Предисловие:
На "Фабуле" заявлен конкурс рассказов о кино с подтемой "Как разные народы сближаются при созидании. В данном конкретном случае - при создании киношедевров"
Тема дружбы народов в новом прозаическом конкурсе
На "Фабуле" заявлен конкурс рассказов о кино.
Кстати, для тех, кто уже заходил в тейные степи: правила в корне поменялись, так что не помешает ознакомиться с ними ещё раз претендентам на золотые недали (или педали).
В правилах указано, что за освещение темы "дружбы народов" в СССР даётся поощрение в "3" балла. Что это за дружба такая в рамках темы кино?
Да всё очень просто!
В каждой советской республике была своя киностудия, если не две, а то и три. Но делали ли эти кинофирмы свои кинофильмы исключительно только силами своего народа? Нет, нет и ещё раз нет! Фильмы делались силами всего Союза!
Примеры такой дружбы народов?
Да сколько угодно!
Кинофильм "Игла" 1988 года.
Киностудия "Казахфильм". Режиссёр Рашид Нугманов.
Один из авторов сценария - Бахыт Кулибаев.
Всё. Непосредственно казахи на этом исчерпались. Потому как второй сценарист - Александр Баранов - русский, исполнитель главной роли (его имя настолько известно, что его произносить всуе - грех) - кореец. Среди актёров, кроме русских - и татары, и белорусы, и украинцы.
Пробежимся по другим кинокомпаниям СССР?
-----
"Азербайджанфильм"
Можно, конечно, рассказать историю этой киностудии, перечислить все фильмы, созданные на ней, вспомнить всех режисёров-актёров-сценаристов-операторов, но хочется и желатся сразу "с места - в карьер", сразу же перейти непосредственно к дружбе и народов. И кинокомпаний...
Фильм "Тайна корабельных часов" 1982 года. Снят в союзе и сотрудничестве "Азербайжанфильма" и "Киностудии имени Довженко". Налицо дружба двух ССР.
А среди принимавших участие в создании фильма "разброда" национальностей и ещё больше.
--------
"Арменфильм".
Много знаменитых актёров (Армен Джигарханян, Фрунзик Мкртчян) и режиссёров (Эдмонд Кеосаян) подарила Союзу Армения. Но они работали не только со своими соплеменниками. В "Неуловимых мстителях" Кеосаяна кто только не снялся! Да и Джигарханяна в "Место встречи изменить нельзя" окружали не только исключительно армяне.
Кстати, Сергей Параджанов снял свой первый фильм именно на "Армянфильме"
-----------
"Беларусьфильм"
Одна из самых плодовитых кинокомпаний.
Именно под её эгидой были созданы такие шедевры постановочного кино как: "Буратино", "Красная шапочка","Иди и смотри", "Государственная граница", "Белые росы", "Кортик"...
И где тут дружба народов?
Да всюду! "Фабрика грёз" - белорусская, создатели со всей Великой страны, зрители - как со всей Великой страны, так и с её окрестностей.
И да: это можно сказать об абсолютно любом фильме, созданном в СССР. Вместе созидать куда приятнее, чем по-отдельности разрушать. Но это понятно только психически и морально здоровым людям. Впрочем, только их, собственно, и можно назвать "людьми".
Стоит ли продолжать?
Ну уж коли начали, то пробежимся, наверное, по всем основным кинокомпаниям советских республик.
-----------
"Грузияфильм"
Многие фильмы Георгия Данелии, знаменитые короткометражки, "Отец солдата", "Солнце неспящих", "Покаяние"...
Да, режиссёры и сценаристы, в основном, грузины (и это, пожалуй, особый случай, поскольку менталитет такой), но среди актёров частенько встречаются и армяне, и русские, и украинцы.
---------------
"Казахфильм", "Узбекфильм", "Киргизифильм"..... все кинокомпании Средней Азии во время войны, по сути, стали филиалами русских, украинских и белорусских киноиндустрий.
Как я считаю, просто само воплощение дружбы народов в Советском кино.
Вершина. Апогей.
Единственно у кого, возможно, показатель накала кинодружественности может быть выше - это у "Одесской киностудии".
Но тут и примеров особых не требуется. Всё и так понятно и известно.
Прибалтика. Тут пафос и патетика (в самых лучших значениях этих слов) и просто дружбы, и кинодружбы в том числе, явно идут на спад (не в обиду этим народам будет сказано).
Наверное даже во времена СССР это был больше бизнес...
А к чему это я всё?
Ну да: "3" балла.... )))))
|
Вот только и сейчас (да и в том возрасте, когда мы учились в школе и имели возможность чуть не каждый день её видеть) она представляла весьма сложный интеллектуальный тест. Без соответствующих подписей далеко не каждый житель СССР может легко, с листа, как говорится, определить, кто из изображённых пятнадцати братьев и сестёр какую именно союзную республику представляет.
Я попробовал (никуда не подглядывая). Вот что у меня вышло.
Слева направо по порядку: туркмен, кто-то из Прибалтики, узбек, кто-то из Прибалтики, украинка, таджичка, белоруска, русский, армянин, казашка, грузин, киргиз, азербайджанка, кто-то из Прибалтики, молдаванин. То есть: различить представителей трёх республик (Литвы, Латвии и Эстонии) для меня стало весьма трудной задачей. Для меня все их костюмы неразличимы. Остальных различал либо по типичным головным уборам (туркмен, киргиз, молдаванин), либо по верхней одежде, которую трудно перепутать с какой-либо иной (грузин), либо по косичкам (таджичка). И то, не уверен, всех ли определённых мною угадал верно. И это ещё одно подтверждение того, как, живя в едином "союзе братских народов", мы на самом-то деле мало знали друг о друге.
Кстати, что интересно (и на это могут попенять как борцы за "угнетённый русский народ", так и, наоборот, "русофобы"), только русский изображён почему-то в современной одежде, а не в национальной. И как понимать сие - непонятно: то ли только русские имели в СССР возможность позволить себе европейский костюм, то ли, наоборот, "забыли корни свои и истории не знают", а, может быть, уже поднялись на высшую стадию интернационализма, или ещё что-то означает этот замысел художника... Короче - понимай, как хочешь. Но деталь, повторюсь, интересная.