Заметка «Допустима ли поэзия без знаков препинания?»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 208 +1
Дата:
Заметка «Допустима ли поэзия без знаков препинания?» самая оцениваемая(5) работа за сутки
23.06.2024

Допустима ли поэзия без знаков препинания?



Великое множество русскоязычных молодых (и не очень) поэтов сегодня пишут, пренебрегая знаками препинания и заглавными буквами. Читать такие стихи довольно тяжело, особенно если это ещё и белый стих (без рифмы), а то и верлибр (свободный стих, где отсутствует не только рифма, но и строгая ритмика). Казалось, автору следовало бы помочь читателю, дать ему какую-то базу, хотя бы в виде привычного синтаксиса, но нет… Попробуем разобраться, почему так происходит.

Пунктуация возникла из необходимости сделать текст удобочитаемым. Изначально слова писались слитно, и читать их было непросто. Появились пробелы, разделяющие слова. Потом возникли точки, отделяющие фразы (блоки с законченной мыслью) друг от друга. Чем больше писалось (и читалось) текстов, тем важнее становилась письменная коммуникация и, соответственно, большее значение приобретала расстановка специальных знаков, исключающих неправильное прочтение. А художественная литература нашла в знаках препинания ещё и эффективный инструмент передачи самых разных оттенков эмоций.

Оборотной стороной этого процесса стал рост требований к знанию формальных правил пунктуации. Автору надо теперь было быть грамотным. А грамотность вовсе не является обязательным приложением к литературному таланту. Говорят, Гийому Аполлинеру надоели придирки корректоров и редакторов, пытающихся выправить его пунктуацию, и он, готовя сборник, вышедший в 1913 году, просто убрал все эти запятые, тире и точки из текста. Под этот жест была подведена теоретическая база: "знаки препинания бесполезны, ибо подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха".

Осень

Сквозь туман пробираются месят осеннюю грязь
Колченогий крестьянин и бык и не видно в тумане
Как деревни дрожат на ветру боязливо скривясь

И печальную песню тихонько мурлычет крестьянин
Стародавнюю песню о перстне о верной любви
О разлуке о сердце разбитом о черной измене

Осень осень ты лето убила и лето в крови
И маячат в осеннем тумане две серые тени

(перевод Э.Линецкой)

Большие проблемы с пунктуаций были, например, и у Владимира Маяковского. В рукописях у него нет ни одной запятой, он их ненавидел. Начиная с 1916 года запятые в его стихала расставлял Осип Брик. По легенде, запись стиха лесенкой, столь обычная для Маяковского, возникла в попытке расставить паузы в строке, минуя знаки препинания.

Аполлинер пользовался большим авторитетом в поэтической среде. И обычай писать без знаков препинания закрепился сначала во французской поэзии, а потом был воспринят и за рубежом. Этот, скажем так, стилистический прием хорошо ложился на поиски нового поэтического языка и вообще желание перевернуть или хотя бы перетряхнуть искусство, сочетаясь с авангардистскими экспериментами в живописи, архитектуре и прозе. Подобная форма записи поэтического текста теперь может рассматриваться как часть культуры Постмодернизма.

Но надо признать, что дело не только в желании снять с себя ответственность за пунктуационные ошибки или в следовании канону современного искусства. Есть и объективные причины.

В общем корпусе литературы поэзия стоит наиболее близко к устному творчеству. Стихи принято читать вслух. Это текст, который может создаваться и одновременно с этим артикулироваться. Поэзия может быть словесным потоком, который накатывает, не давая времени отвлекаться на знаки препинания. И если стих именно таков (в противовес, например, строго выстроенному сонету, где вся конструкция продумана и отточена до детали), то, пожалуй, пунктуация будет только излишней. Вот, например, стихотворение Пауля Целана (1920-1970) «Фуга смерти», написанное о трагедии евреев в гитлеровской Германии (перевод Вячеслава Куприянова):

Чёрная млечность рассвета мы пьём её на закате
мы пьём её в полдень и утром и пьём её по ночам
мы пьём и пьём
мы в небе могилу роем там тесно не будет лежать
В доме живёт человек он играет со змеями пишет
он в сумерках пишет в Германию золото волос
твоих Маргарита
он пишет и после выходит из дома и звёзды сияют
он свистом зовёт своих псов
он свистом сзывает евреев чтобы рыли могилу в земле
он велит нам теперь сыграйте для танца
Чёрная млечность рассвета мы пьём тебя ночью
мы пьём тебя утром и в полдень и пьём на закате тебя
мы пьём и пьём
В доме живёт человек он играет со змеями пишет
он в сумерках пишет в Германию золото волос
твоих Маргарита
Пепел волос твоих Суламифь мы в небе могилу роем
там тесно не будет лежать
Он кричит вы там глубже в землю а вы там играйте и пойте
он пистолетом грозит и глаза его голубые
вы там глубже лопаты а вы там дальше играйте для танца
Чёрная млечность рассвета мы пьём тебя ночью
мы пьём её в полдень и утром и пьём на закате тебя
мы пьём и пьём
В доме живёт человек золото волос твоих Маргарита
пепел волос твоих Суламифь он играет со змеями
Он кричит слаще пойте про смерть смерть немецкий маэстро
он кричит гуще скрипки вы в небо уйдёте как дым
в облаках вы найдёте могилу там тесно не будет лежать
Чёрная млечность рассвета мы пьём тебя ночью
мы пьём тебя в полдень смерть немецкий маэстро
мы пьём тебя на закате и утром мы пьём и пьём
смерть немецкий маэстро глаза его голубые
для тебя из свинца его пуля она отыщет тебя
в доме живёт человек золото волос твоих Маргарита
он травит собаками нас нам в небе могилу сулит
он играет со змеями грезит смерть немецкий маэстро
золото волос твоих Маргарита
пепел волос твоих Суламифь

Повторение, возвращение, процессуальность, всеохватность, безграничность. И всё это достигается отказом от пунктуации.

Возвращаясь от конкретики к общей теории, мы получаем следующие объективные причины записи поэтических текстов без знаков препинания.

1. Близость к устной речи. Сегодня письмо проигрывает звуку. Читают всё меньше. На первый план выходят видеосюжеты. Поэты записывают, как они читают стихи, и даже в конкурсах порой стихи участвуют уже именно в таком виде. Для подобной записи пунктуация не нужна.

2. Поточная организация. Поэзия становится выражением внутренней речи, которая – а это так и есть – монотонна и малоэмоциональна. Чем меньше ориентация на читателя (слушателя), а больше на самовыражение, тем меньше нужны знаки препинания. Стихи превращаются в аутотекст и перестают быть коммуникацией. Современная поэзия ставит одной из своих целей передачу (или имитацию) потока сознания, тут запятые излишни.

3. Отказ от однозначности. Казнить нельзя помиловать. Нам говорят: вы, что, издеваетесь? Стоит тут поставить запятую, и мы сразу попадаем в законченную ситуацию. Тогда как авторский замысел состоит в том, чтобы ситуацию «подвесить», сделать амбивалентной, заставить читателя осознать возможность разных итогов, разных комбинаций смыслов.

Безусловно, всё вышесказанное имеет место быть. Однако требует от автора большого мастерства. Во-первых, у него должно иметься, что сказать. Эти двойственные смыслы должны быть не просто игрой слов (в этом случае стих останется лишь словесной забавой), неоднозначность должна оказаться жизненно значимой. Добиться этого эффекта очень непросто и встречается он крайне редко.

Во-вторых, автор должен уметь создавать богатый поток сознания. Тогда как в реальности мы обычно генерируем пустоту или смыслы, которые интересны лишь нам самим, но не представляют интереса для стороннего разума. Мы можем забить поток словами, но они не будут нести никакой трансперсональной ценности.

В-третьих, автору не следует стремиться записывать свои стихи в виде текста. То, что прощается при устной организации, будет выглядеть неуклюже на письме. Читателю придётся продираться взглядом через неупорядоченную череду слов, что требует большого труда и снижает интерес к произведению.

Поэтому стихов, где пренебрежение пунктуацией оправданно, немного. В большинстве случаев беспунктуационная манера письма скрывает или поэтическую беспомощность, или нежелание каждый раз сдавать экзамен на синтаксис (редакторы ошибки в словах исправят, а вот пунктуацию обычно оставляют авторской, и она может вызывать споры), или простое следование моде.

В таких случаях теоретически несложно проставить «пропущенные» знаки препинания, и стихотворение от этого ничуть не пострадает. Как в этом стихотворении Феликса Чечика:




Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: https://t.me/stihydnya
Реклама
Обсуждение
     23:24 23.06.2024 (4)
3
Когда вижу стихи без препинаков, даже не читаю.
Мне сразу на ум приходит прикол Полины Орынянской:

Взошли озимые коровы
пасутся в травах лопухи
пылятся сто забот суровых
лежат на бабах пастухи
болтают яйцами большими
несутся куры у гумна
лежит навоз по всей России
весна



     19:49 25.06.2024 (1)
1
Дрянь, хоть с запятыми, хоть без запятых.
     22:40 25.06.2024 (2)
2
Подумай, Саша, если правильно расставить запятые, то совсем даже не дрянь.
     17:13 04.07.2024 (1)
А вот совсем нет знаков препинанья:

У берез и сосен тихо бродит осень
Облака плывут большие
Ничего не скажем ничего не спросим
Словно мы словно мы словно мы совсем чужие
А за нами где-то середина лета
И прошедших встреч тепло
У берез и сосен тихо бродит осень
Неужели все прошло
Ветер тронет лужи и листву закружит
Там где шли с тобой когда-то
Пусть в обиде каждый но поймем однажды
Что любовь что любовь что любовь не виновата
Только где ж ты где ты середина лета
В полевых цветах земля
У берез и сосен тихо бродит осень
А в глазах а в глазах уже зима
А за нами где-то середина лета
И прошедших встреч тепло
У берез и сосен тихо бродит осень
Неужели все прошло
     17:52 04.07.2024 (1)
Саша, а с чего ты взял, что у Юрия Антонова не было знаков препинания? С ними, однозначно, стихотворение звучит лучше.
     18:03 04.07.2024 (1)
1
Для меня оно и так отлично звучит. Были препинания, я только путался бы.
     18:17 04.07.2024 (1)
Вообще-то это известная песня. А в песнях знаки препинания поются. У нас же здесь речь о том, как знаки препинания могут менять смысл произведения. Повторяю исключительно для тебя, Саша.

Взошли озимые коровы,
пасутся в травах лопухи,
пылятся сто забот суровых,
лежат на бабах пастухи,
болтают яйцами большими,
несутся куры у гумна,
лежит навоз по всей России -
весна.


Но можно и так:
Взошли озимые, коровы
пасутся в травах, лопухи
пылятся, сто забот суровых
лежат на бабах, пастухи
болтают, яйцами большими
несутся куры, у гумна
лежит навоз, по всей России -
весна.
     18:40 04.07.2024 (1)
1
Галя, я в детстве моментально заучивал все стихи и песни которые были мелодичными и красивым. Твой которое ты выставила выше. я даже читать бы не стал, не важно, были бы там запятые или нет.
Я и сейчас иногда читаю стихи. некоторые с удовольствием, а некоторые бросаю, недочитав даже до первой запятой.
     18:44 04.07.2024 (1)
Тут разговор о том, что знаки препинания меняют смысл. Или ты этого не видишь?
     19:01 04.07.2024 (1)
Галя, извини! Давай, закончим разговор!
     20:08 04.07.2024 (1)
Когда сказать нечего...
     10:43 14.09.2024
1
 А когда Паршин сказал хоть одно толковое слово? 
 Это фирма -  умение составлять  в предложения слова без смысла. Потому он у нас не писатель, а урководитель "писателей" - главный по  конкурсам! 
     08:02 26.06.2024 (1)
2
Не требуйте от человека того, Галина, что он не в состоянии сделать ) 
     20:11 04.07.2024
Как же Вы правы!
     17:11 25.06.2024 (3)
3
Гениально
Хочется попробовать написать что-то в таком стиле ) 
     08:40 26.06.2024 (1)
2
A woman, without her man, is nothing. A woman: without her, man is nothing. Не стих, но пример запятой как оружия феминизма)
     09:39 26.06.2024 (2)
Nice ) 
Люблю читать надписи на футболках. 
Надпись по теме (и по памяти), что-то вроде "Если ты человек, то ты феминист". Эту футболку видел на юной девушке в магазине. Ещё, для смеха. Футболка (происхождением явно из Таиланда), с надписью "Я могла бы быть твоей дочерью", украшала чумазого паренька на рынке. Один мужчина на байке ехал в футболке с текстом "Я пью пиво лишь трижды в неделю: вчера, сегодня и завтра" ))) 
Гость      01:11 14.09.2024 (1)
Люблю читать надписи на футболках.

Однажды в метро увидел девушку с надписью на футболке "Ask me everything". Много лет прошло, но так и не знаю (учитывая многозначность глагола  "to ask"), что это означало - готовность к диалогу? Или обещание исполнить любую просьбу первого встречного?
     09:40 14.09.2024
Скорее всего девушка представлялась, как некий путеводитель, но, возможен и подтекст )
Один тут носит футболку с надписью, типа, "они хотят тебя игнорировать, но у них ничего не получится". По-английски он не понимает ) 
     10:09 26.06.2024 (1)
Футболка - не состоявшая дочь.. Сюжет для хоррора, однако 
     10:51 26.06.2024 (1)
Здесь специфика. В Таиланде, в Паттайе очень взрослые дяди европейского типа лазают с молодыми местными девчонками. Имеется в виду то, что тот же самый дядя вполне мог пересекаться раньше с мамой этой девочки ) 
     10:57 26.06.2024 (1)
Я поняла,  но звучит жутковато. Надпись на униформе работников Хезбургера  I used to be a bottle повеселее все же
     11:10 26.06.2024
1
Видел ролик, как в одном магазине на наборном стенде, в надписи FINAL PRICE, F очень близко сдвинули с I ))) 
     22:49 25.06.2024
1
Но, как я посмотрю, не все поняли игру с препинаками.
     17:54 25.06.2024
1
Давай!)
     16:53 25.06.2024 (3)
1
Отличная шутка!)))

Стихи без знаков препинания часто могут восприниматься как неаккуратные и небрежные. Такое стихотворение может создавать впечатление недоработанности и невнимания к деталям, что снижает его эстетическую ценность для многих читателей.
А автора выставляет безграмотным лентяем,
который оправдывает свою безграмотность свободой выражением идей или возвышенным потоком сознания.

Я тоже такие стихи не читаю.)
     18:06 04.07.2024
Естественно, вы такие стихи не читаете...на одном дыхании))
Не доросли!

Слово
вырванное из
сердца
обжигает ладони
хватающие
спасительный выступ
и боль лепит шар
такой правильный
и совершенный
как само солнце
как яблоко
пахнущее  весной
как твой зрачок
такой влажный
и близорукий
что не видит
меня
     22:51 25.06.2024
1
Мне вчера на редакцию прислали целую книгу стихов без препинаков. Я пару стишей прочла и отказалась, возможно, и стихи неплохие, но так и хочется расставить всё, как надо. Иначе даже не знаю, что нужно редактировать.
     17:03 25.06.2024 (1)
Особенно , комментарии...где клюют их всякие отставные кумушки)
     17:08 25.06.2024
Это вы про кого?
     21:41 24.06.2024 (2)
Нельзя ставить знак равенства между отсутствием запятых и творческой неудачей. Хотя, конечно, и мусора много... Но мусора вообще много.
     17:04 25.06.2024
Да, и это видно с первого катрена. )) Далее не только не нужно искать какие то ошибки,
вообще не нужно читать))
     22:01 24.06.2024 (1)
2
В приведённом мной стишке абсолютно всё меняют знаки препинания. А уж когда проза без препинаков, вообще жуть.
     16:00 25.06.2024 (1)
1
Как раз в вашем приведённом стишке абсолютно всё меняют не знаки препинания
     22:45 25.06.2024
2
Да что Вы?
А давайте попробуем расставить. Есть разница?

Взошли озимые коровы,
пасутся в травах лопухи,
пылятся сто забот суровых,
лежат на бабах пастухи,
болтают яйцами большими,
несутся куры у гумна,
лежит навоз по всей России -
весна.


Но можно и так:
Взошли озимые, коровы
пасутся в травах, лопухи
пылятся, сто забот суровых
лежат на бабах, пастухи
болтают, яйцами большими
несутся куры, у гумна
лежит навоз, по всей России -
весна.

     01:19 14.09.2024
1
Поэзия без знаков препинания недопустима.
Категорически недопустима.
И мы должны сделать всё, от нас зависящее, чтобы не допустить, и ещё раз не допустить поэзию без знаков препинания.
Этого требует время. Этого требует партия. Этого требует всё прогрессивное человечество.
     01:18 14.09.2024
Большие проблемы с пунктуаций были...

Исправьте.
Гость      01:11 14.09.2024
Даже странно на литературном портале увидеть такое обсуждение. Наличие препинаков в поэзии давно уже не является обязательным. Весь вопрос в уместности применения такого приёма и мастеровитости автора. Кстати, и в прозе имеется пример отказа от препинаков - читайте известный роман Кормака Маккарти "Старикам тут не место".
     12:56 13.09.2024
1
В целом поддержу автора. Но есть что дополнить.
В заглавие статьи вынесен вопрос: допустима ли?
Сразу оговорюсь, что высказываю свое субъективное мнение и не претендую на истину для всех или вердикт по теме.
Допустима ли?   Вопрос порождает дополнительный вопрос-уточнение: допустима кем? А этот, второй вопрос рождает третий: что такое поэзия и является ли поэзией всякая рифмованная речь, устная или письменная?

Знаки препинания эволюционно возникли в письменной речи именно для того, чтобы улучшить качество кода передачи смыслов, а также, чтобы облегчить восприятие и согласовать речь с дыханием, поскольку мы, все же , говорим на выдохе, а для вдоха требуется небольшая пауза. Эта пауза в устной речи тоже, кстати, имеет смысловую нагрузку. 
Смысловую нагрузку имеет и интонация, которую лишь частично можно передать общепринятыми знаками, и высота и динамика тона, которые вообще не передаются нормативным письмом.
Лесенки в стихах, или разбивка на смысловые блоки, которые выделены новой строкой, в данном контексте есть не просто отказ от знаков препинания, а замена одной части кода - другой. И такая замена не может быть аргументом в пользу отказа от синтаксиса, ибо в значительной своей части все же является подменой. Когда удачной, а когда нет.  
Глубоко уверен, что отказ от одного инструмента в пользу второго, оправдан, когда новый инструмент способен полностью заменить прежний, причем в лучшем качестве.  Увы, в данном случае этого не наблюдается. А потому, два инструмента лучше чем один, для того, кто видит то, к чему стремится, творя.
И здесь, на мой взгляд, очень правильную вещь, отметила  Ирина Готовцева : те, кто действительно хочет быть понятым, не станут пренебрегать всеми инструментами, в том числе и отсутствием знаков синтаксиса, в случае многозначности и игры слов и смыслов.
В то же время, письменная речь еще далеко не завершила своей эволюции и продолжает развиваться. 
     10:17 26.06.2024
подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха".

Я с этим согласен, если писать так, что в каждой строчке будет законченная  фраза, можно писать без знаков препинания их роль будет играть то, что фраза начинается с начала строки и заканчивается в конце строки.
     17:02 25.06.2024
Допустима. К примеру верлибр или стихотворение , что пишется на одном дыхании ( непрерывно)
Знаки препинания даются для того, чтоб знать где остановится))
     10:41 22.06.2024 (1)
1
Прямо бальзам на душу - ваша статья. Иногда тоже пишу без запятых. Знаю несколько поэтов, которые пишут без запятых, но стихотворения их прекрасны...
     11:59 22.06.2024 (1)
2
Качество стихотворения не определяется наличием запятых, но все же очень редко отсутствие запятых работает на придание дополнительной ценности стиху. Очень редко.
     16:02 25.06.2024
Полностью согласна
     12:19 22.06.2024
Отсутствие знаков препинания при ясном изложении, и при должном образе, это норма в поэзии больше ста лет. Вид техники стихосложения. Хорошая статья. Как-то мне попадался интересный материал на эту тему. Если найду, вспомню - скажу. 
     11:38 22.06.2024 (1)
Военные носят форму.
И по форме и знакам различия их легко различить и правильно с ними общаться.
Никто еще не придумал распознавать воинских начальников по выражению лица или матерному строю речи.

Так и стихи.Их смысл в словах и знаках препинания. 
и если знаки есть - их должно употреблять, как военным форму.
Во избежание всеобщего хаоса и безначалия.
Что равно противопоказано и военным и стихам.имхо
     12:08 22.06.2024 (1)
1
Стихи — не парадная колонна. Даже военные не всегда носят форму. Можно представить себе разведчика, имеющего по документам звездочки, но ходящего в гражданском. Жизнь всегда сложнее схемы. А стихи — это жизнь слов, жизнь языка. Знаки препинания появляются исторически — это не конституирующий момент, а инструмент, обслуживающий коммуникацию. Облегчающий ее. Но кто сказал, что коммуникация должна быть простой? Вполне возможно, что автор не стремится к простой коммуникации…

Но в целом моя статья — не оправдание отказа от запятых в стихах, а скорей — о мере ответственности. О том, что подобный жест должен быть осмысленным, иначе он будет интерпретироваться как слабость и бегство от грамматики. Или слепая дань моде.Если в игнорировании знаков препинания нет особого смысла, если этим не добавляется к стиху некая ценность, то добросовестный автор, конечно, должен их использовать. Это вопрос чести и качества.
     12:16 22.06.2024
Я так понял, что мы рассуждаем об общих правилах, а не об исключениях типа разведчика в тылу врага.
А общее правило-надо знаки препинания в стихах и в прозе использовать! Такое мое мнение.
Реклама