Заметка «О застое в культуре и литературе»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 209 +1
Дата:
Заметка «О застое в культуре и литературе» самая комментируемая(30) работа за сутки
17.05.2024

О застое в культуре и литературе

Александр Росляков.
Почему Сталин выращивал великих писателей, а Путин – бездарных холуев?
Статья меня заинтересовала. Этот вопрос мучил и меня. Надоели примитивные детективы с ясновидящими, общающимися с призраками и прочий бред. Режиссёры раздевающими актёров догола. Русофобы в культуре и искусстве.
Я вдруг поймал себя на мысли, что при нынешней свободе слова за последние лет 10 литературная жизнь у нас полностью сошла на нет. Самый обсуждаемый писатель – умерший 60 лет назад Борис Пастернак. Да и то – не в связи с его стихами и прозой, а из-за травли советскими «волками позорными».
Будущего нобелевского лауреата пинали ногами, приклеивая ему злобные ярлыки: «литературный сорняк», предатель, отщепенец», – в таких выражениях рисуется сейчас эта история. И кто-то крестится в ужасе: да, страшные были времена, когда так обходились с бедными творцами! Действительно, за публикацию за границей крамольного романа «Доктор Живаго» власть в весьма топорной форме выразила Пастернаку чисто символическое порицание. Но – и все! Никаких реальных топоров, судов, тяжких телесных повреждений – всего того, что применяется сейчас к инакопишущим, к нему не применялось.
Мало того, за ним сохранили царский особняк в Переделкино, его обеспечили доходной переводческой работой, пьесы в его переводах шли по всей стране, давая значительные отчисления… Да, исключили из Союза писателей – но не из Литфонда. И если первое служило чисто статусным признанием, в чем ставший классиком при жизни Пастернак и не нуждался, второе даровало такой список благ, что травимый мог кататься как сыр в масле! Спроси любого нынешнего писателя, согласился бы он на такую травлю? Да счел бы за верх счастья!
Я полностью согласен с автором. Мой перевод «Сонеты. Гамлет» прочитали несколько сот человек, о постановке в театре, фильме нет и речи. Чисто  мой детектив – трагедия «Мститель» не хуже «Гамлета», но кто об этом знает? Нужели не найдётся у государства денег на один журнал, печатающий лучших?

Роман «Доктор Живаго» – очень слабый, по сути это свод черновых материалов к великим «Стихам из романа». Но три четверти «Литературной газеты» за 25.10.1958 г. были посвящены его подробнейшему пересказу и разбору. Неважно, что под знаком минус; Федин, Симонов и другие «подписанты» это наверняка отлично понимали, делая опальному собрату ту шумиху, без которой ему бы не видать Нобелевской как своих ушей.
И сам он за месяц до смерти написал: «По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то, что есть самое лучшее в нас – художник – оказался в моем случае не затертым и не растоптанным».
Советская власть поддерживала Высоцкого, Аксенова, Окуджаву и других крамолов, живших в СССР как те же сыры в масле, нет и речи! Нынешняя власть, напротив, научилась инквизиторским манером именно затирать таких и растаптывать. Самых неподдающихся – лишать свободы по суду и средств к существованию без суда. Но отчего такая разность в отношении к писателям у вчерашних бонз и нынешних? Ведь и вчерашние имели всю возможность растоптать любого – но как-то исподволь хранили и лелеяли былых еретиков, только подогревая интерес к ним критикой с трибун. 
Советская традиция поддержки литературы шла от «кровопийцы» Сталина, который сделал для родной культуры и науки столько, сколько ни один другой правитель мира. Дома творчества для творцов, дачные поселки, лучшие квартиры, творческие союзы и командировки, гонорарные журналы – вся эта могучая инфраструктура, породившая высочайшую отдачу, была создана по его указке. Большинство творцов, включая вернувшегося в СССР при Сталине композитора Прокофьева, могло сказать о себе словами Пастернака, что они оказались «не затертыми и не растоптанными».
Государству Большинство творцов, включая вернувшегося в СССР при Сталине композитора Прокофьева, могло сказать о себе словами Пастернака, что они оказались «не затертыми и не растоптанными».
Сталин выращивал нужных ему для великих дел писателей, будущих нобелевских лауреатов; а Путин – бездарных прихлебателей, нужных для бесконечного бесплодного сидения при власти. И в итоге запрещенной по факту в РФ оказалась не цензура, гуляющая у нас со страшной инквизиторской силой, разве что под другим именем – а литература, коей больше нет.
Александр Росляков


Реклама
Обсуждение
21:11 15.05.2024(3)
1
Эль Эф
Что толку писать на Фабуле, Вам надо сразу Путину писать.
Если что, и за меня замолвите словечко, как за автора, у которого
тоже есть стихи, переплюнувшие мировых классиков. 
23:41 16.05.2024
Анатолий Комогоров
А я писал Путину жалобу, мне свет к дому после пожара не хотели подключать, требовали чтобы я предоставил схему подключения. Так после жалобы приехали из трёх электроучастков и всё подключили за полчаса, а начальника, который у меня сто тысяч вымогал за схему, уволили.
Но это было когда!  Сейчас такое не прокатит...
22:47 16.05.2024
Это Сталину можно было писать и письмо доходило до адресата. До Путина помшники не допустят.Или подготовят при камерах для пиара
00:34 16.05.2024(1)
1
Светлана М.
Давайте составим список для чтения - особо тревожным и недовольным писателям. А то говорят, у нас нет литературы кроме Шекспира, Самойлова и Рослякова. А я к стыду своему последних двух вообще не знаю - впервые слышу. 
13:28 16.05.2024(2)
После призывов к голоду и баланде в самый раз составить списки и направить в соответствующие органы.  Составляйте, раз руки чешутся.Ясное дело слышите впервые. Раньше были Роман Газета, где печатали лучших. Может государство и предприниматели миллиарды отправляющие на запад возродить  журнал?  Или по по вашему это навредит литературе? Ваш гнев смешён, где вы прочли у меня непатриотичное? Не читал, но осуждаю - ваш принцип.
15:24 16.05.2024
Светлана М.
Гнев это у вас тут. В комментариях. Какие-то вселенские обиды на всех. 
15:23 16.05.2024(1)
Светлана М.
Это не призывы. Это ирония. Сарказм. Вы уже от обид на жизнь разучились воспринимать иронию? Как же вас Шекспир терпит. 
16:58 16.05.2024(1)
Ирония? Насмешили. А Шекспир терпит:
64
Безжалостна у Времени рука:
Пощады нет богатству и гордыне,
И башню, простоявшую века,
И бронзу вечных статуй опрокинет.

Я вижу, как голодный океан
Водою царство суши поедает,
А бере, волны рушит, как таран,
Баланс захватов и потерь равняет.

Чередованье этих перемен
Внушает, что закончится всё крахом,
Потери учат думать: грозен тлен,
В урочный час любовь погубит махом.

От этих мыслей хочется рыдать
О том, о том, что есть, но нухно потерять.

Здесь есть и ирония, и сарказм. Сравните с переводо Маршака. У него всё проще, для вас будет понятнее.
18:23 16.05.2024
Светлана М.
Куда уж Маршаку! Маршаку до автора сего опуса далеко. 
21:54 15.05.2024(2)
Светлана М.
При Сталине холуев было не меньше. Просто о них никто не помнит. Такая же картина была до войны, до 1935 - 36 года. 
Другое дело, что до 1917 была сильная интеллигенция. Они потом вернулись. А у нас кто сбежал? Больших личностей практически не было. Какие-то юмористы, пошляки и актёры не самого большого таланта. Есть и литература, и музыка. 
Но большинство талантливых людей сами по себе. Отдельно от всего и от всех. 
Потому что голода нет. 
13:39 16.05.2024(1)
Вы, наверное, сильно голодали, раз считаете его самым сильным объединяющим стимулом. Ошибаетесь. Блок от голода умер. Кого вы считаете талантливыми, как вы их находите, если они сами по себе? 
15:33 16.05.2024
Светлана М.
Я хорошо знаю историю литературы. И фрондеров таких, у которых все прекрасно в жизни, сытых и топчущих страну и авторов, видела много. Кроме таких и читать-то нечего в России - бедная, бедная страна, Путин не вырастил больше гениев, кроме Рослякова и Самойлова! 
А так да, было такое, что голодала. В 90х. И в обморок падала. 
Блок не от голода умер. Не надо перевирать историю. Я не хочу обсуждать его паёк в ЧК. И нервные болезни от нечистой совести. 
Я люблю его стихи. 
И мне довольно этого. 

22:42 15.05.2024(3)
Светлана М.
Надо бы Путину  долбануть по всей нашей интеллигенции лагерями и голодом. Чтоб заткнулись и занялись делом. И перестали сообщать всем на каждом столбе о своей ненависти и врождённом фрондерстве. Уже не смешно, и даже не страшно. Вызывает скуку  бесконечное бухтение не состоявшихся в литературе неудачников и нытиков - по причине кислой внутренней закваски. 
13:46 16.05.2024(1)
Приведите пример моей ненависти к кому либо. Неудачники те, кто написать ничего, кроме комментариев не могут. Я слава Богу написал и сонеты, и венки сонетов, и переводы сделал неплохие и для детей написал и стихи, и прозу. То что вы не читали не говорит о плохом качестве моих произведений. Это ваша нелюбознательность и плохой вкус.
15:26 16.05.2024(1)
Светлана М.
Я понаблюдала. Такая большая обида на всю мировую революцию) и на Путина бочку катите без конца, и Россия вам не такая. И литературы кроме вас с Шекспиром нет. Никакой разницы между сталинистами- ультра патриотами и либералами. Кроме себя вы кого-то читаете? 
16:34 16.05.2024(1)
Русь не привыкла к изобилью
Над нею света и тепла,
Три века рабства и бессилья
Упорно веру берегла.
И Вера помогла народу,
Москву, не зря зовут святой,
Полки за веру свободу
Привёл к победе князь Донской.
Москва росла, копила силы.
С соседних княжеств сбила спесь,
В людей уверенность вселила,
Все поняли: Столица- здесь!
Так крепла новая Россия,
Врастала в дебри и снега,
Не все оковы выносили,
Кто был смелее, шли в бега.
Сдвигали за Урал границы,
Казак Ермак - шагнул в Сибирь,
Царь Пётр, любивший, сам трудится,
Страну к морям раздвинул, в ширь.
Народ смелел и рвался к счастью,
Но, власть не делалась умней,
А без ума, людские страсти
Не сдержишь с помощью цепей.
Царя низвергли комиссары,
Серп, на гербе сменил орлов,
Стравил людей в кровавых сварах,
Усатый вождь большевиков.
Умел поставить цели Сталин,
ГУЛАГ учил их выполнять,
Крестьян из центра и окраин
На стройки века стали гнать.
Пустели хутора и сёла,
Выветривался русский дух,
Мы, примирившись с произволом,
Протестовать боялись вслух.
И так весь век, он был не ласков -
Война сменялась вновь войной,
За Марксом, сказанные сказки,
Россию гнали на убой.
Но выстояла, победила,
Упал к ее ногам Рейхстаг,
Фашистов, уложив в могилу,
Зажгла над нею алый стяг.
Тут Бог оставил нас, славяне,
Пропив рассудок и кресты,
Готовы вновь на поле брани
Отчизну рвать на лоскуты.
Нас столько лет учили братству!
Пускай не так, пускай – не те,
Вновь разделяться святотатство
Измена предкам, их мечте.
Князья к добру не приводили,
Воюя с братьями за власть,
В Орду за помощью ходили,
Сегодня не стыдятся красть.
Хотят великую державу,
Разворовав, в клочки порвать.
Неужто, наших дедов славу,
Мы им позволим в грязь втоптать?
Молю, опомнитесь, славяне!
Где ваша гордость за отцов?
Вновь, счастье ищете в тумане,
Призвав, в поводыри слепцов?
Спасает душу не нажива,
Не миллиарды на счетах,
Не хлебом с маслом люди живы,
А правдой в жизни и словах.


https://stihi.ru/2008/06/23/601
Обида естьна тех, кто в 91 страну развалил. А у вас нет?   Это из сказки про Путина. 
17:28 16.05.2024
Светлана М.
У меня нет обид ни на кого за 91 год, мне обидно что сегодня нас убивают и плюются разные психопаты, как и в 91м было. И подножки на каждом шагу пытаются ставить. Обычно воют по этому поводу именно те, кто её помогал разваливать. Они бы и эту, нынешнюю развалили бы, если б могли. Но руки коротки, в отличие от языков. 
05:42 16.05.2024(1)
1
Александр Кинунен
Надо бы Путину  долбануть по всей нашей интеллигенции лагерями и голодом.

Светлана, проходили мы это век назад.
Не дай бог!
Тогда и Вас саму, к сожалению, вторая волна "долбанет".
Как же мы это забыли, что везде стали повторять.
11:17 16.05.2024(2)
Светлана М.
Вот и я о том же. А то тут страдания такие: мол, Сталин выращивал гениев, а вот Путин, гад, не выращивает. О чем хотел сказать нам автор? Автор мечтает о новом Сталине, который будет все делать как надо, вот тут они и развернутся! Ему моментально дадут ново-сталинскую премию, наверное. Он же круче Шекспира! Как так, нет ходу  гению к кормушке Литфонда! 
И ведь долбят не переставая. Достукаются одни, а баланду будут хлебать все. 
14:22 16.05.2024
олдтнская осень

С пером в руке кудрявый Пушкин,
На стол небрежно брошен лист,
Стоит нетронутая кружка,
Листок, как честь невесты чист.

Поэт горит от нетерпенья,
Распахнуты окно и дверь -
Он ждёт прихода вдохновенья,
Забыв про боль былых потерь.

Растаял месяц, луч рассвета
Давно свечу тушить велит,
Сегодня счастье у поэта -
Всю ночь с ним Муза говорит.

На лист ложатся строчка к строчке,
Не зря была бессонной ночка.

А вы что написали о Пушкине?
14:05 16.05.2024(1)
Знаете, я не привык к деликатесам. Щи да каша - пища наша. Не напугаете.Я живу скромно, печатаю книги за свой счёт по 30 экземплв, на большее моей пенсии не хватает. Поэтому вам моих книг купить не удастся. Читайте электронные.
15:38 16.05.2024
Светлана М.
Буду грустить и читать других поэтов. Стихи которых прекрасны на вкус и не ограничены в свободе доступа. 
Мне будет трудно без вашей книги изданной за ваш счёт. Но я привыкла к трудностям) 
23:04 15.05.2024(1)
1
Александр Красилов

Надо бы Путину  долбануть по всей нашей интеллигенции лагерями и голодом.

Хм... Забавно...

А Вы, Светлана, кто? Трубоукладчица?..
00:30 16.05.2024(2)
Светлана М.
Я не страдаю фрондерством. Не испытываю желания культивировать в себе и излагать письменно свою ненависть к стране, Президенту и литературе. 
А что с вашей неистребимой иронией и сарказмом? 
Вы приуныли, Красилов? 
Нытьё отдельных сверходаренных личностей закончится плохо для всех. все будут посажены за листки с перьевыми ручками и будут сочинять круче Шекспира.   А то и Самойлова с Росляковым! 
Иначе баланды не дадут. 

А вообще что-то многовато развелось литераторов, которые круче Шекспира и Пушкина. И официальные фавориты М. Симоньян, и местечковые обитатели сайтов. И литературы нет у них. Кроме них. 
13:54 16.05.2024(1)
Вы это говорите про меня, который написал:
Сегодня никто не сможет, да и не о ком сказать, как Одоевский о Пушкине:
«Солнце нашей поэзии закатилось!»
Видимо, поэтому вся Россия любит его. Почти забыты стихи, вчера гремевших, Симонова и Твардовского. Имена поэтов поливаются грязью, неизвестно кем, и откуда выкопанных, или выдуманных сплетен. 

Насмешили, читайте статью и мои стихи о Пушкине, и покажите мне свои о нём. Думаю их у вас нет. А у меня почти о всех поэтах серебряного века. Читайте больше, меньше будете говорить глупостей.
15:37 16.05.2024(1)
Светлана М.
Мало ли кто и что написал. Мы все что-то пишем. 
16:40 16.05.2024(1)
писали по немногу о чём нибудь и как нибудь тогда не утверждайте, что я других не читаю. Читаю и восхищаюсь и пишу об этом. Об Ахматовой, Цветаевой, ....
17:31 16.05.2024
Светлана М.
Маловато чтобы судить о сегодняшней литературе. 
08:12 16.05.2024(1)
Александр Красилов

ненависть к стране, Президенту и литературе.

Это хорошо сказано.

К стране, Президенту и литературе...
Какие рядоположные понятия...

А ненависть к вице-премьеру?.. Вице-премьер достоин этого списка?..
Или хореография? Хореография может находиться в одном ряду с Президентом?..
11:13 16.05.2024(1)
Светлана М.
Я просто перечислила то, что увидела в тексте статьи и в комментариях автора. Вы сопоставляете то что пишете с контекстом? Или у вас задача выдергивать слова из контекста и кривляться?  Получается неплохо. Но плохо связано с контекстом. Поэтому дотягивает только до сольного циркового номера. Надо работать ещё...  Чтобы слегка попадать в диалог, так сказать, с собеседниками. 
13:02 16.05.2024(1)
Александр Красилов

Или у вас задача выдергивать слова из контекста

Не из каунтекста (произносится с прононсом).

Из Ваших комментариев, архисерьёзная Вы наша....
15:21 16.05.2024
Светлана М.
Вы мало поработали, Александр. Каун вы наш. С прононсом. 
15:53 15.05.2024(1)
Александр Красилов
мой детектив – трагедия «Мститель» не хуже «Гамлета»

Это-то само собой разумеется.
Но посильнее ли она, чем "Фауст" Гёте?..
Вот в чём вопрос!
17:23 15.05.2024(1)
нет. У меня не было столько времкеи, чтобы написать такое. Насчёт вашей иронии: не верьте на слово, прочтите. Если угадаете финал напишите, и я признаю, что у Шекспира  интереснее.
17:41 15.05.2024(1)
1
Александр Красилов
Финал?..
Дак чего там предугадывать?
"Короче, все умерли"(С).
20:42 15.05.2024(1)
Ошибаетесь, добились своего и процветают.
21:37 15.05.2024(1)
О Фаусте, подобную историю я описал в своей первой сказке "о России и её власти" Основа сюжета спор Бога с князем тьмы. она написана (приснилась) за неделю, поэтому короткая.
Наш год - единый миг для Бога.
Он сотни лет глаз не смыкал,
Мешала за людей тревога,
В двадцатом веке задремал.
Пока он спал – жизнь продолжалась,
Забыл заветы человек,
Империй многих не осталось,
Разрушил их жестокий век.
Нет Австро-Венгрии, России,
Кровь смыла тысячи границ,
Застыли ангелы в бессилье,
Пугая скорбью бледных лиц.
И в это время Бог проснулся:
“Как вы бледны? Что с князем тьмы?”
Спросил, зевнул и потянулся.
“Прости, бессильны были мы.
Война и бунт снесли границы,
Могучих некогда держав.
Гордец не уставал трудиться,
Зачинщиком раздоров став.
Сгубил великую Россию-
Страну, любимую тобой,
Не раз смиренно мы просили:
“Иди к себе, командуй тьмой.
Лишь злобный хохот был ответом
На просьбы ангелов твоих.
А мы, покорные заветам
Молились, чтобы он утих.”
22:58 15.05.2024(1)
Александр Красилов
Прекрасная сказка.
Прекрасная.
В своём роде.
05:38 16.05.2024(1)
Александр Кинунен
Единственная.
В соседней палате тоже что-то такое есть, но не дотягивает, нет, не дотягивает.
13:32 16.05.2024
Не дотягивает до чего? Может вы не в той палате лечились?
17:45 15.05.2024
1
Анатолий Комогоров
Сталин выращивал великих писателей, а Путин – бездарных холуев?

А каких это великих писателей Сталин вырастил?
Диссидентских?

Роман «Доктор Живаго» – очень слабый...

О! Мне он тоже не понравился. Я думал, что это я один такой...

Я не понял, это кто написал Самойлов или Росляков?
Роман, который лучше Гамлета, где читать?
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама