Предисловие: Хотел я написать все это просто в комментарии на своей ветке, но получилось много. Поэтому решил записать новую заметку. Русские стихи. Ответы и вопросы. Продолжение темы.Прочитал я ответ Фрагорийского на мое высказывание о его стихотворении "Русские стихи". Называется она «Русские стихи. Ответ на рецензию».
Ничего кроме сожаления у меня это чтение не вызвало. В моем комментарии я специально не касался каких-то высоких сфер – ходил по земле и задавал простые вопросы по тексту стиха:
- почему в стихотворении вороны стрекочут, а не каркают?
- что такое фальшивая фальшивка?
- что это за болезнь такая – лукавая лихорадка?
И т. д. То есть понятные всем вопросы, на которые ожидал получить понятные даже для меня ответы.
Взамен получил пол-диссертации, в которой Фрагорийский на вопрос о стрекочущих воронах стал длинно и нудно рассуждать о польской унии и Реформации на Руси, а еще показал ролик с поющей вороной. Он бы еще попугая или кенаря туда всунул. На вопрос об «отступниках холста» рассказал про смартфоны, биотехнологии и новые способы выращивания гомункулов. К «лукавой лихорадке» приплел зачем-то Фауста и иностранцев, не державших в руках Евангелие на русском языке, к Ваалу с Вием – скотоложество и, ни много, ни мало, попытку сломать законодательную систему России. А кроме того, сел на своего любимого конька и понес какую-то чушь про людоедство, некроманию и сатанизм. Ну и так далее. Все это длинно, заумно, нудно. Постоянно уводил тему в какие-то закоулки, отсылал к каким-то несущественным деталям и сферам, не имеющим никакого отношения к стихотворению!
Фрагорийский, при чем здесь все это и зачем? Простые вопросы предполагают простые и понятные ответы. А вас занесло в такие дебри, что и не выбраться! Я уже не спрашиваю: вы хоть одного людоеда живьем видели? А сатану или беса за хвост дергали?
Но даже не это главное. Хуже другое. В своем ответе он дает ясно понять, что критика его стиха – не что иное как попытка взорвать изнутри Русь! А страничку моего комментария он называет «площадкой для враждебных высказываний, специально открытой для оплевывания», хотя сам походя оплевал группу фабулян, цитирую:
«Кроме них нет тут более никого. Борцыц и борцунов за щастье народа и светлое будущее русской поэзии. Они будут бороться, чтоб не дай Бог такие как я не попали в число "русских поэтов". Людей, задающих вопросы называет, разумеется, не иначе как "критеги". Какое невероятно раздутое, опухшее самомнение! ))
Я хочу заметить, что на моей странице не было оскорбительных переходов на личность автора и его защитников, чего на странице Фрагорийского в избытке. И все это выглядит мерзко и отвратительно!
И мне хочется спросить: Фрагорийский, вы кем себя возомнили - краеугольным камнем Руси? Главной скрепой? Вам там голову на вашем поэтическом Олимпе случаем не надуло?
В общем, я разочарован.
И в продолжение темы у меня есть еще один вопрос к уважаемому мной фабулянину, творчество которого мне симпатично и близко – к Наталье Фройнд. Хотел написать ей в личке, чтобы не дразнить здесь народ в целом и Фрагорийского, в частности, но мне это сделать не удалось. Приходится спрашивать здесь. Поэтому если Вы увидите это мое обращение, ответьте, если будет желание.
Я увидел ваш весьма лестный отзыв на стихотворение того же Фрагорийского «И грамота твоя берестяная».
Я прочитал его. Несколько раз. И не увидел ни одной причины для восхваления. И хочу узнать у Вас - что Вы там такого увидели? Пожалуйста, разъясните мне. Я честно попытаюсь понять. Потому что на мой взгляд, это не поэзия, это псевдопоэтическая заумь. В нем нет центральной, внятно выраженной идеи. Это набор более-менее удачно подобранных в ритм слов и выражений. Спросите у автора о чем оно – он не ответит, но опять пустится в длинные рассуждения о сатане и сатанистах, о том, что мир катится в тартарары и прочий вздор. И это меня не удивит – эти строки обо всем и ни о чем. К ним можно притянуть все – от инопланетян, похищающих людей, до пережаренной яичницы. И я хотел бы услышать ответ от вас, от автора, пишущего внятные, легко считываемые смыслы и стихи, которые не надо читать, выворачиваясь наизнанку. В отличие от стихов Фрагорийского - их надо читать либо пьяным, либо находясь под кайфом.
Я выскажу свое мнение на основе того, что я читал у Фрагорийского: скорее всего он думает, что этот его заунывный, угрюмый стиль, это нагромождение тяжелых как каменные валуны, слов, вся эта чернуха – это и есть настоящая поэзия! Что всякая там пейзажка, ирония и любовь-морковь – это тьфу, мелочь и грязь, недостойная его пера! Якобы он пишет об экзистенциальном, о вечном и вечности, о борьбе Добра и Зла, Тьмы и Света, о краеугольных вещах и скрепах, о том, что весь наш мир находится на краю пропасти и только благодаря ему еще не свалился в пучину, в бездну. И грузит, и грузит, и грузит…
Наталья, вы можете себе представить состояние слушателя, пришедшего на авторский вечер Фрагорийского, где он полтора-два часа слушал такие заунывные вирши? Да этот несчастный еще долго будет вздрагивать и испуганно озираться при одном только упоминании о поэзии!
И еще. Наталья, не кажется ли вам, что произведения Фрагорийского лайкают больше потому, что мало кто пишет в такой стилистике. Просто потому что не умеют. Вот и все. И слава богу! Потому что это вовсе не указывает на силу такой "поэзии". Никакого откровения в этих стихах нет. Они навороченные, да. Но при этом пустые как пуста порода в терриконах – навалено всего много, а ценного и полезного в них… Как бы сказать помягче… - недостаточно.
Мне тут намедни очень строгим тоном заявили, что Фрагорийский – это имя! Что это новое слово в современной русской поэзии! Что я не имею права к нему даже подходить! А стихи, наверное, читать (шутка). Хм… В моем окружении есть несколько очень авторитетных поэтов, лауреатов и победителей Кубка Балтии и стихировских Дебюта и Поэта года, "Вечерних стихов" и Грушинских фестивалей, Кубка мира по русской поэзии и фестиваля имени Волошина, а также многих других престижных конкурсов - людей, выпустивших на гонорарной основе по несколько поэтических сборников и т. д. Удивительное дело – я ни разу не слышал от них фамилию Фрагорийского! Клянусь! Как-то спросил, они пожали плечами – не слышали. Хочу заметить: такого в поэтической, да и в любой творческой среде не бы-ва-ет! Это означает, что он широко известен только в очень узких кругах.
Ну и совсем напоследок:
П. Фрагорийский в своем ответе всячески демонстрирует презрительное отношение и к вопросам, и к людям, их задающим. Хамит, плюется, высокомерно выпячивает губу, мол, я тут князь, а вы плебеи! А еще демонстрирует равнодушие: мол, пофиг ему это – там внизу кто-то копошится, а он тут весь в белом на Парнасе в небесах летает… Кокетничает: «А что мне доказывать и кому? Я не вижу ни малейшей потребности в этом. Это пусть доказывают те, у кого есть такая нужда. Я не нуждаюсь»
Нуждаетесь, Фрагорийский, еще как нуждаетесь!
И вся эта ваша кокетливая бравада - насквозь фальшивая, нелепая и неуместная.
И этот длинный, пространный, нудный и заумный опус, называемый "Ответом", является блестящим показателем вашего показного и лживого "равнодушия".
PS
Обращаюсь ко всем любителям конспирологии, интриг и черных кошек в темной комнате: никакого противостояния я не проявляю, никаких планов мести у меня нет, мне просто не нравятся эти стихи. Так что в своих репликах постарайтесь обходиться без этого всем порядком надоевшего вздора. |
Страшно читать. Надо написать третью, четвёртую, пятую заметку, писать до упора, не опускайте руки, мистер Джуга! Пока что все это работает плохо. Но надо продолжать борьбу! Не оставляйте попыток, Александр! Это шанс если не войти в историю литературы, то хотя бы на хромой козе въехать. Как критик одного поэта. Тоже неплохо за неимением ничего другого.
С теплышком!