Заметка «Почитателям творчества М.А.Булгакова»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 106 +2
Дата:
«Булгаков в пенсне»

Почитателям творчества М.А.Булгакова

Хочу обратиться ко всем читателям "Фабулы", как они и знаменитые булгаковеды укладывают в сознании такие действия Иешуа:

1. Откуда он достал себе чалму в каземате под контролем Афрания? По еврейской предприимчивости? Мол, и бабу на необитаемом острове еврей добудет (как в анекдоте про изворотливость).

2. Почему вдруг такой распрекрасный по доброте человек игнорирует своего единственного ученика Левия, когда тот  добирается до него едва ли не вплотную? Он вдруг стал злым?

3. Зачем на кресте автор поменял голос Иешуа, обозначив его "разбойничьим", то есть повешенный Иешуа говорит басом, сочувствуя своим соседям по казни? А прежде с прокуратором он говорил высоким голосом или тенором.

4. И на кой хрен ему дался прокуратор, когда бог забирает его душу?
Как Ваши знакомые объясняют для себя такие события романа?

  Мол, гениальный Булгаков по невежеству всё попутал, когда писал и проверял годами (12 как минимум лет!) свои тексты просто потому, что хотел красивее и путанее выразиться.

И где тут гениальность? Любой графоман напишет подобно ...  Главное чтобы поверили и домыслили сами ...
Послесловие:
Интересно, хотя бы один отзовётся?..
Реклама
Обсуждение
     20:28 16.06.2024 (3)
Отзовутся мало кто по причине того, что, по-моему, Ержан, Вы какие-то вопросы задаёте настолько узкоспециальные, что никто и не помнит этих подробностей текста.
Тем более, что для большинства читателей евангельские главы малоинтересны. Они действительно скучноваты... За исключением некоторых сцен.
А так-то, если ставить всякие вопросы, то можно их массу набрать. Почему, например, служащие поют "Славное море...", а не какую-либо иную народную песню?.. Не "Во кузнице...", скажем?.. Или что значит Алоизий Могарыч?.. Могарыч - это отчество или фамилия?.. Если отчество, то отчего такое странное?.. Разве есть такое имя Могар?.. Если фамилия, то... ну, есть вообще-то слово мАгарыч, значение которого известно, а мОгарыч... зачем такое изменение гласной?.. Вообще, всякие подобного рода вопросы - это удел каких-то дипломников и "кандидатов в доктора", которые пытаются чего-то там такое сделать из разряда проникновения в лабораторию писателя. Но, на мой взгляд, и сам этот термин ("лаборатория писателя") - дурацкий, и попытки эти мало кому нужны. Ну, написал так писатель и написал. Не "заморачивался", как говорится.. Другое дело - аллюзии и цитаты. Но в этих случаях сам писатель, как правило, делает их достаточно прозрачными. И разгадать их нетрудно. Если же они неявны, то, значит, и сам автор не преследовал цели, чтоб их непременно разгадали.
     19:50 19.06.2024 (1)
 Здравствуйте!
 Извините за назойливость, но захотелось добавить.
 Роман МиМ настолько связан логикой, что нельзя отказать М.А.Булгакову в его стремлении сделать свои метафоры угадываемыми в будущем, когда найдётся тот, кому будет интересны не собственные выдуманные фантазии (аллюзии, если хотите) на почве широкого кругозора и знаний, а авторское содержание. Когда читатель не станет вестись на эмоциональные впечатления от  сексуальных прелестей героинь женского пола с юмором и вперемешку с философскими рассуждениями о Мессии, вечности, добре и зле, а задумается о собственном бытии в России, о судьбе его истерзанного социальными экспериментами народа.
 О потерявших стыд (обнажённых) российских красавицах, выставленных напоказ перед всем миром, о младенцах, помирающих с голоду в богатейшей стране, о торговцах, вынужденных продавать тухлую рыбу, о распродаже произведений искусства, доставшихся в наследство от предков, о интеллигенции, поливающей грязью роман, который они пытаются так продвинуть и  воспеть, чтобы о нем услышали читатели, ... И т.д. Полно всего.
 И последнее.
 Настоящее искусство ВСЕГДА требует от своего почитателя необходимости ЗАМОРАЧИВАТЬСЯ в меру своих способностей, чтобы соответствовать уровню автора, который обязательно заморачивался, создавая своё творение. А вот не заморачиваются только графоманы.
 Так я думаю, Александр.
     20:07 19.06.2024 (1)
"Мастер и Маргарита" - хороший роман, но... всего лишь роман, и не более того.
Хороших романов написано много.
     12:29 20.06.2024
 Здравствуйте!
 Скажу так.
 Всё творчество М.А.Булгакова отражает поединок художника с тираном. А ещё он характеризует реальные "достижения" Русской революции прямо из пекла советской реальности от непосредственного свидетеля из первых рук.
 В МиМ бомж Воланд (Сталин, что автор нисколько не скрывает!), щеголяющий в потрепанном ночном тряпье, спящий на грязных простынях Лиходеева и ювелирши, где воняет дерьмом, и его свита вершат правосудие в Москве, послушные идеям мёртвого Иешуа (не живого исторического Мессии, но сосланного в село Шушенское, расположенного на реке Шушь, вождя мирового пролетариата).
 И как можно оценивать произведения М.А.Булгакова, не понимая его содержания?.. Без должного анализа его творений?
 Например,  где бюрократ и кретин И.В.Бунша является сатирическим портретом И.В.Сталина? А некий Герасим ежегодно лечит рак впрыскиваниями свободы в Европе ...
Я думаю, что роман МиМ единственный в своём роде. Ни "Тихий Дон", ни "Доктор Живаго" не поднялись до столь уничижительного отражения совковой реальности в виде гротескной карикатуры, где обречённость идеологии коммунизма показана дорогой в ад ...
  Где-то так, Александр.
     06:03 17.06.2024
Добавлю, что раз Вы отозвались, то мне одного этого довольно.
     06:02 17.06.2024
1
Здравствуйте, Александр! Спасибо за (как обычно) толковый комментарий.
 1. В принципе меня интересуют настоящие почитатели творчества Булгакова, если хотите узкие специалисты.
 2. Главы эти абсолютно не евангельские. Они отражают некие представления о своей миссии в сознании большевистских руководителей с точки зрения вечности. Так сказать в виде евангельского мифа.
 3. "Славное море, священный Байкал ..." - это песня каторжников. Ребятам из филиала предложили спеть хором о будущей перспективе следователи дела о экспроприации ценностей у населения в театре Варьете. Хоровым пением в криминальной среде в СССР называли согласованные показания свидетелей, естественно под давлением дознавателей НКВД. То есть несчастные служащие городского зрелищного  филиала (в реальности по указанному адресу в Вагантьевском переулке возможно размещался Московский отдел Наркомата Просвещения, тут мне нужны более конкретные доказательства, которых я пока установить не могу) находятся под угрозой преследования советской власти. Но отъезжая в клинику Стравинского, они запоют обычную популярную песню. Значит им зачли хоровое пение.
 4. Святой Алоизий Гонзаго знаменит тем, что спасал больных во время эпидемии чумы в Риме.
 Я считаю, что Булгаков сознательно прикрыл единственного друга мастера, давшего ему приют в подвальчике. Застройщика, к которому в самые тяжелые дни мастер хотел забежать в поисках сочувствия. И чтобы отвлечь цензоров от своего персонажа, автор наделил его столь смешной то ли фамилией, то ли отчеством. Могарыч. Естественно, стараясь подчеркнуть его якобы никчёмную сущность.
 Напомню Вам, что Коровьев отправил домовую книгу застройщику. И она в эпилоге романа оказывается у Алоизия.
 Следует заметить, что последняя окончательная редакция романа начинается словами "В час жаркого весеннего заката"..., где нет журналиста Алоизия.
  Подобных вопросов я думаю  наберутся сотни, если не тысячи, если пройтись по всем произведениям Булгакова. Это правда. Но они не для дипломников и кандидатов в доктора. Они для пытливых читателей. Условия, в которых писал свой роман Булгаков, не давали никому шанса выражать свои мысли прямо. Вот и получился столь сложный роман, где для понимания нужно заморачиваться.
  М.А.Булгаков написал свой роман только для избранных, которым не надо ему что-то прожевывать дополнительно, сознательно запутывая в лабиринтах фантасмагории книжников и фарисеев, нанятых советской властью энциклопедистов, которые подвизались на почве цензуры, выискивая крамольное содержание даже там, где его отродясь не было. Автор понимал, что столь опасное содержание должно проясниться в отдалённом  будущем. Иначе оно грозило чудовищными последствиями для его близких и собственно для самого романа.
 Честно говоря, это долгий и сложный разговор, когда писатель, художник пишет не для современников,  а для потомков, находясь в противостоянии с тираном.
 Учитель Булгакова Н.В.Гоголь писал подобно. Перечитайте "Тараса Бульбу". Это же сплошная сатира на имперское мышение! Или попробуйте в его Хлестакове узреть образ А.С.Пушкина ...
 Долгий разговор ...
 Извините за многословие.
Реклама