Упс!.. Вороны стрекочат?! Но они же обычно каркают – кар-кар! (А.Д.)
Обычно? Возможно. Но в ситуации потрясений вороны могут вести себя иначе. Стрекочут. И даже чирикают. «Расхожая» ворона каркает, а ворона, подражающая голосам другим птиц - поет чужим голосом, и курлыкать может, и стрекотать. Происходит подмена –вместо того чтобы каркать, ворона начинает обманывать, говорить на чужом языке. Это к вопросу о смысле образа.
В стихе вороны – метафора. Вороны над могилой – падальщики. Говорят на чужом языке в то время, как гибнет их жизненное пространство. Так люди радуются вместо того чтобы плакать - смерти соплеменников. Неестественность...
Образ предательства, ренегатства – связан с образом вороны в человеческой культуре давно и плотно. Вороны кружат над умирающими. Кому смерть – кому пир. Ворон - мистический символ (от фильмов ужасов до поэзии и фольклора, и западного, и восточного). Вороны – предвестники неприятностей. В старину считалось , что если вороны стаей вылетают из леса, то это предвещает голод, несчастье, гибель деревни, войну, «мерзость и запустение». Можно вспомнить фильм Хичкока о нашествии птиц, ворон, а можно – вспомнить знаменитого ворона По.» Или можно вспомнить последнего свидетеля Иуды, ворону, вспорхнувшую с ветки, когда его тело повисло на осине. Кинематограф.
Во многих произведениях с вороньем сравнивали реформаторов церкви. Реформация на Руси всегда происходила через польские унии, шла с запада и уничтожала русскую культуру. Их называли «воронами», «черноризниками», и так далее. Грачи, вороны, в общем – не светлые. Так народ воспринимал. Потом это влияние вместе с носителями этого влияния изгоняли с русской земли, жизнь налаживалась, все мирились. До следующего «крестового похода».
Это история.
2. МОГИЛА
3. О фальшивых суррогатах. Там в рецензии много текста ни о чем. Цитировать не буду, почитаете, если интересно.
Суррогат – подмена, подделка, эрзац.
Фальшивый – это еще и «неискренний», «лицемерный», «лживый». Это к слову о тонких смыслах русского языка. Сочетание двух слов дает двойное усиление образа, и уточняет, о чем речь. Кому-то такой художественный прием нравится, кому-то нет. Но применено это осознанно и автор не видит в этом повода для такого галдежа.
4. Отступники и слова и холста.
Речь о том, что предателем, (отступником, ренегатом), производится создание неискреннего «псевдоискусства». Искусство подменяется его эрзацем, подделкой. За искусство выдается лжеискусство. А происходит это вследствие предательства – и искусства, и собственного Божьего дара, и языка, и Образа, который нас формировал. Вместе с ренегатством (предательством божественных истин и переход на службу антибогу) человек теряет и Божьи дары. Предательство – тотально в человеке. Получит ли он подарок от антибога – вопрос десятый. Бывает.
Тут совсем просто. Не понятно откуда столько «ярко продемонстрированного изумления» - у «редактора литературы»)
В русской (православной) культуре есть понятие: ЛОГОС, он же ОБРАЗ. И мощнейшие традиции единства слова и изображения, литературы, музыки, живописи – как выражение этого ОБРАЗА. Святая молитва – и икона. Столпы ортодоксальной христианской веры, её внешнего, символического выражения. Отступничество от Бога и веры меняет и слова, и картины. По сути. Происходит подмена содержания. Белое становится черным.
О ЯЗЫЧЕСТВЕ И ХРИСТИАНСТВЕ
Это взаимопроникновение ГНОСТИЧЕСКОГО языческого начала (магия и демонология) и АГНОСТИКИ, христианства (в первую очередь, православия, ортодоксальной , византийской доктрины) – ярко отражено в гоголевском «Вие». Церковь, в которой произошла драма Хомы ( аналог Фомы Неверующего) – после осквернения уподобляется «развалинам капища Ваала». Т.к. и была капищем Ваала по сути.
Мы ниже к этому вернемся.
5. А это что за зверь – лукавая лихорадка? (А. Д.)
Лукавая лихорадка (метафора, поэтическое обобщение) – это нездоровая эйфория, одержимость. Бесовщина, охватывающая человека. Когда человек находится «в лютой прелести», он ведет себя лихорадочно, агрессивно, охвачен нездоровой истерией, «нечистой радостью» (злорадство, назойливость, разрушительность, негатив, ненависть, запрограммированность на уничтожение человека в разных формах, от морального уничтожения до физического). О таких говорят – лукавый им руководит, лукавый играет человеком, водит его, лукавый попутал, лукавый трясёт душу, болезнь от лукавого. Лукавый – это дьявол. Одно из его имен. Русское понятие. Не знаю, кому это может быть неизвестно. Разве что иностранцам, не державшим в руках Евангелие на русском языке.
6. Как можно вместе, на одну чашу весов класть Ваала и Вия? (А.Д.)
Очень просто. И Ваал, и Вий – это воплощения нечистого (лукавого, т.е. сатаны, дьявола, абсолютного зла – в системе не только православной, но и шире – авраамической). Языческие божества.
И Ваал, и Вий находятся в одной и той же хтонической и архаической системе верований.
Ваал – бог плодородия (культ лингама, фаллоса и т.д. – у разных народов по разному). Значение имени – владыка, хозяин, бог земного благополучия, покровитель племени (Ваал имеет «местные» привязки, к поселениям) Подробности можно будет посмотреть по ссылке ниже. Ваал (Баал и т.п.) это языческое божество, контролирующее мир «условно живых», «тёплых». Дневной бог наземного мира.
Вий – владыка подземного мира. Это – владыка ада, мучитель, повелитель адской тюрьмы, мучилища. Бог мрака. Ночной бог.
В некоторых культурах он является воплощением Вельзевула. Есть и другие разновидности воплощений. Формы разные, основа одна.
Ваал – хозяин земного, видимого мира. Повелитель нечисти на земле. Вий, бог смерти с тяжелыми веками – бог адского садизма, повелитель нечисти подземной. Ваал – заказчик всего этого, владыка, Вий – исполнитель, палач, каратель. Подробнее можно прочесть в энциклопедиях.
Что «рецензенту» не понятно в последней строфе – не знаю. Образ воскресения, возвращения к Богу, возвращение даров. Русские стихи - как образ молитвы и Господнего откровения. В общем, остальное – не стоит обсуждения. Основные моменты осветил.
Будут вопросы - задавайте.
СТИХИ ПО-РУССКИ
Представляю, как тутошних критиков плющило бы от такого названия. ))