Заметка «СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. 3»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 916 +1
Дата:
Предисловие:
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие читатели!
Темой нашей Литературной беседы будет:
"Средства художественной выразительности". Часть 3.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. 3

Продолжу повествование средств художественной выразительности.

Оксюморон

Оксюморон – это разновидность парадокса, сочетание двух слов, имеющих противоположные друг другу значения. В отличие от парадокса оксюморон не является законченной фразой или идеей, а образует лишь словосочетание. Этот прием часто используется для привлечения внимания, создания напряженности или юмористического эффекта.

Оксюморон часто используется в названиях художественных произведений, например, «Невыносимая легкость бытия» Кундеры, «Живой труп» Толстого или «Горячий снег» Бондарева.
Параллелизм

В основе параллелизма лежит повторение грамматической структуры фразы. Он может быть использован в качестве средства выделения контраста между противоположными явлениями.

    В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут;
    Туча по небу идет,
    Бочка по морю плывет. (А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)

Парцелляция

Парцелляция – прием, заключающийся в намеренном разделении законченного по смыслу предложения на несколько самостоятельных фрагментов, более коротких предложений. Создает эффект неожиданной паузы, а также используется для передачи внутреннего монолога героя.

    Платок мой. Он забрал. Помню. А я назад не забрал? <…> Позади. Кажется, кто-то есть. (Д. Джойс, «Улисс»)

Персонификация и олицетворение

Персонификация – это наделение неодушевленного объекта или абстрактного понятия человеческими качествами или характеристиками. Используется для того, чтобы помочь читателю создать более ясную мысленную картину описываемой сцены или объекта.

    И каждый из мрака смотрел и слушал,
    Как белое платье пело в луче. (А. Блок, «Девушка пела в церковном хоре»)

При олицетворении, в отличие от персонификации, неодушевленные фигуры в буквальном смысле становятся живыми существами. Это облегчает восприятие образов читателями, в том числе детьми, поэтому этот прием часто используется в детской литературе.

    Вдруг из маминой из спальни,
    Кривоногий и хромой,
    Выбегает умывальник
    И качает головой… (К. Чуковский, «Мойдодыр»)

Повтор

При повторе слово или фраза употребляются в отрывке несколько раз, обычно чтобы сделать смысловой акцент. Используется как в поэзии, так и в прозе.

    Я понял жизни цель и чту
    Ту цель, как цель, и эта цель –
    Признать, что мне невмоготу
    Мириться с тем, что есть апрель. (Б. Пастернак)

   

    Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда. (Набоков, «Лолита»)

Предзнаменование

Предзнаменование представляет собой намек автора на будущие сюжетные повороты. Этот прием может быть встроен в диалоги, описания или действия персонажей. Часто используется для того, чтобы внести напряжение в повествование.

Например, в «Слове о полку Игореве» солнечное затмение служит дурным предзнаменованием, предвещающим неудачу в будущем военном походе.
Просторечие

Просторечие (разговорный язык) – это употребление неформальных выражений и сленга. Его часто используют авторы, чтобы придать реалистичность своим персонажам и диалогам. Как правило, служит для изображения народной речи.

В рассказе Шукшина «Сельские жители» один из персонажей выражается таким языком:

    «Оно знамо, можно бы и теперь, но у Шурки шибко короткие каникулы».

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Риторический вопрос – стилистический приём, который служит для выделения смысловых и эмоциональных фрагментов в речи. Такой вопрос, по сути, является утверждением (или отрицанием) чего-то и не требует ответа.

    Какой же русский не любит быстрой езды? (Н. Гоголь, «Мертвые души»)

К риторическому восклицанию автор прибегает, когда хочет продемонстрировать момент наивысшего напряжения эмоций или чувств лирического героя произведения. Обычно оно облечено в форму возгласа или выкрика.

    То было в утро наших лет –
    О счастие! о слезы!
    О лес! о жизнь! о солнца свет!
    О свежий дух березы! (А. Толстой)

Особенность риторического обращения заключается в том, что отвечать на него – необязательно. Главное – интонация, с которой обращение произносится. Адресатом обращения может быть человек, отвлеченное понятие или неодушевлённый предмет.

    О юность легкая моя!
    Благодарю за наслажденья,
    За грусть, за милые мученья,
    За шум, за бури, за пиры,
    За все, за все твои дары… (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Сарказм

Сарказм – более колкая и язвительная разновидность иронии с оттенком горечи. Этот прием направлен на критику чего-то, например, человека, поведения, убеждений, общества, и выражает более сильные эмоции.

    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны признать за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты… (А. Грибоедов, «Горе от ума»)

Символизм

Символизм подразумевает использование определенного объекта, события или идеи для выражения иной сущности, более широкого смысла, отличающегося от буквального. «Носители» такого зашифрованного значения в символизме называются «символами». Они обычно появляются в тексте многократно, иногда меняя смысл по мере развития сюжета.

В романе Фицджеральда «Великий Гэтсби» зеленый свет, который находится напротив особняка Гэтсби, символизирует надежды и мечты героя.




Послесловие:
Читайте, учитесь, рассуждайте. Продолжение завтра утром.
Реклама
Обсуждение
     08:43 06.08.2022 (1)
1
Прекрасно. Жду продолжения.
     09:51 06.08.2022 (1)
1
Слушаюсь и повинуюсь, мой капитан.
     14:23 06.08.2022 (1)
1
Только без фанатизма.
Воооольнооооооо
     15:42 06.08.2022
1
Не надо пугать,я уже бегу.
     07:24 06.08.2022 (1)
2
     09:51 06.08.2022
1
Благодарю.
Реклама