Предисловие: Из стихотворений в прозе… «Милостыня» Иван Тургенев Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжело и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…
Вспоминал он, как он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство раздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, - ответил со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руки, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы упражняться в ней?
Старик ничего не ответил - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шёл другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
«Монах»
Я знавал одного монаха, отшельника, святого. Он жил одною сладостью молитвы - и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам. Он их не чувствовал, стоял - и молился.
Я его понимал - я, быть может, завидовал ему, - но пускай же и он поймёт меня и не осуждает меня - меня, которому недоступны его радости.
Он добился того, что уничтожил себя, свое ненавистное я; но ведь и я - не молюсь не из самолюбия.
Моё я мне, может быть, еще тягостнее и противнее, чем его - ему.
Он нашёл, в чём забыть себя… да ведь и я нахожу, хоть и не так постоянно.
Он не лжёт… да ведь и я не лгу.
Ноябрь, 1879
Послесловие: Вот такая бывает поэзия в прозе от наших русских классиков. Несколько предложений, но таких, которые обозначили Истину Истиной, не подменивая понятий по удобству. Всё правда, всё есть так, как бывает в нашей жизни. И те, кто отказывается признать себя верующими устами своими доказывают обратное. Одного жалко. Что отказались разглядеть в себе того самого Бога, от которого отрекались. Почему жаль? Потому что радость осталась не узнанной и не прожитой. А в чём же радость? Вот в этих самых мыслях, ведущих к радости, а не к сожалениям. Есть радость в том, чтобы вознаграждать себя иногда, и есть радость в том, что лишать себя ради других, ради их радости за тебя. Чтобы лишний раз не заставлять их волноваться и переживать. Вот такое терпение будет в радость.
Что же касается молитвы, одно знаю. Возможно есть такие молитвы, где человек забывает себя, или отказывается и вовсе от себя, чтобы больше не страдать и не мучить себя. Но есть и такие молитвы, где человеку дано будет вспомнить о себе, о том, что он Человек, которому присуще живое сердце, которое умеет и страдать, и переживать за других, и любить вопреки, и просить за других так искренне, что жить иначе уже не получится. Когда рассуждают о вреде известной всем заповеди о том, чтобы подставить вторую щёку под удар, не могут увидеть истинный смысл данной заповеди. И этот скрытый смысл, как только откроется сознанию человека, покажет ему, что все мы именно так и выживаем в этом мире, подставляя ещё и ещё раз свои щёки по удары своих близких, своих родных, даже чужих людей. Смысл этой заповеди открыт не словами, а нашим собственным
желанием выжить как-то. Выжить ради других, выжить ради себя и своей правды о себе. Жизнь достойна того, чтобы знать ее со всех сторон, и при всём этом знании тебе суждено будет сберечь веру…
|
Прочла Вашу заметку с интересом. Спасибо!