Сегодня я хочу рассказать о фокальных персонажах в литературе. Но прежде всего, нужно сказать, что вообще означает слово «фокальный». Произошло это определение от слова «фокус». То есть, фокальный персонаж, это тот, от лица которого ведется повествование, тот чьими глазами читатель смотрит на историю. Иногда, если повествование ведется от первого лица, фокальным персонажем становится автор- рассказчик. Но в произведениях от третьего лица все сложнее.
Во-первых, в больших произведениях (повестях и романах)фокальных персонажей почти всегда несколько. Мало того, известны случаи, когда авторы по нескольку раз переписывали главы, меняя фокальных персонажей. Но смена персонажей не может быть частой, и желательно, чтобы в каждом эпизоде или даже главе был один фокальный персонаж.
Во-вторых, автор должен вживаться в роль каждого из своих фокальных персонажей. Ведь у бродяги, короля, бандита и красавицы совершенно разные речь, воспитание и менталитет. То есть нельзя употреблять слова, которых не может быть в речи персонажа.
В-третьих, фокального персонажа нужно описать со всех сторон, но даже если автор не разделяет его точки зрения в каком-то вопросе, или вообще терпеть его не может, об этом НЕЛЬЗЯ говорить прямо. К счастью, существует множество других способов – через мысли персонажа, поступки, поведение, отношение к нему других героев и (особенно!) через диалоги.
В-четвертых, поскольку повествование ведется от лица одного персонажа, все, что он не может видеть, слышать и знать, должно опускаться. Иначе возникает фокальный сбой. Для примера возьмем две фразы:
Маша почувствовала, как у нее покраснели щеки.
Маша увидела, как у нее покраснели щеки.
Во второй фразе – ошибка, поскольку без зеркала человек не может увидеть, что у него покраснели щеки. Поэтому нужно следить за тем, что видит, слышит и чувствует персонаж, а для этого больше читать разной литературы и наблюдать, как авторы работали с фокальными персонажами.
| Помогли сайту Реклама Праздники |