КОНКУРС. ДВЕ РЕЦЕНЗИИ В ОДНОМ ФЛАКОНЕНу, что же, други и подруги мои, не хотел я вам говорить о неприятном известии, но придётся. Дело в том, что нам предстоит мучительный и бесполезный творческий труд.
Нам надо будет про какое-нибудь из двух предложенных ниже стихотворений написать сразу две рецензии, На один и тот же стих! В одной в пух и прах разнести, в другой вознести до небес. Выбираем один из стихов и пишем аргументировано две рецензии. Две рецензии в одном «флаконе», так сказать.
Заранее скажу о призах.
Призовой фонд на этот конкурс составляет 349,5 фабулона, больше нет. Ну, так вот, этот фонд будет разделен поровну между участниками, независимо от результатов голосования.
И даётся нам на это неделя, то бишь семь дней, то есть до 20 апреля текущего года.
Ну, что же, господа и мадамы, «рисуем» две рецензии на одно следующих произведений.
1.
Тебя я встретил и не скрою,
Мне как ногу переломило.
Мы познакомились с тобою
И огурцов на рубль купили.
Цветы, луна и парк безлюдный,
И всё кругом полно мечтаний,
А я глядел на профиль чудный
И мирно хряпал огурцами.
Но ты ушла, не поняв страсти!
Не поняв страсть мою мужскую!
Ну, что ж. Живи пока спокойно,
Но огород твой обворую!
2.
Бессовестный
Не верь счастливому подонку,
Из тех, чья совесть не чиста.
Какому верует он Богу?
На что надеется душа?
А ты завидуешь, не знаешь
Его извечный страшный бред:
Живешь бессовестно, гуляешь,
Помрешь... А смерти вправду нет!
В качестве примера два автора любезно написали две противоположные «рецухи» на другие стихи.
Разгримируюсь.
Лосьон – на спонжик,
Вчера – под ножик,
Разочаруюсь.
Визитки – в веер,
В розетку – плеер,
Не отцифруюсь.
Небрежно брошу:
«Ты мой хороший!»
И зашифруюсь.
Отрицательная рецензия:
Если говорить коротко, то просто набор знакомых слов, чередующихся со словарными. Последние присутствуют в т. наз. стихах не то для разнообразия, не то для некоей демонстрации: ЛГ – не хилый потребитель благ цивилизации, да плюс еще и Пользователь. С большой буквы. А что вы хотите, уважаемые читатели? Чтобы современный поэт оставил вас томиться в неведении, чем снимают грим с лица? Лосьоном! И наносят его на спонжик. Кто смел, тот в словарик посмотрел. Далее. Атрибутика явно довлеет над ЛГ: визитки, плеер, розетка... Иными словами, перед нами ЛГ, – практически Евгений Онегин, с его туалетным столиком. И Автор – практически очередное «наше всё».
Положительная:
Короткая зарисовка с натуры, камерный по характеру натюрморт, психологически точно передающий разлад между внутренним миром ЛГ и внешними атрибутами комфортного, напичканного гаджетами, пространства. Ностальгия по «вчера» (известнейший хит «The Beatles»), невозможность сегодня оставаться самим собой (перекликается со словами из арии Мистера Икс «Всегда быть в маске...») – вот основные аллюзии текста. За основу, на которой выстраивается связанность (когезия) текста, Автор берет повтор, глагольность: разгримируюсь, разочаруюсь, не отцифруюсь, зашифруюсь. Думается, именно в такой простоте скрывается сложность и неоднозначность ЛГ.
Не дари ей цветов...
Безнадежные алые розы
Как она холодны
И не в силах прервать этот сон…
Но сорвавшихся слов
Не вернут покаянные слезы;
Так и бремя вины
Не продлит угасающий стон.
Ты всю ночь проведешь
В забытьи у ее изголовья,
А наутро – кресты,
И гранит, и стакан, и тоска…
Ты как будто живешь,
Но кончается жизнь у надгробья!
Ты – как будто не ты,
Только кем высекалась доска?
Средь придуманных пьес
Для себя создавал ты когда- то
Неземной идеал,
Оставаясь все прежним, земным.
Ангел сходит с небес…
Но ничто в этом мире не свято!
И слова как металл
Бьют по сердцу кинжалом стальным.
Недопрожитый плен –
Каждый день поминанья как первый.
И душа под замком,
И иллюзии гаснут на дне.
Скальпель замер у вен…
Но предательски дрогнули нервы!
Ты умрешь стариком,
Утопая в слезах и в вине…
ХОРОШАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Стихотворение «Не дари ей цветов» стилизовано под романтизм 19-го века. Характерными его чертами являются ясные и возвышенные образы, стремление автора обратить внимание читателей на вечные ценности и вечные темы: жизнь и смерть, любовь, покаяние и т.д. Причём поданы они не в чистом виде, а вписаны в определённую сюжетную канву. В то же время, читая стихотворение, невозможно с уверенностью сказать, в какое время разворачивается действие сюжета: эта история могла случиться и вчера, и сто лет назад. Во многом стихотворение звучит в унисон со стихотворением Тютчева «О, как убийственно мы любим». Возможно, именно это стихотворение и вдохновило автора «Не дари ей цветов». А наследование и преемственность традиций классической школы – важный этап в творческом становлении каждого автора.
Искренность, с которой выступает автор, подкупает, и заставляет всех нас задуматься о тех ошибках, которые мы совершаем, о том, как часто нам приходится сожалеть до конца дней о убитой нами любви, собственной загубленной судьбе и судьбах других людей. Стихотворение поучительно, но поучение это ненавязчиво, оно носит характер исповеди, и потому не вызывает отторжения в сердцах читателей, напротив, оно находит самый глубокий отклик, вызывает в нас те чувства, которые и делают человека человеком : сострадание, любовь, готовность к самопожертвованию ради любимого человека.
ПЛОХАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Очевидно, что стихотворение «Не дари ей цветов» написано начинающим автором, в котором юношеский максимализм и стремление к идеализму цветут буйным цветом. Но это же делает стихотворение оторванным от жизни. В погоне за вечными ценностями и в попытке объять необъятное автор стилизует стихотворение настолько, что оно становится просто печальной сказочкой, не более того. Образы и сюжеты, носящие обобщающий характер, не могут произвести на читателя задуманного эффекта. Кажется, что вся эта история произошла сто лет назад, в период бурного расцвета романтизма. Конечно, это не совсем справедливо, когда мы говорим о вечных темах. Но вспомните хотя бы стихотворение «Теперь не умирают от любви» Юлии Друниной. Как ёмко и точно рисует она картину нашей действительности, современного мировоззрения и менталитета! В её строках говорит сама жизнь – как она есть, без прикрас! И именно поэтому стихотворение Друниной пробирает морозом по коже и заставляет о многом задуматься.
Здесь же – просто красивости, набор избитых и заезженных штампов, увы. Об этом, и в этом ключе, и такими же точно словами было сказано тысячи раз! Поэтому хочу посоветовать автору не эпигонствовать, а искать собственный путь в поэзии, пролегающий через сердца современников. Послесловие: В течении недели присылайте мне в личку свои мучительные "труды". Они будут опубликованы анонимно. |
Мне как ногу переломило.
Мы познакомились с тобою
И огурцов на рубль купили.
Цветы, луна и парк безлюдный,
И всё кругом полно мечтаний,
А я глядел на профиль чудный
И мирно хряпал огурцами.
Но ты ушла, не поняв страсти!
Не поняв страсть мою мужскую!
Ну, что ж. Живи пока спокойно,
Но огород твой обворую!
Кажется я даже автора знаю этих "золотых" строк)