Повторить не грех, повторю: сегодня у меня настоящий праздник, мой друг и коллега, товарищ по разработке идеи бардовской критической публицистики Владимир Береснев наконец-то выдал первый текст. И текст этот уже опубликован сегодня утром. Ну а я на радостях и в благодарность спешу выполнить свое давнее внутреннее обещание самому себе, и разобрать тут по косточкам одну из самых его мощных и неоднозначных песен "Перечитывая "Последнее письмо".
Прежде, чем я начну говорить непосредственно об этой песне, я хочу прояснить тут собственное отношение к некоторым вещам, вызывающим сегодня повсеместно жаркие споры. Я - скорее патриот, чем наоборот, но сам упрощенный взгляд на этот вопрос, который сегодня распространен, меня бесит. Я поклонник Пушкинского понимания любви к Родине. Это же он выдал фразу, что сам он ругает, ругал и будет ругать Россию, но вызовет любого немца, который себе позволит при нем это же. Пушкин, с позиции сегодняшних патриотов был бы гоним. Он же и в ссылках бывал, за убеждения, и с декабристами дружил, и "Во глубине сибирских руд" написал. Кстати, любимый нашим президентом Лермонтов - тоже.
А еще хочу уточнить, что "Последнее письмо" - это песня, которую знают практически все, но практически все не знают, что они ее знают. В народе у нее прижилось название "Гуд бай, Америка, о-о-о-о-о". Кажется все, можно начинать.
Кажется, уже лет 40 никто из бардов не пишет песни на 8 минут. Раньше как-то это было в ходу. И Галич такими размерами баловался, и Леонид Семаков тоже, но вот как-то с появлением клипов, а за ними и клипового мышления длинные песни сошли на нет. Береснев рискнул, и написал длинную песню. Причем, если посмотреть текст, будет совершенно не понятно, где же там 8 минут гулять-то. Текста не более, чем на три. Но Володе понадобился тягучий, нарочито медленный темп звучания, понадобились длинные цитаты из Горана Бреговича, из той самой песни, которая оказалась ключевой в одном из самых "американских" фильмов снятых славянином. "Arizona Dream". И это - совсем не случайно.
Здесь настроение, вернее даже не само настроение, а ощущение настроения напрямую связано с темпом. Ночь. Открытое окно. Чашка кофе. За окном спальный район Перми, а кажется, что свинцовые волны Гудзона. И не тоска, а ощущение, что должна быть тоска. Я, впервые услышав эту песню, на ежегодной нашей концертной акции "Авторская песня года" был настолько захвачен этой тягучестью исполнения, что и сам-то вдруг ощутил себя плывущим сквозь какие-то густые маслянистые волны большой воды. И, кстати, даже не понял, что песня длилась так ужасающе долго.
Несколько лет назад, Береснев показал у нас в Бард-кафе программу с эпатажным названием "За Родину". Именно эпатажным, потому, что придя на концерт люди поняли, что в программе нет ни одного лозунга. И лозунга За Родину нет особенно. Оказалось, что это такая одессакая форма построения фразы, типа - Поговорим за Родину. И разговор этот, пронзительный и щемящий, а местами веселый и бесшабашный до сих пор стоит у меня в ушах. Тем более, что сохранилась у меня аудиозапись этого концерта.
Главным в том разговоре, как и в сегодняшней песне стало желание убрать весь модный пафос и все модные стереотипы с этой темы. И вот эта песня, она об этом же.
Люди, воюющие в интернет-чатах за Родину, как мне кажется, оказывают ей, Родине медвежью услугу, вызывая у остальных рвотные рефлексы своей упрощенной и поверхностной логикой. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что и те, кто воюет на другой стороне вызывают аналогичные рефлексы.
Владимир Береснев решает тему через собственное искреннее недоумение - почему же так, почему внутри у него "чужая страна, а не наша славная Родина", и это звучит гораздо убедительнее и на самом деле доходит до печенок. И это недоумение - еще одна из причин такого супермедленного темпа звучания песни. В самом деле, если у вас есть настоящий и больной, как зубная маята вопрос, не будете же вы искать на него ответы быстро-быстро.
Ну и особенно пронзительно звучит здесь тема детства, и Родины как детства, или наоборот - детства как Родины. Ну а что еще-то можно сравнить с ощущением Родины, или ее антитезы "внутренней Америки". Детство не нуждается в признаниях в любви. Оно и есть любовь. И именно через ощущение детства мы только и можем по-настоящему, а не лозунгами и стереотипными фразами хоть что-то ощутить и понять в своих непростых отношениях с Родиной. А у людей думающих, людей размышляющих и умеющих чувствовать отношения с Родиной не могут быть простыми.
Понимаю, что и разговор тоже получился тягучим и длинным. Понимаю, что и так вы тут уже устали и хотите домой. Но, знаете, я добью этот разговор песней, с которой у меня напрямую перекликается Бересневская "Перечитывая "Последнее письмо". И этот разговор тоже. Тем более, что в упомянутой тут уже программе "За Родину" эта песня в исполнении Владимира Береснева стала важным событием и важным аргументом в разговоре. Это одна из самых любимых моих песен у великого автора Михаила Щербакова - "После детства". Правда, ютуб мне не предложил запись поющего это Михаила Константиновича, зато предложил запись с альбома "DÉJÀ", очень вкусно и бережно закрытую кадрами из отличных советских фильмов. И это тоже дает дополнительные краски всему тому, о чем мы тут сегодня так неспешно поговорили.
| Помогли сайту Реклама Праздники |