Заметка «Римская Морская пехота»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: О войне и истории
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 919 +1
Дата:

Римская Морская пехота

название


У Рима не было боевого флота. То есть совсем не было. А зачем? Римская армия на суше самая сильная, перед ней все бежит, а за ней все горит, а если нужно сплавать на какую-нибудь Сицилию, то корабли всегда представят союзники. Так считали всевозможные сенаторы, преторы, консулы, центурионы и прочие трибуны.

  Но тут началась эпоха Пунических войн и у главного противника Рима Карфагена, оказался очень неплохой военный флот. Тут Римляне и задумались: И стали спешно строить флот. И построили его всего за год. Как и через полторы тысячи лет сделал Петр Великий, Римляне строили из сырого дерева, сушить не было времени. Корабли, строили по всей Италии, а экипажи набирались в Риме.

 Опытных гребцов почти не было, и будучи прекрасными организаторами, римские морские центурионы устроили на суше своеобразные тренажеры, названые по имени придумавшего их консула Гая Дуилия - 'тренажер Дуилия'. В землю на схематичной изображенной корабельной палубе, вкапывались скамьи, по обе стороны от которых укреплялись уключины с веслами. Будущие гребцы садились на скамьи, и учились по команде одновременно работать веслами.

 Таким образом, когда к весной 260 г. до н.э. на воду было спущено около полутора сотен кораблей, они были уже укомплектованы экипажами, в состоянии выйти в море. Морскими офицерами и матросами на них стали в основном греки из союзных городов, но большинство из тридцати тысяч гребцов, были набраны из италийских крестьян и римской городской бедноты, прошедших обучение на сухопутных тренажерах.  

 Римские корабелы не стали изобретать колесо, и построили легкую эскадру старых и испытанных бирем* и трирем*, и тяжелую из ста двадцати Пентер (или иначе Пентекотер или Квинквирем). Эти тяжелые суда были созданы на базе стандартного Карфагенского корабля, попавшего к Римлянам в качестве трофея). Надо сказать, что Карфагенские военные моряки, предпочитали в морском бою таран и легкие римские биремы и триремы, они щелкали как семечки.  

   И Римляне прекрасно понимали, что мало построить Пентеры и обучить гребцов, надо еще и освоить современный морской бой, а на это просто не было времени.  

 Пентекотера, это было тяжелое боевое гребное судно с пятью рядами вёсел, расположенных один над другим или в шахматном порядке. Водоизмещение её достигало свыше 200 тонн, длина 45 метров, ширина 6 метров, экипаж около 300 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка. Пентеры имели еще и парусное вооружение, две мачты с большими прямыми парусами, но использовалось только на переходах и при попутных ветрах. На максимальной скорости квинкверема могла пробить вражеский корабль насквозь. Но для этого, как уже было сказано выше, требовались определенные навыки. И тут Римляне нашли выход...

   Они рассуждали так. Мол не умеем мы воевать на море, зато умеем воевать на суше, значит надо пользоваться тем, чему мы обучены лучше чем противник. То есть что бы победить карфагенские корабли, надо доставить на их борт лихих римских легионеров. Так была создана первая в мире морская пехота. Римские морские пехотинцы именовались "манипулариями" и "либурнариями". Теперь оставалось придумать, как по ловчее доставить морпехов на расстояние удара гладиуса*, к морякам Карфагена. Тут уже за дело взялась Римская разведка и Римские инженеры. Сиракузы, где творил великий Архимед кишели Римскими шпионами и кое-какие идеи оттуда, помогли римлянам в короткие сроки создать секретную систему - "Ворон" - абордажный штурмовой трап (по латыни corvus). Он мог вращаться на системе блоков и имел боевой вынос как спереди, так и с обеих сторон по носу. Сам мост снабдили оградой-бруствером для безопасности перемещения по нему морпехов, по нему могли передвигаться по два человека в ряд.  






  Помимо этого карфагенян ждал еще один сюрприз:   На карфагенском пятипалубном корабле было 300 гребцов и только 20 воинов. А на каждом римском же судне, было тайно размещено до ста двадцати морских легионеров.   Исход битвы, согласно тактике карфагенян, должен решать таранный удар - передней частью корабля обшитой железом. Для подобной задачи, требовалась хорошая маневренность и большое количество гребцов, а воины несли чисто вторичные функции, чего там, добить из луков тонущих римлян.  

   И вот в 260 г. до н. э. - наступил день битвы при Милах, день славы консула Гая Дуилия.    Флота воюющих сторон пошли на сближение. Часть карфагенских кораблей привычно готовилась к таранному удару, на ходу намечая жертвы. Другие намерились пройтись вдоль бортов римлян, чтобы сломать весла и, следовательно, сделать противника неподвижным. Насмешки карфагенских моряков, вызвали непонятные сооружения на палубах римских кораблей, зря они смеялись! Когда до столкновения оставалось всего ничего, 'вороны' стали разворачиваться и опускаться на карфагенские корабли. Железные клювы впивались в палубы и намертво соединяли враждующие суда. Карфагеняне ничего не понимали но тут по мостикам побежали римские легионеры, сверкая обнаженными мечами. Морская пехота пошла в свою первую атаку.    

   Результаты битвы были ошеломляющими не только для карфагенян, но и для самих победителей. 50 пунийских кораблей римляне либо потопили, либо захватили. Остальные еле спаслись позорным бегством.  


   


 Был захвачен и корабль командующего пунийским флотом Ганнибала ( не того который потом чуть не взял Рим). Карфагенский адмирал сбежал на лодке, но вскоре пожалел о том, что остался жив. Его распяли собственные воины (была такая традиция у карфагенян - убивать своих военачальников, проигравших сражение, что о кстати в этом есть).  

   Консул-плебей Гай Дуилий был первый из римских военачальников получивший триумф за морское сражение. Благодарные соотечественники наградили Гая Дуилия пожизненной почестью: при возвращении с пира его должны сопровождать факельщик и флейтист с флейтой или трубач, играющий на трубе.      Так началась славная история Морской пехоты.  




Реклама
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама