орла видели и шумеры, и греки, и арабы, да и некоторые из нас видят орла в созвездии Орёл?
Надо понимать, во-первых, КТО были те наблюдатели, от которых мы получили исторически сложившиеся названия созвездий, а во-вторых, надо бы увидеть живого орла в природе.
Главными наблюдателями созвездий были люди Деревенские - люди близкие к природе - пастухи и земледельцы, караванщики и мореплаватели, охотники и рыболовы. При этом надо знать, что специальные психологические исследования показали: 1) Деревенские лучше Городских толкуют неясные образы; 2) для Деревенских более сближено воображаемое и действительное; 3) у Деревенских более развита фотопамять, чем у Городских.
И как следствие: для Деревенских созвездия так и остались созвездиями - художественными образами в сочетаниях звёзд. Скажем, созвездие Орёл - это шесть самых ярких звёзд в этой области неба. Так, почему, повторю вопрос, в этих 6-ти звёздах орла видели и арабы, и шумеры, и греки, и мы - Деревенские - тоже видим в этих звёздах орла. И почему не видят орла в 6-ти звёздах Орла астрономы и Городские?
Для ответа на вопрос надо понять что выражает пластика орла (птицы). Орёл - это, прежде всего, машина для планирования: широченные крылья, широкий, но короткий трёх угольный хвост для ловких манёвров в воздухе и крохотная, не мешающая аэродинамике, головка на короткой шее. Именно таков орёл в созвездии Орёл: каждая из шести ярких звёзд указывает своё: одна звезда - голова, две - размах крыльев, три сближенных - короткий хвост (см.врезку 2). Т.е. пропорции орла (птицы) правильным рисунком идеально вписываются в шесть звёзд созвездия Орла - эти шесть звёзд, аккурат, и есть тот самый неясный для Городских контур, который Деревенские легко толкуют: и шумеры, и греки, и арабы, и все Деревенские - все те, для кого парящий в вышине орёл - это обычность. Учитывая свойство Деревенских мало различать воображаемое и действительное, понятно, что для нас контур из этих шести звёзд в ночном небе - это реальный орёл, а учитывая нашу развитую фотопамять, становится понятным, что мы видим небесного орла как живого - до самых живописных деталей.
И сколько помнят себя Деревенские люди, для них в ночном небе обязательно парит Орёл - пластически правильный - огромный, мощный, спокойно парящий, звёздно живописный.
Всё это недоступно, повторюсь, для понимания Городских. Об этом проговариваются рисованные звёздные карты. Наберите в инете поиск "рисованные звёздные карты" и вы увидите, что на подавляющей части рисованных звёздных карт орёл в созвездии Орла нарисован будет как угодно мастерски, но звёзды в рисунках будут, скорее, мешающим элементом. Так, например, рисунок созвездия Орёл в детской энциклопедии (см.врезку 3): три звёзды хвоста созвездия Орла находятся в районе горла рисованного орла. И говорить нечего, о том, каких только нелепостей не рисуют в качестве "орла" схематично в астрономической области созвездия Орла астрономы (см. врезку 4) - какие только нелепости ни получаются при попытке соединить в "орла" десять и больше, в т.ч. и неярких, звёзд с желанием изобразить нечто крылатое.
Итак, некоторые, самые известные издревна созвездия - это живопись. Другие некоторые созвездия - надуманные - продукт мифотворчества. Созвездия Большая и Малая Медведицы - продукт древнеримских мифов (для нас это, конечно, это Ковши). Или, например, созвездие Лисичка, которую, как и Медведиц, притянули за уши, просто, потакая сюжету мифа, не принимая во внимание правдоподобность рисунка созвездия. Созвездие Орион - от слова урина... Правильное название этого художественного созвездия - Великан у которого есть пояс. Ну, и т.п.
Можете себя проверить на степень своей деревенскости в восприятии созвездий - понаблюдать художественные созвездия. Во-первых, конечно, Лебедь. Потом, голова Тельца, кувшин Водолея и, да, Великан. Ещё, коротколапый Лев, вырванный из саванны, навечно поселился на звёздном небе и всё шагает, шагает, шагает неторопливо...
Роскошное созвездие Скорпион... было. Городские оторвали у него клешни и соорудили наспех созвездие Весы. Но, если будучи на юге - поближе к экватору, например, в Египте - увидеть Скорпиона, то всё станет ясно: огромный звёздный Скорпион как живой (в своей пластике) лежит спокойно - отдыхает - глаз не оторвать. А Весы - вы, на самом деле, Скорпионы.
Созвездие Лира состоит из натянутой струны (звёздный треугольник) и резонатора (звёздный квадрат). Возьми, читатель, пруток сантиметровой толщины и натяни тетиву - получится лук. Но если одним концом лук прислонить к резонатору, например, к картонной коробке из под обуви, то метательное оружие превратится в струнный музыкальный инструмент - в лиру.
Понятно, что видеть или не видеть "реальную" пластику созвездий - это дело вкуса.
Так что такое, всё же, суть звёздное небо, если по большому счёту? С другой-то стороны, а это нам надо - знать ответ на этот вопрос? Получается так, что - надо! Обязательно надо придумать любой миф, заполняющий страшную пустоту незнания за нашей спиной! Просто, если не придумать миф, то мы эту пустоту незнания начнём заполнять злыми духами. А это нам точно не надо. Итак, как послесловие - миф о том, что такое суть звёздное небо, если по большому счёту.
О чём он плачет?
А плачет он о своей оторванности от матери природы: живёт человек в городе Человек, в доме Человек, но переживает человек свою оторванность от природы: рваная рана - по живому - болит и беспокоит.
Казалось бы, звёзды-то тут при чём? Ночное небо, каким бы оно ни было, и над городом - ночное небо. Такое же точно, как и над дикой природой.
В основе астрономической науки лежит самая удалённая от природы человечность - математика. Не случайно сто лет назад астрономы отреклись от природы - порвали с ней принципиально: в 1922 году, в Риме, Международный астрономический союз решил, что СОЗВЕЗДИЕ - это не характерное сочетание звёзд, а ОБЛАСТЬ НЕБА, имеющая кубизматическую форму. Например, см.врезку 4 - область неба "Орёл" - все звёзды в этой нелепой области относятся к "созвездию" Орёл. И таких областей ("созвездий") 88. И каждая имеет свою собственную авангардно-кубизматическую форму. Звёзды в этих областях носят вторичный характер (см. врезки 1 и 4). А вместо привычного нам «созвездие» отечественные астрономы предлагают дважды чужой термин "
Надо понимать, что звёзды на небе - это проекции разно удалённых объектов на воображаемый (хрустальный) купол неба. Если по науке, то местоположение этих объектов примитивно задаётся системой координат. А запрягать в одну упряжь коня и трепетную лань - для ориентирования в небе брать наши Деревенские созвездия на хрустальном куполе неба и привязывать к ним проекции разно удалённых космических объектов на воображаемый купол неба Городских - это, безусловно, глупость. Но как бы там ни было, но своей неуклюжестью астрономия порвала с природой раз и навсегда. Потому что никаких областей, разумеется, на ночном небе нет и быть не может.
"Но снова за стеной закопошился Хоттабыч, и Волька снова пал жертвой подсказки.
– Горизонтом, о высокочтимый учитель, ... я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
– Час от часу не легче! Как прикажешь понимать твои слова насчёт хрустального купола небес: в буквальном или переносном смысле слова?"
Лагин Л.И., Старик Хоттабыч. 1955.
Надо понимать и различать: человек познаёт мир или научно, или художественно. В научном познании мира человек оперирует определениями - договорами как нам говорить о природе ("атом - мельчайшая неделимая частица вещества" и т.п.). В художественном познании мира человек оперирует художественными образами, которые суть настолько правдивое обобщение, что они становятся правдивее реальности. Понятиям "пошлость", "трус" и т.п. невозможно дать однозначного научного определения. Однако, художественные образы пошляков и трУсов созданные в античное время и сегодня остаются убедительными образами пошляков и трУсов.