Каббала́ (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке[1] и получившее распространение в XVI веке[2]. Эзотерическая Каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения[1].
Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.
Законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зогар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).
Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (букв. «Сад», «Рай»). Это понятие является аббревиатурой (акронимом):
• «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
• «Ремез» — букв. «намёк»;
• «Драш» — толкование;
• «Сод» — тайна.
Считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы, как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах.
Умозрительная Каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II-III веков по Р. Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому[3]. Известен выдающийся сефардский неоплатоник XI века Гебирол, который оказал сильное влияние на формирование классической Каббалы.
Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовном мирах.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E1%E1%E0%EB%E0
*
Как видим, Каббала не относится к первичным источникам Знания, она вторична. В отличие от других учений и откровений, призванных сделать тайное знание понятным максимально, К. на первый и второй, более пристальный взгляд, решает противоположную задачу. Она не упрощает путь, а многократно усложняет его.
Ибо не существует иной истины, отличной для какого-либо избранного народа.
Всеми приёмами и техниками, описанными в К., можно овладеть с помощью других книг. Но только не с помощью самой Каббалы.
Обратимся к «Зоар»:
«7. Вначале. Раби Эльазар открыл: «Поднимите глаза ваши вверх и смотрите, кто создал это». Поднимите глаза ваши, в какое место. В место, где все глаза зависят от него, и кто он. Открывающий глаза. И там узнаете. Это скрытый Атик, где есть вопрос, создал это. А кто он, М”И = кто. Он называется от края неба высшего, где все принадлежит ему. Т.к. есть вопрос, он по пути скрытому и не раскрывается, называется М”И, потому что выше нет вопроса, этот край неба называется М”И.»
(перевод подлинника)
Таким образом, автор выдаёт себе карт-бланш сразу, говоря об умозрительности или теософской теоретичности. А между тем «Зоар» считается практической частью Каббалы!
Лейтмотив таков: «Вы никогда не поймёте того, что понял я», «потому что…»
Читаем далее.
Учение десяти сефирот, Бааль Суллам:
«Бесконечность – это Ничто, затем кэтэр, называемый тогу, затем боху, включающий 4 основы.
3) И дело в том, что Бесконечность называется Ничто, т.к. в нем нет никакого восприятия т.к. нет там материала (3) и нет формы вообще (4) , и затем выходит тогу, это кэтэр (5) , и затем выходит боху, включающий 4 основы: Ху”Б Ту”М.»
Здесь же:
« Пояснение сказанному: обязана быть промежуточная ступень между Творцом и творением, потому что имеется отдаление между ними, подобное удалению неба от земли. И как сможет одно светить в другом, и как сможет одно сотворить другое, если это две противоположности и если не будет чего-то среднего между ними, соединяющего их, чтобы это была бхина, близкая к Творцу и близкая к творению.»
Разумеется, что Каббала основывается на духовном, и оно, это духовное, не имеет ни места, ни времени, здесь нет исчезновений, изменений, а все, что говорится в К., не означает, что состояние исчезает и принимает иной вид. Изменение означает появление чего-то дополнительного, при котором первоначальное состояние остается неизменным, поскольку изменения и перемены происходят только в материи.
Подобно слепому от рождения, пытающемуся нарисовать и объяснить то, что никогда не видел – окружающий мир, создатели Каббалы и современные каббалисты придают следствию значение причины.
Описывая мир духовный, следует ли использовать термины мира материального? Следует ли вообще использовать какие-либо термины, если они не отражают истины? Каким образом для познания качественно большего можно использовать меньшее, не разъясняется.
Таких попыток было много за историю человечества, но Каббала – наиболее неудачная из них. Евреи изучают Каббалу всю жизнь, на протяжении поколений, стареют, умирают – так и не постигнув тайны, смысла сего учения. Теургия так и остаётся для них инструкцией за семью печатями, начало которым положил ещё Экклезиаст.
Для чего же, для кого была создана Каббала?
Есть мнение, что она имеет чисто декоративное значение, не имеющее практического применения. Её также можно рассматривать как некий тренинг для развития абстрактного мышления, ибо имеет значение не эфемерная цель, обозначенная в ней самой, а сам процесс. Процесс, его безупречность – это и есть цель. Адепт должен прилагать такие усилия в познании, которые являются для него максимально возможными.
Смысл – в бессмысленности.
«Каббалист знает, но не может». (с)
| Помогли сайту Реклама Праздники |
чтобы мы все вместе осудили то, о чём никто не знает ?
Вы не постигли смысла Каббалы, так как же Вы можете судить о её смысле ? :)