Поэту Владимиру Высоцкому. 25 января — день памяти Владимира Высоцкого. Поэту исполняется 86 лет со дня рождения... В принципе, 86 лет не так уж и много. Высоцкий ушёл в 42. Это ничто по современным меркам. Но написать он успел так много, что ни в какое время не вмещается. Его Поэзия - без времени. Я хочу рассказать о том, что меня особенно волнует в творчестве Владимира Семёновича. Это - его Вера в Бога. В 1988 году, работая с театральным коллективом старших классов в одной из московских школ, я написала сценарий по книге Марины Влади "Прерванный полёт." Во время работы над спектаклем, ребята были потрясены. Дети многое не знали о творчестве Высоцкого и я начала читать им стихи из первого томика самиздата - "Нерв". Ещё мы слушали его песни. И тогда (а это был 1988 год!) ребята меня спрашивали: " А кто такие апостолы, о которых говорит Высоцкий?" "А кто это Архангелы?"
Напомню ключевые слова 80-х: молодёжная политика, ВЛКСМ, коммунистическое воспитание, закон о молодёжи, Советское государство, пятилетка, партия. И вдруг в маленьком сборнике самиздата "Нерв" совершенно непонятные слова: святая святых, благодать, благословенье, иконы, кресты, лампады, малиновый звон, молитвы, крещение, апостол, дьякон, архангелы, ангелы. Не говоря уже об именах божиих - Дух, Христос, Распятый, Божий Сын. Упоминаются и имена Матери Божией: Богородица, Мадонна.
Кто тогда знал эти слова, и кто был в церкви? Кто знал про Страшный Суд и апостолов? Нам на работу принесли Евангелие, так мы его прятали, и по очереди читали, а тут вдруг такие слова открыто! Поэт, однозначно, был знаком со Священным Писанием. Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что Высоцкий далеко не всегда употребляет священные слова и цитаты к месту( Песня про плотника Иосифа). Извольте: так кто же тогда разрешал относится к религии серьёзно? А насмешки – это пожалуйста! Но что касаемо личности Владимира Высоцкого – он то точно знал о Ком пишет. Ему была очень интересна эта тема. Как и каждому великому Поэту. И опять приложим руку к сердцу и подумаем – у кого ещё в то время была поднята тема Бога и Веры в Бога? Не считая Вознесенского( Юнона и Авось). А имя Божие (и совсем не всуе)? А духовно-философские вопросы? Ведь тогда всё, связанное с Верой было под запретом. Человека, который говорил о Боге без глумления, могли не только не понять, но и просто посчитать душевнобольным.
Многие из нас хорошо помнят, как тогда относились к верующим. И, тем не менее, Высоцкий рискует и поднимает в своих песнях, которые он пел перед огромной массой людей, те закрытые, гонимые темы, которые волновали его самого и тревожили его. И его не забирают в каталажку! Это ли не диво?
Вспомним:
Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней — немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что — не то это все, не тот и не та!
Что — лабазники врут про ошибки Христа!
И дальше:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу…
Или другая песня: «Купола российские»:
В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, —
Если до крови лоскут истончал, —
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще ГОСПОДЬ замечал!
Какая силища в этой песне! Какое знание того, о чём пишет Поэт!
А ещё:
«Баллада об уходе в рай», «О фатальных датах и цифрах», «Райские яблоки» и другие. Приведу несколько строк:
Один из нас уехал в рай,
он встретит Бога там, ведь есть, наверно, Бог…
В песне о фатальных датах и цифрах Высоцкий ставит Христа в один ряд с безвременно ушедшими, свою песнь поэт исполняет очень серьезно и трагически, это видно по сохранившейся видеозаписи его выступления.
:::А в 33 Христу, — он был Поэт, Он говорил:
Да не убий! Убьешь — везде найду, мол.
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал.
В песне «Я не люблю», Поэт опять вспоминает Христа.
«Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа».
А "Райские яблочки!" В то время,параллельно закрытым книгам о Вере, все читали Даниила Андреева. Он был мистиком, но верующим человеком. Его описания миров возмездия точно совпадает с данными в стихотворении Высоцкого "Райские яблочки":
Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем,
Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем,-
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап у ворот на ворота глядел.
Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.
Седовласый старик что-то долго возился с засовом -
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить - и ушел.
И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва,- оглушило малиновым звоном!
Все вернулось на круг, и Распятый над кругом висел.
И апостол-старик — он над стражей кричал-комиссарил —
Он позвал кой-кого, и затеяли вновь отворять...
Кто-то палкой с винтом, поднатужась, об рельсу ударил —
И как ринулись все в распрекрасную ту благодать!
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Пётр-старик — он апостол, а я остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок...
Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Почему – то именно этой песней были шокированы мои старшеклассники, и мы взяли её на конкурс (районный, комсомольский). Моего чтеца остановили на полуслове, со словами: "Ну понятно! Следующий!" Ребятки очень расстроились тогда. И к следующему конкурсу мы готовили уже стихи Высоцкого на военную тему. Но и там были слова о Боге, молитве и Архангелах.
Вот:
"Песня о конце войны":
Вот от копоти свечек уже очищают иконы.
И душа и уста — и молитву творят, и стихи.
Но с красным крестом все идут и идут эшелоны,
Хотя и потери по сводкам не так велики…
А вот моя любимая про истребителей:
Их восемь, нас двое. Расклад перед боем не наш.
Но мы будем играть. Серёга, держись!
Нам не светит с тобою, но козыри надо равнять!
Я это небесный квадрат не покину.
Мне цифры теперь неважны.
Я знаю: мой друг защищает мне спину.
А значит и шансы равны!
Сергей! Ты горишь! Уповай человече
Лишь на надёжность строп… Нет поздно!
И мне вышел мессер навстречу. Прощай!
Я приму его в лоб. Я знаю другие сведут с ними счёты.
Но по облакам скользя взлетят наши души, как два самолета, —
Ведь им друг без друга нельзя.
Архангел нам скажет: В раю будет туго!
Но только ворота — щелк.
Мы Бога попросим: Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!
А вот знаменитая "Надя с шоколадом"
Скоро будет Надя с шоколадом!
В шесть они подавят нас огнем, —
Хорошо, нам этого и надо —
С Богом, потихонечку начнем!
Когда пели мои ребята, из комиссии подошла женщина, и отведя меня в сторону сказала:" Нина, я никогда ничего подобного не слышала. К Высоцкому относилась как к хулигану. А военные песни – это же... силища какая!" Она заплакала и отошла… На том конкурсе мы не взяли никакого приза.Но слова этой женщины были большим призом для нас!
Не знаю что испытывает теперешняя молодёжь, но когда мы с ребятами из десятых классов слушали песни или сами читали их наизусть было полное погружение в военное время.. Двое мальчишек стали курсантами лётного училища…
Как-то очень умело и тонко умел Владимир Семёнович использовать тему религии маленькими вкраплениями в свои стихи, и многие ли поэты позволяли себе это в то время? Приведу несколько этих "вкраплений":
"Вершина"
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И м о л и м с я, чтобы страховка не подвела.
Или вот:
Открылся Лик – я стал к нему лицом,
И Он поведал мне светло и грустно:
«Пророков нет в отечестве своем –
Но и в других отечествах – не густо»…
А "Парус"? Одна из первых песен Поэта:
А у дельфина взрезано брюхо винтом
Выстрела в спину не ожидает никто.
На батарее нету снарядов уже.
Надо быстрее на вираже.
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь...
На мой взгляд желание покаяться жило в Поэте Высоцком всегда. Он не мог ударить человека по лицу, он с такой любовью и жалостью писал о конях, лебедях, дельфинах и волках, что сомнения не остаётся - Высоцкий был человеком с душой ранимой и светлой. Чувствуя в себе тяжесть за сделанные ошибки, он каялся, а быть может и читателя своего призывал к покаянию…
Последние же стихотворения Владимира Высоцкого просто вопиют к Богу.
1 июня 1980 года:
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли,
Но чтобы душу дьяволу - ни-ни!
Зачем цыганки мне гадать затеяли?
День смерти уточнили мне они...
Ты эту дату, Боже, сохрани, -
Не отмечай в своем календаре или
В последний миг возьми и измени,
Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли
И чтобы агнцы жалобно не блеяли,
Чтоб люди не хихикали в тени.
От них от всех, о, Боже, охрани,
Скорее, ибо душу мне они
Сомненьями и страхами засеяли!
11 июня 1980 года:
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
МНЕ ЕСТЬ ЧЕМ ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД НИМ....
|