Все предопределит выбор... Я часто думаю над тем от чего зависит мысль человека? Почему я хочу читать такие рассуждения, в которых всегда говорится о благе, о мудрости, о Любви, о нравственности, а кто-то выбирает другие рассуждения, направленные против всего того, что выбираю я? Почему так происходит? От чего зависит наш выбор?... Я пытаюсь понять в сравнении своей жизни с жизнью других людей... Что было у меня и чего не было у тех, кто не может вдохновиться хорошими, добрыми, нравственными и Духовными рассуждениями? Кто за это отвечает - я или другие?... Я вспоминаю свое детство, и вижу, что все, о чем пишет педагог Василий Сухомлинский - чистая правда... В чем правда? А в том, что с самого детства мы учимся любить окружающий нас мир больше, чем себя... Именно в детстве я начала учиться отказываться от своего эго... Уже в детстве мы делаем выбор, который предопределит будущее... Если однажды ребенок прочувствует мгновение Любви к миру, к его содержанию этого мгновения будет достаточно для того, чтобы всегда ценить и свою Жизнь, и Жизнь всех других... Есть ли еще большее развитие мира, как это - где человек поднял свою Любовь на такой уровень сознания, что готов поцеловать цветы, поговорить с птицами и полюбить эту секунду? Что может быть больше для развития мира, как не сам человек, который смог развиваться не только материально, но и Духовно? Как можно не увидеть в этом созидании идеального развития для всего мира? Почему в одном ребенке проснулось сознание, а в другом не проснулось? Почему для меня до сих пор остаются дорогими и близкими такие рассуждения, как у Василия Сухомлинского, а для других этот язык остается чужим?...
О чем можно подумать, находясь внутри таких рассуждений Сухомлинского? О чем эти рассуждения? Разве есть в них что-то такое плохое, чтобы они могли не нравиться? Нам предлагают оценить свое существование через осознание Любви к миру... Разве этот путь может быть каким-то неприятным или противным по восприятию мысли?... Разве этот путь Любви можно найти, как скучное времяпровождение? Как может стать скучно на берегу моря, или в лесу среди птиц и деревьев?... Как может стать скучно, разглядывая облака и их фигуры? Как может быть скучно рассказывать и делиться этим с другими? Попробуйте представьте свою жизнь без человека, который вам попробует рассказать о Любви в первую очередь, о красоте мира, о том, что он чувствует, когда восхищается красотой заката или рассвета... Так ли он несчастен, когда остается любящим и нравственным человеком? Разве можно подумать о чем-нибудь плохом и страшном рядом с таким человеком?... В этом сравнении я нахожу ответ на свой вопрос: от чего же зависит наш выбор? Выбор зависит от сознания самого человека... В пробужденном сознании человека жизнь становится благородной целью... Эта Любовь становится неиссякаема, как будто ты и есть весь этот мир... Как бы я описала одно это мгновение перед тем, чтобы оценить возможности такого выбора? Как это выглядит в восприятии ребенка? Это, когда ребенку в магазине игрушек дают возможность выбрать все, что он захочет, а он долго, долго стоит и не может понять что же он хочет такое, чтобы оно смогло его полностью удовлетворить... Он может стоять час, переходить от одного места к другому, все будут стоять рядом с ним и терпеть это время... Конечно, он выберет в итоге что-нибудь, но когда он придет домой с тем, что выбрал, он поймет другое, но правильно сформулировать чувство сможет только в возрасте... В своем рассказе о самых дорогих детских воспоминаниях он расскажет о том, что самым дорогим было то состояние, когда он мог долго, долго жить радость от того, что его мечта могла исполнится так быстро... Для этого ребенка состояние стало дороже, чем игрушка...
В конце этих рассуждений я тоже хочу благодарить за то состояние, которым я могу поделиться с другими... Я пишу для себя, но так, чтобы другие имели возможность посмотреть на себя самих, на свою жизнь и на жизнь своих близких... О хорошем нужно и важно говорить вслух...
«Мой идеал в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, почувствовал красоту слова и образа. В этой сфере воспитания каждое сердце требует своего, очень тонкого прикосновения. Мир красоты вокруг нас неисчерпаем и безграничен. Сумейте открыть этот мир так, чтобы в душе ребенка, как музыка, зазвучало слово, чтобы мучительный поиск слова стал для ребенка ни с чем не сравнимой радостью. Если в душе вашего питомца заиграла музыка слова, он станет вашим воспитанником. Ваше слово — этическое поучение дойдет до самых сокровенных уголков его души и пробудит желание быть прекрасным. Исключительно важно, чтобы в духовной жизни каждого вашего питомца наступил момент озарения, изумления красотой, восторга перед красотой.
Вот как пережил это один мой питомец.
Пришла весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро росла, разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходим смотреть, что же будет дальше. Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвел белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» — спрашиваю я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» — «Хорошо, — сказал я, — срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые». Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал. В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах — неведомые переливы красоты. Его губы тихо шептали: «Как снежные пушинки... как серебряные колокольчики...» «Растите, колокольчики», — тихо прошептал мальчик. Для учителя эти мгновения — счастье. Мой идеал — поднять на эту вершину каждого. Это действительно одна из вершин нравственного развития.»
Василий Сухомлинский
Для вас Он с кем и с чем отожествляется?