Заметка «Стихия городского романса - возвращение гитары.»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 4
Читатели: 120 +1
Дата:
Предисловие:

Стихия городского романса - возвращение гитары.

  Ну, что же, а теперь о бардах, о забытых именах и временах!
  В нашем городе Приморске на Азовском море, где я провела большую половину своего детства, в каждую первую неделю ноября устраивали фестиваль бардовской песни. Это была прекрасная традиция ещё с пятидесятых годов, как только стихия городского романса стала врываться в жизнь людей, любящих искусство слова и живой мелодии. Эти наши вечера-фестивали были и праздниками поэзии, и городской (так называемой "дворовой" песни под гитару). Они проходили весело и азартно, нас детей родители всегда брали с собой в эту особо-притягательную атмосферу. А всё начиналось с того, что...
  Многое изменилось в стране с середины 50-х годов. Это было время, когда ставили высокие цели. Все и во всём. Физики, лирики. Диспуты, концерты. Барды. Славное, наверное, было время.
  Символом обновления стала Москва 1957 года. Раскованная, добрая, помолодевшая столица встречала фестиваль. Моя мама была тогда ещё ребенком, но помнит эти дни очень чётко, особенно, как на ВДНХ встречали индийскую делегацию. Она часто об этом рассказывает, особенно про встречу в парке Горького, когда рядом с ними, любопытными девчонками, села рядом на лавочку знаменитая и любимая многими Наргис.
  Когда сейчас пересматриваешь эти давние кадры хроники, то в их черно-белом формате угадываешь атмосферу, предопределившую многие искания и открытия и в литературе, и в театре, и в кинематографе.
  И вот в эти светлые годы юности наших родителей произошло возвращение гитары, которая многие годы упорно изгонялась из быта. Ей предпочитали оркестры из труб и барабанов. Но "оттепель" разморозила многие понимания и чувства. С ними ожила и гитара.
  На экране пели:
Что так сердце, что так сердце растревожено...
  Пели тепло и сердечно. Это поразило и заразило всех. Просто многое из того, что сегодня нам кажется пустяком, воспринималось тогда как малый глоток свободы. А впереди шёл "надежды маленький оркестрик", шёл лучший отряд советских бардов. Их записали в дилетанты. А они и были любители. Но любители от слова " любить"!
  Они любили жизнь, поэзию, песню. И потому их сразу захватил кинематограф. Как самое демократичное из искусств, он нуждался в этой простой, человеческой, сердечной поддержке. Но не всё проходило гладко. На первом своём концерте в Доме кино Булат Окуджава был встречен словами "пошлость", "мещанство". Статья о Юлии Киме в  "Комсомольской правде" называлась "Осторожно, пошлость!". Но процессы начавшиеся в обществе, были не обратимыми. Очень многие заявили о себе в тот период: и писатели, и кинематографисты, и барды. А.Володин, В.Розов, Э.Радзинский, Ю.Трифонов, Г.Шпаликов, М.Хуциев, П.Тодоровский. В искусство пришли достоверность, правдивость и оптимизм. Это был уже не показной, ложный оптимизм, просто время было действительно весёлое и оптимистичное, как гитара с красным бантом в руках искусного музыканта! 
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама