Александр Росляков.
Почему Сталин выращивал великих писателей, а Путин – бездарных холуев?
Статья меня заинтересовала. Этот вопрос мучил и меня. Надоели примитивные детективы с ясновидящими, общающимися с призраками и прочий бред. Режиссёры раздевающими актёров догола. Русофобы в культуре и искусстве.
Я вдруг поймал себя на мысли, что при нынешней свободе слова за последние лет 10 литературная жизнь у нас полностью сошла на нет. Самый обсуждаемый писатель – умерший 60 лет назад Борис Пастернак. Да и то – не в связи с его стихами и прозой, а из-за травли советскими «волками позорными».
Будущего нобелевского лауреата пинали ногами, приклеивая ему злобные ярлыки: «литературный сорняк», предатель, отщепенец», – в таких выражениях рисуется сейчас эта история. И кто-то крестится в ужасе: да, страшные были времена, когда так обходились с бедными творцами! Действительно, за публикацию за границей крамольного романа «Доктор Живаго» власть в весьма топорной форме выразила Пастернаку чисто символическое порицание. Но – и все! Никаких реальных топоров, судов, тяжких телесных повреждений – всего того, что применяется сейчас к инакопишущим, к нему не применялось.
Мало того, за ним сохранили царский особняк в Переделкино, его обеспечили доходной переводческой работой, пьесы в его переводах шли по всей стране, давая значительные отчисления… Да, исключили из Союза писателей – но не из Литфонда. И если первое служило чисто статусным признанием, в чем ставший классиком при жизни Пастернак и не нуждался, второе даровало такой список благ, что травимый мог кататься как сыр в масле! Спроси любого нынешнего писателя, согласился бы он на такую травлю? Да счел бы за верх счастья!
Я полностью согласен с автором. Мой перевод «Сонеты. Гамлет» прочитали несколько сот человек, о постановке в театре, фильме нет и речи. Чисто мой детектив – трагедия «Мститель» не хуже «Гамлета», но кто об этом знает? Нужели не найдётся у государства денег на один журнал, печатающий лучших?
Роман «Доктор Живаго» – очень слабый, по сути это свод черновых материалов к великим «Стихам из романа». Но три четверти «Литературной газеты» за 25.10.1958 г. были посвящены его подробнейшему пересказу и разбору. Неважно, что под знаком минус; Федин, Симонов и другие «подписанты» это наверняка отлично понимали, делая опальному собрату ту шумиху, без которой ему бы не видать Нобелевской как своих ушей.
И сам он за месяц до смерти написал: «По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то, что есть самое лучшее в нас – художник – оказался в моем случае не затертым и не растоптанным».
Советская власть поддерживала Высоцкого, Аксенова, Окуджаву и других крамолов, живших в СССР как те же сыры в масле, нет и речи! Нынешняя власть, напротив, научилась инквизиторским манером именно затирать таких и растаптывать. Самых неподдающихся – лишать свободы по суду и средств к существованию без суда. Но отчего такая разность в отношении к писателям у вчерашних бонз и нынешних? Ведь и вчерашние имели всю возможность растоптать любого – но как-то исподволь хранили и лелеяли былых еретиков, только подогревая интерес к ним критикой с трибун.
Советская традиция поддержки литературы шла от «кровопийцы» Сталина, который сделал для родной культуры и науки столько, сколько ни один другой правитель мира. Дома творчества для творцов, дачные поселки, лучшие квартиры, творческие союзы и командировки, гонорарные журналы – вся эта могучая инфраструктура, породившая высочайшую отдачу, была создана по его указке. Большинство творцов, включая вернувшегося в СССР при Сталине композитора Прокофьева, могло сказать о себе словами Пастернака, что они оказались «не затертыми и не растоптанными».
Государству Большинство творцов, включая вернувшегося в СССР при Сталине композитора Прокофьева, могло сказать о себе словами Пастернака, что они оказались «не затертыми и не растоптанными».
Сталин выращивал нужных ему для великих дел писателей, будущих нобелевских лауреатов; а Путин – бездарных прихлебателей, нужных для бесконечного бесплодного сидения при власти. И в итоге запрещенной по факту в РФ оказалась не цензура, гуляющая у нас со страшной инквизиторской силой, разве что под другим именем – а литература, коей больше нет.
Александр Росляков
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Если что, и за меня замолвите словечко, как за автора, у которого
тоже есть стихи, переплюнувшие мировых классиков.