…Видимо, я какой-то ущербный... Но не понимаю я его (Бродского), не лежит к нему сердце, не радует ум, всё какое-то чужое, не наше, не настоящее, не российское, не земное, ну не моё!...
По началу, я ведь и в самом деле сильно расстраивался. Ну как же так? Это же, все таки, лауреат Нобелевской премии, - а её, по моим тогдашним понятиям, кому попало на дают, - и ведь, по мнению многих, он - гений, известный на весь мир... Почему Пушкин, Блок, Есенин, даже Ахматова нравится, даже Маяковского понимаю - а вот Бродского ну никак? О современниках говорить не буду, не корректно как-то, «большое видится на расстоянии»… И серьезно опасался, что видимо я лишен какого-то особенного «поэтического слуха», - как у некоторых музыкального, - что некий важный, необходимый душевный орган, для понимания его возвышенной поэзии, у меня отсутствует, словом - тупой...
…Однако, сразу же скажу, что умышленно, особо, объемно я его и не читал. Даже вообще, не читал специально, чтобы его понять, разобраться. Так, попадались иногда, случайно на глаза отдельные фрагменты, строки или стихи, чаще всего - в публикациях в Сети, под заголовками типа "Великое стихотворение И. Бродского..." или "Пронзительное..." или "Гениальное..." А иногда даже категорически усиленное утверждением, что "после его прочтения ваша жизнь круто изменится и уже никогда не будет прежней...". Ну да!.. Ну конечно!.. А как же иначе?
…Ну, а остальная, считающая себя таковой, «продвинутая» в этих делах публика охотно все это подхватывает, тиражирует и радостно, и громко «трубит» в унисон. Все же хотят себя приобщить и почувствовать «истинными» знатоками и ценителями «настоящей» поэзии! На пример такой "эталон" ясности мысли: "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку" приводит некоторых в восторг талантом и краткостью.[color=rgba(6, 6, 15, 0.87)] А, мне кажется, - если его поэзию очистить от приписанной ему приторной шелухи гениальности, - Бродский очень даже простой. Он, как раз без каких-либо «фокусов» особенных каких-то ритмов, рифм, "вывернутых", сложных для простого человека, ассоциативных рядов и метафор. Все как будто написано специально и написано специально не сердцем, а умом. И, как будто написано, для уже изрядно «ширнутых», «под кайфом» или просто подпивших, «чувственных» и сентиментальных особ, с открывшимся им «третьим глазом»…
…Нет, конечно, есть и у Бродского что-то вроде "великого", значимого, что-то о судьбах «настоящих» поэтов, «удобряющих собой нашу землю». Но, опять же, это, - как мне кажется, - только для очень не искушенных и опять же, «чувственных» и сентиментальных особ, с открывшимся им «третьим глазом»… Есть много примеров талантливого, «великого» и получше, на эту же самую тему, но приводить их конкретные строчки, по такому очевидному поводу, не буду. Зачем?, кто хотел услышать, тот услышал, а кто нет, тем более ...
Продолжение будет...
Из пьесы «Дачники». (Стихи Власа)
«…Маленькие, нудные людишки
Ходят по земле моей отчизны,
Ходят и — уныло ищут места,
Где бы можно спрятаться от жизни.
Все хотят дешевенького счастья,
Сытости, удобств и тишины.
Ходят и — всё жалуются, стонут,
Серенькие трусы и лгуны.
Маленькие, краденые мысли…
Модные, красивые словечки…
Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки…»…
Почему в русской речи Есенин,
А вот Бродского с Галичем нет?
Потому, что Есенин - весенний,
А те двое для нас - пустоцвет.
Почему в русской речи Высоцкий?
Пастернак вот не слышен никак...
Потому что Высоцкий - высотский,
Пастернак же для нас - пастернак.
2010