Свести важнейшие реки края, называющегося сейчас Европейская Россия, люди мечтали давно. Народы, населявшие 34-й регион, в поисках кратчайшего пути «накатали» между Волгой и Доном разные переволоки (лучшей считалась Дубовская). Турки, а затем Петр I приказывали «сшить» стратегические артерии соединением их притоков. После неоконченного рытья канала в Камышинском районе до сих пор заметна гора. Тут стоит поселок Петров Вал… Тем не менее, цель так и не была достигнута до самого 1948 г. Вот тогда за дело взялись по-советски серьезно! Прорыли грандиозное гидросооружение непосредственно между указанными водоемами. Так родился Волго-Донской канал.
Сооружение Волго-Донского канала (к его названию следует добавлять слово «судоходный») началось в 1948 году. Вместо так и оставшегося «на бумаге» проекта французского инженера Дрю (жившего еще при царизме) лидер советской страны (И. В. Сталин) одобрил разработку Сергея Жука. Речь о проектировщике, известном к тому времени созданием Беломорско-Балтийского и Волго-Московского каналов. Он доказал Сталину, что умеет учитывать каждую мелочь. Во-первых, исследовательским методом был найден самый экономически и логистически выгодный перешеек (по прямой это расстояние представляет 76-километровый участок полей (однако соединительный путь должен был сделать две петли и, соответственно, оказаться длиннее). А вообще-то самое короткое расстояние от Дона до Волги – это линия Качалино – Ерзовская бухта. По прямой Быстрый Проток Дона и названный залив можно было бы соединить путем всего в 52 километра. Но местный рельеф усложнил бы работу в десятки раз. К тому же аграрных равнин тут встречается мало, а канал был задуман еще и как система гидроузлов для орошения.
Итак, было извлечено 150 000 000 кубометров грунта, уложено 3 000 000 кубометров бетона, построены 3 водохранилища, 13 шлюзов, а также различные монументальные украшения в популярном тогда стиле «Триумф». Тут применялось в общей сложности 8 тысяч машин и механизмов, в их числе такие экспериментальные как первый советский шагающий кран и шагающий экскаватор.
В итоге работ, длившихся всего 4,5 года (рекордный срок для сегодняшнего строительства!) общая протяженность Волго - Донского канала имени Ленина составила 101 километр. Географически он находится внутри Волгоградчины. Начинается в культурном центре Красноармейского района региональной столицы. Далее недолго двигается через ряд населенных пунктов на границе Светлоярского и Городищенского, а затем переходит в Калачевский район области. И тут лежит большая часть его «русла». Здесь-то самые крупные водные пути Европы и встречаются, чтобы никогда уже не расставаться.
Строительство Волго-Донского канала закончилось летом 1952 года. На его открытии присутствовали государственные секретари нескольких стран социалистического блока, зарубежные журналисты, писатели и поэты, прочие яркие деятели нескольких лет, предшествующих «хрущевской оттепели». Всего в Сталинграде, на нынешней улице 50-летия Октября (тогда у нее было другое название) скопилось около 100 000 возбужденных человек. Многие размахивали флагами... Во всем мире ВДСК стал очередным «гимном социализма», символом широких возможностей, которые дает этот политический строй. Ну а те, кто не задумывался о таких вещах (к примеру, молодежь) просто тут купались…
Сооружение Волго-Донского канала использовало силы советских заключенных и военнопленных, служивших в период ВОВ в гитлеровской армии. Гиды музея Волго-Дона расскажут вам много интересных историй, легенд и мифов, связанных с житьем-бытьем подневольных рабочих, а также их конвоиров. При этом основная масса гидростроителей состояла все же из вольнонаемных бригад СССР. Общее число строителей составляло примерно 900 000 человек, плюс инженерные кадры.
Интересно:
Волго-Донской канал считается эталоном произведений гидроархитектуры. Точность расчетов реально проиллюстрировать следующим фактом. Мысленно соедините арку шлюза №1, маяк и фигуру Ленина. Получится идеальный равнобедренный треугольник. Что касается бросающейся в глаза песчаной косы, то ее специально намывали для маяка. Причем тут сокровища? Слушайте дальше. Когда-то восхититься чудом в СССР приезжал иранский шах. Он взял с собой очаровательную жену. А жена, в свою очередь, взяла с собой очень дорогую брошь. Традиционный волжский «ураганчик» блестяшку сорвал. Красота упала в камеру входного шлюза. Мог бы разразиться международный скандал. Водолазы потратили на поиск брошки несколько суток. Молва заканчивает сию историю по-разному. Не понятно кто нашел пропажу – подводники или ныряльщики из аборигенов города-героя. Засекречено. Известно лишь, что шахская супруга с тех пор точно ее не видела. А, может, драгоценность еще на глубине, и ее можно найти. Как кости мамонта в девятом шлюзе…
| Помогли сайту Реклама Праздники |
А я сгоряча подумал про фотошоп и Триумфальную арку на площади Звезды в Париже.